Что может измениться в 2019 г. в составе льгот по налогу на прибыль?
Проект НК [1] планирует:
1) произвести корректировку подп. 1.7 п. 1 ст. 140 действующей редакции НК.
Она обусловлена изменением термина «продукты детского питания» в Санитарных нормах и правилах «Требования для организаций, осуществляющих производство пищевой продукции для детского питания».
Предлагается уточнить, что льгота по налогу на прибыль предоставляется в отношении продуктов питания для детей раннего возраста, т.е. до 3 лет;
2) продлить действие льготы по налогу на прибыль по операциям с корпоративными облигациями на бессрочный период.
Поясним введение данной новации.
Указом № 85 [2] установлена льгота по налогу на прибыль по операциям с корпоративными облигациями, срок действия которой заканчивается 31 декабря текущего года.
Справочно: данная льгота действовала в период с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2015 г. Впоследствии ее действие было продлено решениями Главы государства с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2018 г.
Данная преференция в настоящее время обеспечивает достижение своей основной задачи – создание возможности самостоятельного привлечения инвестиционных ресурсов небанковскими организациями на рынке ценных бумаг для финансирования текущей и инвестиционной деятельности за счет повышения инвестиционной привлекательности корпоративных облигаций.
Введение указанной налоговой льготы позволило обеспечить существенный рост небанковского сегмента рынка облигаций. Ее отмена, напротив, повлечет значительное сокращение объемов данного рынка и приведет к ухудшению результатов, достигнутых в сфере развития рынка корпоративных ценных бумаг.
Справочно: по состоянию на 1 июля 2018 г. число эмитентов корпоративных облигаций составило 193 (банки, предприятия), количество выпусков – 611, объем выпусков корпоративных облигаций по состоянию на 1 июля 2018 г. – 13,55 млрд. руб. Общий объем сделок с корпоративными облигациями составил в 1-м полугодии 2018 г. 8,27 млрд. руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 130,5 % (по состоянию на 1 июля 2017 г. число эмитентов корпоративных облигаций составило 190, количество выпусков – 549, объем выпусков корпоративных облигаций – 13,51 млрд. руб. Общий объем сделок с корпоративными облигациями составил в 1-м полугодии 2017 г. 3,59 млрд. руб.).
Важная деталь!
Значимое отличие корпоративных облигаций от государственных в том, что с недавнего времени выплачиваемый купонный доход по корпоративным облигациям производится только в белорусских рублях по курсу Нацбанка независимо от того, в какой валюте их номинальная стоимость.
Таким образом, прекращение действия льготного режима налогообложения в настоящее время является нецелесообразным, так как не соответствует основным направлениям развития рынка ценных бумаг, не отвечает интересам развития национального финансового рынка и экономики в целом.
Сохранение положительной динамики развития рынка корпоративных облигаций, связанной с наличием льготного режима налогообложения, будет также способствовать связыванию доходов населения и их вовлечению в экономический оборот в качестве эффективного внутреннего источника инвестиций.
Минфин подготовил перечень мероприятий по выполнению поручения Главы государства в части внесения пакета системных предложений по формированию и эффективному функционированию финансового рынка. В число таких мероприятий включено установление на бессрочной основе равных условий налогообложения доходов от операций с облигациями, эмитированными юридическими лицами – налоговыми резидентами Республики Беларусь.
С учетом изложенного проектом НК предложено продлить срок действия налоговой льготы по операциям с корпоративными облигациями на бессрочный период;
3) исключить льготу в отношении прибыли, полученной страховыми организациями в результате осуществления инвестиций посредством вложения средств страховых резервов (математических резервов и резервов дополнительных выплат) и их размещения по договорам добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, направляемой на увеличение накоплений застрахованных лиц |*|.
* Порядок списания в бухучете расходов по страхованию и правила их обложения налогом на прибыль
Планируемое изменение вызвано следующим.
В соответствии с подп. 56.2 п. 56 Положения № 530 [3] для обеспечения выполнения принятых на себя страховых обязательств страховая организация из прибыли, полученной от осуществления инвестиций посредством вложения средств математических резервов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, и их размещения, образует резерв дополнительных выплат.
В свою очередь, согласно действующей редакции ст. 135 НК суммы изменения страховых резервов (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах) в сторону увеличения включаются в затраты страховых организаций по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Таким образом, прибыль, полученная от инвестирования и размещения средств страховых резервов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, и направляемая на увеличение резерва дополнительных выплат, относится к затратам страховой организации и уменьшает налогооблагаемую прибыль.
