статистическая отчетность
Заполняем статистическую отчетность по форме 12-т
1 (29). Включаются ли в состав фонда заработной платы при заполнении государственной статистической отчетности по форме 12-т "Отчет по труду"* (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – форма 12-т) доплаты работникам, подлежащим профессиональному пенсионному страхованию, выплачиваемые по их выбору взамен права на профессиональное пенсионное страхование?
_________________
* Форма государственной статистической отчетности 12-т "Отчет по труду" утверждена постановлением Белстата от 19.08.2013 № 163.
Включаются.
Данные доплаты относятся к выплатам компенсирующего характера |*| и включаются в состав фонда заработной платы (подп. 64.12 п. 64 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Указания по труду).
* Информация об изменениях, произошедших с 25 июля 2014 г. в исчислении среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, доступна для всех читателей GB.BY
2 (30). При заполнении государственной статистической отчетности по форме 12-т включаются ли в состав фонда заработной платы вознаграждения членам совета хозяйственного общества, состоящим в списочном составе организации?
Включаются при соблюдении определенных условий.
В фонд заработной платы |*| работников списочного состава включают вознаграждения члену совета хозяйственного общества в том случае, если он работает в организации по трудовому договору (контракту).
* Информация о том, в каком размере организации, которые не составляют коллективные договоры, могут создавать резервный фонд заработной платы, доступна для всех читателей GB.BY
Справочно: в списочную численность работников (списочный состав) организации включаются работники, работавшие по трудовому договору (контракту) и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу 1 день и более.
3 (31). Как следует учитывать при заполнении государственной статистической отчетности по форме 12-т выходное пособие работникам, призванным для прохождения срочной воинской службы?
Выходное пособие (компенсация), выплачиваемое в случае прекращения трудового договора (контракта), относится к прочим выплатам и расходам, не отражаемым в составе фонда заработной платы (подп. 70.1 п. 70 Указаний по труду).
Справочно: в связи с призывом работника на военную службу заключенный с ним трудовой договор подлежит прекращению (ст. 44 Трудового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – ТК)). Для работников, призванных на военную службу, предусмотрены гарантии, в частности выплата выходного пособия (ст. 340 ТК).
4 (32). Следует ли учитывать в среднесписочной численности работников, призванных на военные сборы? Включаются ли в состав фонда заработной платы выплаты этим работникам?
Работники, призванные на военные сборы, учитываются в среднесписочной численности |*| и выплаты этим работникам включают в состав фонда заработной платы, поскольку за военнообязанными работниками, призванными на военные и специальные сборы, за все время сборов сохраняется место работы (должность) и выплачивается средний заработок по месту работы (ст. 339 ТК).
* Информация о том, что фонд заработной платы и среднесписочная численность работников дочерних организаций учитываются при определении оплаты труда руководителей организаций, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Наталья Слепица, консультант управления статистики труда Белстата
Статотчетность о финансовых результатах
5 (33). Представителям государства в органах управления хозяйственных обществ, если иное не предусмотрено законодательными актами, вознаграждение, начисляемое с 1 апреля 2008 г., выплачивается ежеквартально за счет чистой прибыли этих обществ за отчетный период. Такая норма предусмотрена подп. 1.3 п. 1 Указа Президента РБ от 19.02.2008 № 100 "О некоторых вопросах владельческого надзора".
Как в форме государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) "Отчет о финансовых результатах" отражать эти выплаты*?
_________________
* Форма государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) "Отчет о финансовых результатах" утверждена постановлением Белстата от 15.01.2014 № 7.
Их отражают по стр. 27.
Выплату вознаграждения представителям государства за счет чистой прибыли организации |*| в отчете о прибылях и убытках показывают по стр. 200 "Прочие платежи, исчисляемые из прибыли (дохода)".
* Новации в оплате труда руководителей в зависимости от размера чистой прибыли организации доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Следовательно, в отчете по форме 12-ф (прибыль) вознаграждение, начисленное представителям государства в органах управления хозяйственных обществ, должно быть отражено по стр. 27 "Прочие налоги и сборы, суммы, исчисляемые из прибыли (дохода)".
