ИЗНОШЕННЫЕ ШИНЫ В КАЧЕСТВЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА
Классификация изношенных шин
Потребительские свойства шин (т.е. требования к ним) в соответствии с приложением 8 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) установлены в Правилах ЕЭК ООН № 30, 54, 117, 75, 64, 108, 109 (в зависимости от типа шины и транспортного средства, на котором она применяется). При несоответствии шины установленным требованиям и отсутствии предназначения для данной шины по месту образования (предназначение в свою очередь также устанавливается тем или иным нормативным правовым актом, в т.ч. техническим) ее следует относить к категории отходов.
Классификация отходов осуществляется согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85 (далее – классификатор отходов).
Для изношенных шин и покрышек в классификаторе отходов можно выделить следующие наименования и коды: изношенные шины с металлокордом (код 5750201), изношенные шины с текстильным кордом (код 5750202), отходы шин с текстильным кордом при восстановительном ремонте, после эксплуатации транспорта (код 5750204), отходы шин с металлокордом при восстановительном ремонте, после эксплуатации транспорта (код 5750206), отходы покрышек с текстильным кордом (код 5750147), отходы покрышек с металлокордом (код 5750148). Указанные виды отходов относятся к 3-му классу опасности (т.е. по своей степени опасности они относятся к умеренно опасным).
Изношенные шины и покрышки по агрегатному состоянию относят к твердым отходам, а по возможности использования – ко вторичным материальным ресурсам. Последняя упомянутая характеристика изношенных шин подразумевает, что они являются отходами, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по использованию отходов.
Отметим, что захоронение вторичных материальных ресурсов, а также их уничтожение при обезвреживании запрещается (п. 5 ст. 25, часть вторая п. 2 ст. 29 Закона № 271-З).
Кроме того, отходы в качестве вторичного сырья должны использоваться в соответствии с техническими нормативными правовыми актами (п. 1 ст. 28 Закона № 271-З). То есть использование изношенных шин для целей, не установленных в технических нормативных правовых актах, будет нарушением указанного требования Закона № 271-З. Например, "обустройство" клумб изношенными шинами, возможность которого не установлена техническим нормативным правовым актом, может быть расценено как размещение изношенных шин вне санкционированных мест и т.п.
Нарушение установленного законодательством порядка обращения с изношенными шинами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо – до 1 000 БВ (ст. 15.63 КоАП РБ).
Вопросы, включаемые в инструкцию по обращению с отходами производства
Для организаций общие требования к порядку обращения с отходами производства установлены п. 1 ст. 17 Закона № 271-З. Рассмотрим некоторые из них.
Так, организация, осуществляющая сбор отходов в виде изношенных шин и покрышек, должна разработать и утвердить инструкциюпо обращению с отходами производства (см. Инструкцию о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденную постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45).
Справочно: согласование инструкции по обращению с отходами производства осуществляет территориальный орган Минприроды по месту выдачи заявителю разрешения на хранение и захоронение отходов производства.
Данная норма определена:
– п. 6.26 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (далее – Единый перечень административных процедур);
– п. 2 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами".
В данной инструкции следует отразить этапы обращения с изношенными шинами.
В частности, в разделе "Образование отходов производства" надо указать, что:
– нормативы образования изношенных шин разрабатываются на основании значения показателя норматива образования данного отхода, утвержденного приказом Минприроды РБ от 11.05.2011 № 200-ОД (далее – приказ № 200-ОД);
– расчетная единица – кг/10 тыс. км пробега;
– источник образования изношенных шин – эксплуатация автотранспорта.
В приложении "Карта-схема источников образования отходов производства" к инструкции нужно отразить план (схематическое изображение) здания и территории организации с указанием на нем мест (источников) образования всех отходов производства, в т.ч. изношенных шин. Условное обозначение места хранения изношенных шин в этом приложении впоследствии будет применяться при заполнении гр. 12 книги учета отходов по форме ПОД-10.
В приложении "Образующиеся отходы производства" к инструкции по обращению с отходами необходимо указать:
– наименования и коды изношенных шин, степень опасности и класс опасности – изношенные шины с металлокордом (код 5750201), изношенные шины с текстильным кордом (код 5750202) и т.д., 3-й класс опасности (см. выше);
– физическое состояние изношенных шин – код физического состояния – 32, "твердые отходы" (физическое состояние изношенных шин следует определять в соответствии с Перечнем кодов и наименований физического состояния отходов, утвержденным постановлением Белстата от 29.09.2011 № 277);
– источник образования отходов в виде изношенных шин – эксплуатация автотранспорта.
Раздел "Сбор и хранение отходов производства" должен, в частности, содержать порядок хранения отходов в виде изношенных шинс учетом требований законодательства РБ, в т.ч. технических нормативных правовых актов (места временного хранения отходов, объекты хранения отходов, условия хранения отходов).