Какие изменения по налогу на прибыль предусмотрены для банков и микрофинансовых организаций?
Новые подходы к определению банками валовой прибыли реализованы в ст. 176 проекта НК. Они не меняют действующие в настоящее время принципы налогообложения, не влияют на размер налоговой базы, а позволяют упростить налоговый учет банков, сблизив его с бухгалтерским. В ст. 176 проекта НК учтены специфика банковской деятельности по отношению к другим видам коммерческой деятельности, существенные различия планов счетов бухгалтерского учета банков и иных организаций, а также использование характерных для банков показателей для определения прибыли.
В частности, у организаций основными показателями деятельности, используемыми для определения прибыли на основании данных бухгалтерского учета, являются выручка от реализации и затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). В банковском бухгалтерском учете эти показатели не применяются и соответственно отсутствуют, а в качестве показателей, участвующих в определении прибыли и учитываемых при налогообложении, используются показатели доходов и соответствующих им расходов.
Также большая часть внереализационных доходов и расходов, определенных в НК для целей налогообложения, которым соответствуют эти же показатели, отражаемые в бухгалтерском учете организаций, в бухгалтерском учете банков числятся как операционные доходы и расходы.
Такое несоответствие усложняет налоговый учет банков, в связи с чем принято решение о корректировке норм НК, регулирующих особенности определения валовой прибыли данной категорией плательщиков.
Предусматривается установление ставки налога на прибыль в размере 25 % в отношении прибыли микрофинансовых организаций. Такое компромиссное решение выработано с Нацбанком при реализации его предложения по освобождению от НДС микрофинансовых организаций |*|.
* Порядок приема наличных денег микрофинансовой организацией
Отдельные нормы по налогу на прибыль планируют привести в соответствие с нормами действующего законодательства
Согласно подп. 2.7 п. 2 ст. 31 Общей части НК не признается реализацией безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, государственным организациям по решению собственника имущества или уполномоченного им органа (организации). В целях обеспечения согласованности с указанной нормой скорректированы положения соответствующих структурных элементов главы проекта НК по налогу на прибыль.
На основании подп. 2.4 п. 2 Указа № 357 [4] внебюджетные централизованные инвестиционные фонды вправе формировать республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Белкоопсоюз, Федерация профсоюзов Беларуси, облисполкомы и Минский горисполком.
В то же время в действующей редакции НК поименованы только инвестиционные фонды, сформированные республиканскими органами государственного управления.
Для единообразного отражения в налоговом учете денежных средств, поступающих из инвестиционных фондов, сформированных в соответствии с законодательством, соответствующие дополнения учтены в проекте новой редакции НК.
Проектом НК предлагается конкретизировать, что к необлагаемым доходам в виде процентов от хранения денежных средств, получаемым бюджетными организациями, общественными и религиозными организациями (объединениями), республиканскими государственно-общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, относятся доходы от размещения денежных средств во вклады (депозиты).
Справочно: корректировка обусловлена тем, что банковский вклад (депозит) – денежные средства, размещаемые физическими и юридическими лицами в банке в целях хранения и получения дохода на срок, либо до востребования, либо до наступления (ненаступления) определенного в заключенном договоре обстоятельства (события). Поскольку размещение денежных средств во вкладах (депозитах) направлено на получение дохода, что не соответствует принципам исключения из налоговой базы средств, получаемых бюджетными организациями, общественными и религиозными организациями (объединениями), республиканскими государственно-общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, является нецелесообразным их обложение налогом на прибыль.
Изменения, планируемые в отношении нерезидентов
Проектом НК предлагается упростить определение понятия постоянного представительства, увеличить срок выполнения работ, оказания услуг иностранными организациями без возникновения постоянного представительства до 180 дней – аналогично как для строительной площадки, монтажного или сборочного объекта (см. ст. 139 НК).
В условиях поквартального исчисления налога на прибыль и отсутствия в законодательстве о бухгалтерском учете прямых норм о порядке отражения затрат (расходов) головной иностранной организации |*|, утвержденных заключением аудиторской организации (аудитора) иностранного государства, резидентом которого является иностранная организация, проектом НК предусмотрено право:
– поквартального представления таких заключений для подтверждения зарубежных затрат, учитываемых при налогообложении прибыли;
– пересчета управленческих и общеадминистративных зарубежных затрат в белорусские рубли по курсу на последний день квартала, в котором они были приняты к учету в иностранном государстве (при отсутствии информации в таком заключении о дате принятия их к учету).