Статотчетность о состоянии расчетов
6 (34). Необходимо ли отражать в форме 12-ф (расчеты) "Отчет о состоянии расчетов"* просроченную задолженность по внешнеторговым договорам в случае, если прошли сроки оплаты по договору либо прошло более 90 дней с момента отгрузки и имеется разрешение Нацбанка РБ на продление сроков внешнеторговой операции?
___________________
* Форма государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты) "Отчет о состоянии расчетов" утверждена постановлением Белстата от 15.01.2014 № 9.
Порядок отражения зависит от оформления договора.
В форме государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты) к просроченной задолженности относится задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами или законодательством. В случаях, когда в договорах не указаны конкретные сроки расчетов, в просроченную задолженность |*| включают задолженность, не погашенную в течение 60 дней по внутриреспубликанским расчетам и 90 дней – по внешним расчетам.
* Информация о том, что в Минской области насчитывается больше всего организаций с просроченной задолженностью по зарплате, доступна для всех читателей GB.BY
Таким образом, в первую очередь при определении просроченной задолженности необходимо руководствоваться сроками, определенными договором. Если, например, по условиям договора сроки расчетов предусмотрены в течение 90 дней с момента отгрузки продукции и после указанного срока оплата не произведена, то данная задолженность для статистических целей будет являться просроченной.
Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" устанавливает сроки прекращения обязательств при экспорте не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Названный Указ не определяет порядок отнесения задолженности к просроченной.
Разрешение Нацбанка РБ на продление срока завершения внешнеторговой операции не является основанием для исключения задолженности из просроченной при заполнении отчета по форме 12-ф (расчеты).
Вместе с тем задолженность не будет относиться к просроченной, если будет подписано дополнение к договору, в котором изменен срок оплаты.
В случае истечения срока оплаты, установленного дополнением к договору, задолженность будет считаться просроченной и должна быть отражена в форме 12-ф (расчеты).
7 (35). По каким строкам разд. II "Состояние расчетов внутри республики и с другими странами" формы государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты) отражаются данные о состоянии расчетов со странами Прибалтики (Латвия, Литва и Эстония)?
Задолженность со странами Латвией, Литвой и Эстонией отражают по стр. 214 "Латвия", 215 "Литва" и 216 "Эстония" соответственно. По стр. 218 "из них страны Европейского союза" формы 12-ф (расчеты) данные о состоянии расчетов с перечисленными странами не отражаются.
Статотчетность о затратах на производство продукции (работ, услуг)
8 (36). Должны ли отражаться в форме государственной статистической отчетности 4-ф (затраты) "Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)"* транспортные услуги сторонних организаций и индивидуальных предпринимателей по перевозкам грузов за пределы организации для дальнейшей реализации?
_____________________
* Форма государственной статистической отчетности 4-ф (затраты) "Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)" и указания по ее заполнению (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Указания № 178) утверждены постановлением Белстата от 20.08.2013 № 178.
Расходы на перемещение и транспортировку грузов, обеспечивающие непрерывность производственного процесса и включаемые в дальнейшем в себестоимость продукции |*|, отражают по стр. 026 "перевозка грузов" разд. II "Затраты на производство продукции (работ, услуг) по основному виду экономической деятельности организации" формы 4-ф (затраты).
* Информация об особенностях определения себестоимости продукции при реализации ее в собственном розничном магазине доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Расходы на доставку продукции к потребителям и (или) к местам ее реализации относятся не к производственному процессу, а к расходам на реализацию (Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50).
Таким образом, расходы по оплате услуг сторонних организаций по доставке готовой продукции к местам ее реализации в отчете по форме 4-ф (затраты) не отражаются.
9 (37). Как следует отражать в форме государственной статистической отчетности 4-ф (затраты) расходы на рекламу?
Затраты на все виды рекламы в целом по организации, которые включаются в затраты на производство продукции (работ, услуг) и расходы на реализацию, отражают по стр. 016 "расходы на рекламу – всего" разд. I "Затраты на производство продукции (работ, услуг) в целом по организации" (п. 20 Указаний № 178).
По стр. 046 "услуги других организаций" |*| разд. II "Затраты на производство продукции (работ, услуг) по основному виду экономической деятельности организации" отражают затраты на оплату услуг рекламы и маркетинга, относящиеся к затратам на производство (п. 46 Указаний № 178).
