Проект НК [1] планирует расширить возможности по применению инвестиционного вычета
В целях реализации положений Декрета № 7 [2] в проект НК включены системные меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и стимулирование реинвестирования прибыли:
1) расширение возможности применения инвестиционного вычета за счет увеличения его размера в 1,5 раза:
2) снижение ставки налога на прибыль в отношении дивидендов |*| при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение 3 лет – до 6 %, в течение 5 лет – до 0 %.
* Порядок налогообложения дивидендов, полученных от нерезидента
Изменения, планируемые в составе затрат, участвующих при налогообложении прибыли
Проектом НК:
1) введено понятие нормируемых затрат, все виды которых в целях упрощения администрирования включены в отдельную статью.
При этом в отношении отдельных видов таких затрат плательщикам предоставлено право их учитывать по нормативу, установленному в размере 1 % от выручки с учетом НДС (для банков – от суммы доходов, определяемой в соответствии со статьей, устанавливающей особенности определения валовой прибыли банками, за вычетом доходов, относящихся ко внереализационным);
2) уточнен порядок учета расходов на автомобильное топливо |*|.
* Порядок включения ГСМ в затраты, участвующие при налогообложении прибыли
Для налогового учета расходов на автомобильное топливо предложено использовать данные технической документации завода-изготовителя, а при их отсутствии – самостоятельно устанавливать нормы его расхода.
Важная деталь!
Нововведение в части утверждения норм расхода автомобильного топлива позволит плательщикам избежать необходимости прохождения обременительной процедуры установления норм расхода автомобильного топлива, действующей в настоящее время.
Нормы, определенные руководителем организации, действуют до их утверждения в нормативном правовом акте в установленном порядке;
3) предоставляется право самостоятельного утверждения норм потерь от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей (норм естественной убыли) в случае отсутствия таких норм, установленных законодательством.
Одновременно предлагается снять ограничения по включению в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) технологических (неизбежных) потерь при производстве и (или) транспортировке товарно-материальных ценностей.
В проекте НК в отношении таких затрат не предусмотрено каких-либо ограничений для их налогового учета;
4) предусмотрено ограничение по отнесению на затраты, учитываемые при налогообложении, стоимости управленческих услуг.
В основе данной новации лежит практика проверок. Так, в ходе проведения контрольных мероприятий установлены факты выплаты вознаграждений за управление деятельностью организаций, имеющих значительный удельный вес в общем объеме затрат. При этом в штатном расписании таких организаций должности руководителя отсутствуют.
Как правило, такой размер вознаграждения устанавливается в процентном отношении к выручке вне зависимости от окончательных финансовых результатов и показателей, в т.ч. в тех случаях, когда предприятие является убыточным.
Справочно: так, например, в ходе одной из проверок установлено, что согласно условиям договора на оказание управленческих услуг, заключенного с индивидуальным предпринимателем, ежемесячный размер вознаграждения управляющего равнялся 1 % валовой выручки организации с учетом НДС, что в абсолютном выражении составляло более 30 000 руб. в месяц (или около 400 000 руб. в год).
Напомним, что в соответствии с законодательством коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности и средней заработной платы по организации в целом не может превышать 8.
Справочно: указанное соотношение зарплаты руководителя и средней заработной платы по организации предусмотрено, например, Указом № 660 [3] и постановлением № 597 [4].
Что поменяется в 2019 г. в составе внереализационных расходов и доходов?
Для решения проблемных вопросов, связанных с исчислением налога на прибыль, проектом НК предусмотрено предоставление права плательщикам включать во внереализационные расходы некоторые виды платежей (суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, причитающиеся к получению при применении иных мер ответственности, в т.ч. в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств) по факту их получения, если соответствующий порядок определен учетной политикой плательщика, а также резервы по сомнительным долгам.
В целях налогового стимулирования нового вида привлечения финансирования, предусмотренного Указом № 154 [5] и направленного на развитие финансового рынка, а также иных сфер экономики, испытывающих потребность в заемных ресурсах (секьюритизации), расширения источников финансирования коммерческих организаций, ускорения оборота денежных средств предлагается для компенсации потерь субъектов хозяйствования при проведении операций по уступке требований проблемной задолженности в рамках секьюритизации специальными финансовыми организациями (СФО) отрицательную разницу между балансовой стоимостью активов, передаваемых СФО в рамках операции секьюритизации, и суммой средств, поступающих от СФО по договорам уступки прав (требований), включить в состав внереализационных расходов |*|.
Положения проекта НК, регулирующие включение доходов (расходов) от операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными производными финансовыми инструментами в состав внереализационных доходов (расходов), определяющие доходы и расходы от операций с финансовыми инструментами, а также устанавливающие особенности определения валовой прибыли от операций с ценными бумагами, направлены на приведение положений НК в соответствие с разработанным проектом Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Финансовые инструменты».
Обратите внимание!
В этом номере журнала на с. 8–9 можно ознакомиться с планами отдельных министерств и ведомств в сфере законодательства в 2019 г.
Проектом предусмотрено включение в НК положений п. 11 Указа № 29 [6], определяющих порядок включения во внереализационные доходы (расходы) курсовых разниц.
В рамках контрольной деятельности налоговых органов устанавливаются факты, когда от имени организации, используя ее реквизиты, доступ к расчетному счету, действуют физические лица. Причем по счетам этой организации проходят денежные средства, которыми распоряжаются эти физические лица.
При проведении проверки поступившие на счет организации денежные средства включаются во внереализационные доходы организации (документы, как правило, такой субъект для проверки не представляет).
Впоследствии в отношении физических лиц, которые действовали от имени организации, выносится приговор суда, по которому денежные средства, поступившие на счет организации, признаются доходом этих физических лиц, например, от осуществления ими незаконной предпринимательской деятельности, с последующим возмещением их в доход государства.
При таких обстоятельствах признавать доходом организации денежные средства, которые признаны доходом физических лиц, полученным в результате совершения уголовно наказуемого деяния, является некорректным. В связи с этим проект НК предлагает не включать во внереализационные доходы средства, поступившие плательщику, признанные согласно вступившему в силу приговору суда доходом физического лица.
Исполнительные документы, выданные на основании судебных постановлений или являющиеся судебными постановлениями, могут быть предъявлены к исполнению в течение 3 лет со дня вступления соответствующего судебного постановления в законную силу или со дня окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, если иное не установлено законодательными актами (ст. 34 Закона [7]).
Однако на основании ст. 35 Закона в случае возврата исполнительных документов исчисление срока для их предъявления начинается по-новому со дня возврата исполнительных документов, в связи с чем дата составления акта о невозможности исполнения исполнительного документа всегда наступает раньше, чем истекает срок давности для предъявления документов к исполнению |*|.
С учетом данных обстоятельств оправданно включение дебиторской задолженности в состав внереализационных расходов при выполнении 2 условий:
– при истечении срока исковой давности;
– при истечении срока давности для предъявления исполнительных документов к исполнению в случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично в связи с отсутствием у должника денежных средств на счетах в банках и иного имущества, при наличии документа о невозможности взыскания задолженности в соответствии с законодательством.
В связи с этим скорректированы действующие нормы НК.