В случае изношенных шин техническим нормативным правовым актом, устанавливающим требования к порядку сбора и хранения таких отходов, является ГОСТ 8407-89 "Сырье вторичное резиновое. Покрышки и камеры шин. Технические условия", согласно которому данные отходы хранят на открытых бетонированных или асфальтированных площадках.
Важно! В перечне отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов (включается в указанный раздел), не надо указывать изношенные шины, поскольку имеются зарегистрированные объекты по использованию изношенных шин и на них не может быть выдано разрешение на хранение и захоронение.
Хранение отходов допускается только в санкционированных местах хранения отходов, и при временном хранении отходов в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, такие места указываются в инструкциях по обращению с отходами. Превышение допустимого количества накопления отходов производства при временном хранении не допускается.
Если место временного хранения отходов не указано в инструкции, то такое хранение отходов считается хранением вне санкционированного места, что может повлечь применение штрафных санкций, а также возмещение вреда, нанесенного окружающей среде. Расчет осуществляют контролирующие органы в соответствии с Положением о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 17.07.2008 № 1042.
В приложении "Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения" к инструкции следует установить специальный показатель "одна транспортная единица" и обосновать его.
"Одна транспортная единица" – это допустимое количество накопления отходов производства (изношенных шин), необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов.
Справочно: не признают объектом обложения экологическим налогом хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов (ст. 205 Налогового кодекса РБ).
В приложении "Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения" к инструкции можно также указать периодичность вывоза изношенных шин на использование и обоснование установления такой периодичности.
Рассмотрим несколько примеров обоснования периодичности.
Пример 1
Площадь отведенной и обустроенной территории для временного хранения изношенных шин позволяет накопить на ней 1 т таких отходов. Следовательно, это и будет допустимым количеством накопления данных отходов производства. Периодичность вывоза устанавливается в зависимости от времени, в течение которого заполняется отведенная площадка для хранения шин. Так, если место временного хранения отходов заполняется полностью за 6 месяцев, то соответственно периодичность вывоза целесообразно устанавливать 1 раз в 6 месяцев.
Пример 2
Объем кузова специально применяемых автомашин, в которых осуществляется перевозка изношенных шин, позволяет загрузить 5 т таких отходов. Это количество будет являться допустимым для накопления данных отходов производства. Периодичность вывоза устанавливается в зависимости от времени, в течение которого организация накапливает 5 т изношенных шин. При этом отведенное место временного хранения данных отходов должно быть обязательно с площадью, позволяющей накопить их в количестве, равном или большем 5 т. Если накопление 5 т изношенных шин происходит за 1 год, то и периодичность вывоза устанавливают 1 раз в год.
С учетом того что изношенные шины подлежат передаче только на использование, в разделе "Использование и обезвреживание отходов производства" должен содержаться полный перечень передаваемых на использование шин, порядок их передачи на использование, а также перечень субъектов хозяйствования, которым эти шины передаются с целью их последующего использования.
Если же организация самостоятельно осуществляет использование изношенных шин, то указанный раздел дополнительно должен включать:
– перечень объектов, на которых производится использование отходов;
– перечень отходов, поступающих от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для использования;
– порядок использования отходов на таких объектах.
Порядок использования изношенных шин устанавливается в технологических регламентах данных процессов, что можно отметить в рассматриваемом разделе инструкции.
Справочно: к составляющим работам и услугам деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, лицензирование которой осуществляет Минприроды, относится в т.ч. использование отходов 1–3-го классов опасности, т.е. и изношенных шин (п. 14 приложения 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Некоторые вопросы перевозки изношенных шин, в т.ч. их трансграничного перемещения
Перевозка отходов производства, в т.ч. изношенных шин:
– производится с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество.
Перевозка опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, производится в соответствии с законодательством о перевозке опасных грузов;
– допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, оформленного собственником перевозимых отходов производства.
Форма сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и порядок его оформления утверждены постановлением Минприроды РБ от 09.12.2008 № 112.
Вопрос регулирования трансграничного перемещения изношенных шин актуален для субъектов хозяйствования, осуществляющих их ввоз на территорию Республики Беларусь, транзит по территории или вывоз за пределы территории республики.
Так, Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 № 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" утвержден перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень товаров).
В п. 2.3 Единого перечня товаров содержится перечень опасных отходов, ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе. В него попали также шины и покрышки, бывшие в употреблении (код ТН ВЭД ТС 401220009), приравниваемые к изношенным шинам и являющиеся отходами. В данном случае ограниченность к перемещению через таможенную границу Таможенного союза означает необходимость получения лицензии или заключения (разрешительного документа) (в зависимости от целей и государств – участников трансграничного перемещения) на ввоз и (или) вывоз отходов, включенных в рассматриваемый перечень. Выдачу данных лицензий и (или) заключений (разрешительных документов) осуществляет Минприроды в соответствии с пп. 6.21, 6.22 Единого перечня административных процедур.
