В КОМАНДИРОВКУ ЗА ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Ситуация 1. Работник отправлен в командировку для приобретения основных средств
Производственная организация направила в командировку на 3 дня с 27 по 29 июня 2018 г. своего работника – заместителя руководителя для закупки оборудования. В обязанности данного работника входили подписание контракта на покупку оборудования, получение груза и сопровождение его к месту нахождения организации |*|.
Для доставки оборудования от склада продавца, который находится в г. Варшаве, до территории организации была привлечена сторонняя транспортная организация. Стоимость ее услуг составила 750 руб. Доставка была осуществлена 29.06.2018.
Работнику выдан аванс в сумме 206,80 руб. на оплату суточных в размере:
– 7,00 руб. – за 27.06.2018;
– 199,80 руб. (2 дня × 50 долл. США по курсу Нацбанка Республики Беларусь на 27.06.2018 – 1,9980) – за 28 и 29 июня 2018 г.
На наем жилого помещения аванс работнику не выдавался, так как проживание предоставлено принимающей стороной.
Контрактная стоимость оборудования составляет 2 000 евро. Оплата за оборудование поставщику произведена 04.07.2018.
Работник по командировке отчитался 04.07.2018.
День пересечения границ государств, в т.ч. Государственной границы Республики Беларусь, определяется по отметке в документе для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь.
Заданием на командировку предусмотрено, что работник выехал из Минска 27 июня. Он пересек границу Республика Беларусь – Республика Польша 28 июня, на обратном пути он пересек границу 29 июня и в этот же день вернулся в Минск.
Норма суточных для Польши – 50 долл. США, норма суточных для командировок в пределах Республики Беларусь – 7 руб. |**|.
Справочно: за время следования по территории Республики Беларусь до дня отъезда из Республики Беларусь либо после дня прибытия в Республику Беларусь суточные выплачиваются в белорусских рублях по нормам, установленным законодательством Республики Беларусь по оплате служебных командировок в пределах Республики Беларусь (п. 22 Инструкции № 115*).
_________________
* Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.07.2010 № 115.
Что можно включить в стоимость основного средства?
Первоначальная стоимость основного средства – это стоимость, по которой указанный актив принимается к бухгалтерскому учету. Она определяется в сумме фактических затрат на их приобретение, включая:
– стоимость приобретения основных средств;
– таможенные сборы и пошлины;
– проценты по кредитам и займам;
– затраты по страхованию при доставке;
– затраты на услуги других лиц, связанные с приведением основных средств в состояние, пригодное для использования;
– иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования (часть первая п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).
По мнению автора, командировочные расходы работника в приведенной ситуации и стоимость услуги транспортной организации следует включить в первоначальную стоимость основных средств, так как они непосредственно связаны с приобретением и доставкой оборудования.
Эти затраты следует собрать на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы» (субсчет 08-1 «Приобретение и создание основных средств» в разрезе каждого приобретаемого актива) (часть третья, абз. 2 части 12 п. 13 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).
Справочно: основные средства принимают к бухгалтерскому учету на основании акта о приеме-передаче основных средств.
С 1 октября 2017 г. внесены изменения в порядок оформления этого документа (постановление Минфина Республики Беларусь от 23.08.2017 № 26).
Акт о приеме-передаче основных средств может заполняться организацией-датчиком и (или) организацией-получателем при приеме-передаче группы одинаковых по стоимости и характеристикам основных средств (кроме недвижимого имущества) с включением при необходимости в форму этого акта дополнительных строк и (или) граф.
Бухучет при получении оборудования
В бухгалтерском учете нужно отразить (см. табл. 1):
В КОМАНДИРОВКУ ЗА ТМЦ
Ситуация 2. Работник отправлен в командировку для приобретения материалов в производственных целях
В служебную командировку в г. Витебск за комплектующими для мебельного производства направлен мастер производственного участка на служебном автомобиле с 4 по 6 июля 2018 г. (сроком на 3 дня). Ему был выдан аванс в размере 250 руб. на командировочные и хозяйственные расходы.
По возвращении из командировки работник представил документы по проживанию в гостинице на сумму 189,80 руб. (без НДС) |*| и чеки на заправку автомобиля топливом на сумму 80 руб. (в т.ч. НДС – 13,33 руб.).
* Информация о возмещении расходов на проживание без представления подтверждающих документов
Общая стоимость полученных комплектующих составила 1 440 руб. (в т.ч. НДС – 240 руб.):
– ручки мебельные – на сумму 750 руб. (в т.ч. НДС – 125 руб.);
– крепежная фурнитура – на сумму 690 руб. (в т.ч. НДС – 115 руб.).
В состав транспортно-заготовительных затрат (далее – ТЗЗ), связанных с приобретением и доставкой материалов в организацию, включаются:
– затраты по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов;
– вознаграждения за оказанные услуги, причитающиеся посредническим организациям;
– затраты на хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах;
– другие затраты, непосредственно связанные с приобретением и доставкой материалов в организацию (п. 36 Инструкции № 133*).
________________
* Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).
Непосредственное (прямое) включение ТЗЗ в фактическую себестоимость материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов (п. 51 Инструкции № 133).
Справочно: ТЗЗ организации могут быть приняты к бухгалтерскому учету путем отнесения транспортно-заготовительных затрат на счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Затраты по командировке и транспортировке согласно учетной политике организации включают в фактическую себестоимость приобретенного сырья пропорционально его стоимости.
Всего затраты по транспортировке материалов составили 277,47 руб. (21 руб. (суточные) + 189,80 руб. (проживание в гостинице) + 66,67 руб. – заправка топлива (80 руб. – 13,33 руб.)) (для упрощения расчетов будем считать, что все приобретенное топливо израсходовано на эту поездку).
ТЗЗ по доставке сырья распределим следующим образом:
– ТЗЗ, включаемые в фактическую себестоимость комплектующих «ручки мебельные», составили 144,52 руб. (277,47 / 1 440 × 750);
– ТЗЗ, включаемые в фактическую себестоимость крепежной фурнитуры, – 132,95 руб. (277,47 / 1 440 × 690).
Бухгалтерские записи в учете при получении ТМЦ
В бухгалтерском учете нужно отразить (см. табл. 2):