* Порядок заключения договора на оказание маркетинговых услуг доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Статотчетность о наличии и движении основных средств и других долгосрочных активов
10 (38). Как известно, переоценка основных средств, не относящихся к недвижимости, по состоянию на 1 января 2015 г. проводится не в обязательном порядке, как в предыдущие годы, а по решению самой организации (Указ Президента РБ от 16.01.2014 № 37).
Организация приняла решение не переоценивать машины, оборудование и транспортные средства по состоянию на 1 января 2015 г.
Как в этом случае отразить стоимость данных объектов в гр. 6 и 7 разд. I "Наличие, движение и состав основных средств" формы государственной статистической отчетности 1-ф (ос)*?
____________________
* Форма государственной статистической отчетности 1-ф (ос) "Отчет о наличии и движении основных средств и других долгосрочных активов" утверждена постановлением Белстата от 15.01.2014 № 8.
В гр. 6 "Наличие на конец года, переоцененная стоимость" формы 1-ф (ос) отражают переоцененную, а в гр. 7 "остаточная стоимость" – остаточную стоимость основных средств на конец отчетного года с учетом переоценки на конец отчетного года (п. 13 Указаний по заполнению формы 1-ф (ос)).
Если организация примет решение не проводить переоценку |*| отдельных объектов основных средств по состоянию на 1 января 2015 г., то их первоначальная стоимость на конец отчетного года не изменится.
* Информация о том, что переоценка на 1 января 2015 г. не обязательна и ее можно провести по решению организации, доступна для всех читателей GB.BY
Таким образом, данные, отраженные в гр. 6 "Наличие на конец года, переоцененная стоимость", должны быть равны данным, отраженным в гр. 9 "Первоначальная стоимость на конец года без переоценки на конец года".
Остаточная стоимость машин, оборудования и транспортных средств, по которым будет принято решение не проводить переоценку, также не претерпит изменений в конце отчетного года. Поэтому данные, отраженные в гр. 7 "остаточная стоимость", по таким объектам будут равны данным, отраженным в гр. 10 "Остаточная стоимость на конец года без переоценки на конец года".
Данные в гр. 6 должны быть равны сумме данных в гр. 1 и 2 за вычетом данных в гр. 4. Этот контроль должен соблюдаться как по объектам, подлежащим переоценке, так и по объектам, не переоцениваемым на 1 января 2015 г.
Пример. Принято решение не проводить переоценку металлорежущего оборудования
Первоначальная стоимость металлорежущего оборудования на начало 2014 г. составила 500 млн. руб. Организация в рамках проведения реконструкции производства приобрела в 2014 г. 2 единицы нового аналогичного оборудования с первоначальной стоимостью 75 млн. руб.; 1 единица оборудования передана безвозмездно дочерней организации по первоначальной стоимости 25 млн. руб.
Организация приняла решение не проводить переоценку металлорежущего оборудования по состоянию на 1 января 2015 г.
В форме 1-ф (ос) за 2014 г. по стр. 050 "машины и оборудование" организация отражает:
– в гр. 1 "Первоначальная стоимость на начало года" – 500 млн. руб.;
– гр. 2 "Поступило за год, всего" – 75 млн. руб.;
– гр. 4 "Выбыло за год, всего" – 25 млн. руб.;
– гр. 6 "Наличие на конец года, переоцененная стоимость" – 550 млн. руб.;
– гр. 9 "Первоначальная стоимость на конец года без переоценки на конец года" – 550 млн. руб.
Проверим формулу: гр. 1 + гр. 2 – – гр. 4 = гр. 6:
500 млн. руб. + 75 млн. руб. – 25 млн. руб. = 550 млн. руб.
Контроль, отражающий наличие и движение основных средств, выполняется.
Екатерина Ахраменок, начальник Главного управления статистики финансов Белстата
ОТХОДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Организация импортирует запчасти: подпадает ли она под действие Указа № 313?
11 (39). Организация, осуществляющая ремонт бытовой техники и оргтехники, импортирует для работы запасные части из-за границы. В ноябре – декабре 2014 г. она ввезла запчасти к различным видам техники по кодам ТН ВЭД 8510 20 000 0, 8516 31 000 0, 8509 40 000 0, 8508 70 000 9, 8418 99 900 0. Упаковка для ввозимых запчастей не применялась.