Инвентаризация изношенных шин
Организации, осуществляющие обращение с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов не реже 1 раза в год в сроки, определяемые самой организацией, но не ранее 1 июля отчетного года. Порядок ее проведения определен Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17.
Инвентаризация отходов производства включает подготовительный этап, инвентаризационное обследование и обобщение сведений об инвентаризации.
На этапе инвентаризационного обследования производится:
1) обследование структурных подразделений организации в соответствии с планом-схемой расположения зданий и сооружений;
2) обозначение источников образования отходов производства на плане-схеме расположения зданий и сооружений.
Поскольку источником образования изношенных шин является процесс эксплуатации автотранспорта, на карте-схеме рационально указывать непосредственно место осуществления процесса замены изношенных шин на новые (гараж и т.п.);
3) определение наименований образующихся отходов производства по источникам образования отходов (рассмотрено выше);
4) проведение взвешиваний (замеров) количества отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определение нормативов их образования по результатам измерений.
Норматив образования изношенных шин можно определить:
– из определенных удельных показателей их образования.
Для большого количества изношенных шин рекомендуемый норматив образования установлен приказом № 200-ОД (см. табл. 1).
Таблица 1
– методом замеров.
Он основывается на проведении опытных измерений (взвешивания, расчета массы исходя из фактического количества образующихся шин и массы одной единицы изношенных шин определенного типоразмера, проводимого в период инвентаризационного обследования). Результаты измерений – фактические объемы отходов, которые применяются для расчета нормативов образования отходов по аналогии с другими методами (т.е. количество отходов на определенную единицу пробега и т.п.);
5) расчет годового количества образующихся отходов производства и нормативов их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологического процесса исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования;
6) определение физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов и химических реакций, происходящих в производственных процессах, определение перечня опасных свойств отходов в соответствии с требованиями законодательства РБ в области обращения с отходами).
Для изношенных шин можно привести следующий пример компонентного состава (см. табл. 2):
Таблица 2
Для изношенных шин с металлокордом можно применить упрощенную форму, например (см. табл. 3):
Таблица 3
7) оформление полученных сведений.
Затем производят систематизацию данных, полученных при проведении инвентаризационного обследования, и оформление акта инвентаризации отходов производства.
ИЗНОШЕННЫЕ ШИНЫ В КАЧЕСТВЕ ОТХОДОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Шины (покрышки, камеры резиновые) включены в приложение 1 к Указу Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313) (см. табл. 4):
Таблица 4
Это означает, что производители и поставщики (импортеры) таких товаров обязаны обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование указанных товаров после утраты ими потребительских свойств (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
Обязанность по сбору использованных шин может быть выполнена:
1) путем применения собственной системы сбора отходов шин, покрышек и камер из отходов потребления.
В эту систему включают находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов шин, покрышек и камер (собственная система сбора отходов).
Организация, применяющая собственную систему сбора, должна обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование не менее 30 % отходов (кроме отходов, являющихся отходами производства) от общей массы шин, покрышек и камер резиновых, произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных производителями и поставщиками (подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313).
Важно! В применении собственной системы сбора отходов обязательным условием является сбор изношенных шин, относящихся по происхождению к отходам потребления. То есть к отходам, образующимся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, а также в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах.
Порядок организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, в т.ч. шин, покрышек и камер, утвержден постановлением Минприроды РБ от 28.08.2012 № 39.
Подтверждением выполнения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров посредством применения собственной системы сбора являются данные бухгалтерского учета. Документами, подтверждающими сведения об объемах собранных, обезвреженных и (или) использованных отходов товаров, являются товарно-транспортные накладные, путевые листы, акты выполненных работ, приема-передачи отходов, иные документы, составленные в соответствии с требованиями законодательства;
2) путем заключения с ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары и внесения на текущий (расчетный) счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (далее – плата).
Плата вносится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходится:
– по произведенным шинам, покрышкам и камерам резиновым – дата их отгрузки согласно оформленным документам;
– по ввозимым шинам, покрышкам и камерам резиновым – дата выпуска этих товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, таможенного склада, свободного склада либо дата принятия на учет указанных товаров, таможенное декларирование и выпуск которых в силу законодательства не производятся.
Справочно: размеры платы утверждены постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708.
Невыполнение обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары влечет наложение штрафа на юридическое лицо в 2-кратном размере платы, подлежащей уплате (подп. 1.10 п. 1 Указа № 313).