Возникает ли в данном случае необходимость внесения платы за обеспечение сбора, обезвреживания и использования отходов запасных частей?
Возникает, но не по всем ввозимым товарам.
Организации, осуществляющие ввоз товаров, названных в приложении к Указу Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Указ № 313), обязаны обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров |*|.
* Новации Указа № 313 доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Рассмотрим, в отношении каких ввозимых товаров (запчастей) у организации возникает обязанность.
1. Товары, классифицируемые кодом ТН ВЭД ТС 8508 70 000 9.
Данный код отсутствует в приложении к Указу № 313. Соответственно у организации не возникает предусмотренной данным Указом обязанности в отношении товаров, классифицируемых этим кодом ТН ВЭД.
2. Товары, классифицируемые кодом ТН ВЭД ТС 8418 99 900 0.
Данные товары входят в товарную позицию 8418 ТН ВЭД ("холодильники, морозильники, холодильники-морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование электрическое или других типов, бытовые") .
В отношении этой позиции надо руководствоваться кодом ТН ВЭД ТС и кратким наименованием товара |*|.
* Правила применения на практике новой редакции приложения к Указу № 313 доступны для подписчиков электронного "ГБ"
С учетом того что организация ввозит запасные части, а не холодильники и т.д., у нее не возникает обязанности в отношении товаров, классифицируемых кодом ТН ВЭД ТС 8418 99 900 0.
3. Товары, классифицируемые кодами ТН ВЭД ТС 8510 20 000 0, 8516 31 000 0, 8509 40 000 0.
Товары, соответствующие позициям ТН ВЭД ТС 8510 20 000 0, 8516 31 000 0, 8509 40 000 0, названы в приложении к Указу № 313. Соответственно в отношении таких товаров у организации возникает предусмотренная данным Указом обязанность.
Организация вправе обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров:
– либо путем самостоятельного сбора отходов;
– либо путем заключения договора с ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" и перечисления ему соответствующей платы.
Важно! Запасные части к тем или иным видам товаров в ТН ВЭД ТС выделены в отдельные позиции, не названные в приложении к Указу № 313. В большинстве случаев в приложении к Указу № 313 названы определенные виды товаров как целостный готовый к применению вид продукции, а не запасные части.
Организация импортирует 2 вида пленки: подпадает ли она под действие Указа № 313?
12 (40). Организация ввозит полиэтиленовую и полипропиленовую пленки, соответствующие кодам ТН ВЭД ТС 3920 10 и 3920 20 |*|.
* Корректировка кодов ТН ВЭД, произошедшая в приложении к Указу № 313, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Ввозимые виды пленки предназначены для применения сельхозорганизациями в качестве изолирующего материала и для применения транспортно-логистическими компаниями в качестве транспортной упаковки. Иными словами, эта пленка не применяется физическими лицами в быту.
Возникает ли у организации обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих видов пленки?
Возникает в отношении пленки, реализуемой транспортно-логистическим компаниями.
Организации, осуществляющие ввоз товаров, приведенных в приложении к Указу № 313, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
Приложение к Указу № 313 включает товары, указанные в вопросе и соответствующие позициям ТН ВЭД ТС:
3920 10 "плиты, листы, пленка и полосы или ленты, прочие, из пластмасс, непористые и неармированные, неслоистые, без подложки и не соединенные аналогичным способом с другими материалами, из полимеров этилена, для бытовых нужд и упаковки";
3920 20 "плиты, листы, пленка и полосы или ленты, прочие, из пластмасс, непористые и неармированные, неслоистые, без подложки и не соединенные аналогичным способом с другими материалами, из полимеров пропилена, для бытовых нужд и упаковки".
Следовательно, на поставщиков таких товаров распространяется обязанность, предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 |*|.
* Условия, позволяющие производителям некоторых групп товаров освободиться от выполнения обязанности по Указу № 313, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Однако в отношении указанных товаров надо руководствоваться не только кодом ТН ВЭД ТС, но и кратким наименованием товара.
Из наименования товара следует, что обязанность, предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313:
– не возникает в отношении пленки, которая реализуется сельскохозяйственным организациям и не применяется для упаковки;
– возникает в отношении пленки, которая реализуется транспортно-логистическим компаниям в качестве транспортной упаковки.
Сергей Юрча, главный специалист ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов"