Бюджетная организация сдает в аренду нежилое помещение, которое представляет собой часть аудитории в учебном корпусе. В договоре аренды не оговорены условия о том, кто является собственником отходов производства. Расходы по обращению с твердыми коммунальными отходами арендатор возмещает согласно выставленным счетам-фактурам.
Является ли бюджетная организация (арендодатель) плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства? Необходимо ли указывать в договоре аренды собственника отходов (в данном случае – арендатора)?
Плательщиками экологического налога за захоронение отходов производства признаются собственники отходов производства (п. 2 ст. 204 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК). Организации, осуществляющие захоронение отходов производства, рассматриваются как налоговые агенты.
Не являются плательщиками налога:
– бюджетные организации, за исключением бюджетных организаций, которые приобрели права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения (п. 3 ст. 204 НК);
– плательщики налога, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения (п. 3 ст. 286 НК);
– плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (подп. 1.3 п. 1 ст. 293 НК);
– плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (п. 3 ст. 302 НК).
Если в договор аренды |*| не включены положения о передаче прав собственности на отходы, образующиеся у арендатора, то арендатор, как производитель отходов, является их собственником (подп. 1.1 п. 1 ст. 3 Закона*).
__________________________
* Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон).
* Порядок уплаты экологического налога за захоронение отходов производства при аренде помещения
В данной ситуации:
– арендатор является собственником отходов и плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства, если только он не освобожден от уплаты по указанным выше основаниям;
– арендодатель (бюджетная организация) не является плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства.
Указание собственника отходов производства в договоре аренды не является обязательным условием согласно требованиям, установленным в гл. 34 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК).
Рекомендуем: исходя из практики, чтобы исключить споры и непонимание ситуации с собственностью отходов, образующихся в результате деятельности арендаторов, в договоре аренды целесообразно указывать собственника этих отходов.
Справочно: код и наименование отходов, образующихся у арендаторов, следует указывать согласно Классификатору отходов*.
__________________________
* Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Минприроды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85 (далее – Классификатор отходов).
В организации (численность работников свыше 50 человек), которая занимается производством:
– утверждена и согласована инструкция по обращению с отходами производства;
– заключен договор с ЗАО «ВЗПИ» на вывоз, сортировку, утилизацию и сдачу отходов на захоронение.
В процессе деятельности организации приходят в негодность следующие товарно-материальные ценности:
1) посуда (тарелки, чашки и т.д., используемые работниками в комнате приема пищи);
2) офисная мебель (столы, стулья и т.д.);
3) тафтинг, ковровые покрытия, коврики из ПВХ, используемые для покрытия лестничных площадок.
Кроме того, после использования бытовой химии остается тара (например, от средств для мытья посуды, дезинфицирующих средств и т.д.).
1. Можно ли указанные отходы отнести к отходам производства, подобным жизнедеятельности населения (код 9120400)? Если нет, то как их классифицировать?
Нет, нельзя.
Сбор отходов и их разделение по видам осуществляются производителями отходов (п. 1 ст. 24 Закона). Под видами отходов понимают совокупность отходов, имеющих общие признаки и классифицируемых в соответствии с Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами (п. 1 ст. 1 Закона). А под производителем отходов производства понимают юридическое лицо, экономическая деятельность которого приводит к образованию отходов (пп. 21, 23 п. 1 ст. 1 Закона).
Виды отходы определены в п. 1 ст. 15 Закона и в Классификаторе отходов.
Справочно: виды отходов – это отходы, отнесенные к подгруппам, группам, блокам Классификатора отходов;
наименование структурных элементов – это наименование видов отходов согласно Классификатору отходов.
Например, отдельным видом отходов являются отходы подгруппы А «Отходы жизнедеятельности населения и подобные им отходы производства» группы I «Отходы жизнедеятельности населения и подобные им отходы производства» блока IX «Отходы жизнедеятельности населения и подобные им отходы производства». В данной подгруппе 14 позиций отходов, среди которых отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400).
Отнесение отходов по видам согласно Классификатору отходов производится исходя из наименований этих видов.
Присвоение отходам позиции отходов (кода и наименования) согласно Классификатору отходов осуществляет их производитель с учетом:
– источника (процесса) образования отходов;
– состава (свойств) отходов;
– отнесения к блоку, группе и подгруппе Классификатора отходов.
Указанные в вопросе товарно-материальные ценности (отходы) не относятся к отходам с кодом 9120400 по своим свойствам, химическому составу.
Давайте рассмотрим порядок классификации отходов на примере.
Пример
Классификация отходов тары
Материалом тары, оставшейся после использования бытовой химии, является пластмасса.
Отходы, содержащие в своем составе пластмассу, в Классификаторе отходов расположены в подгруппе А «Затвердевшие отходы пластмасс» группы VI «Отходы пластмасс, резиносодержащие отходы» блока V «Отходы химических производств и производств, связанных с ними».
В этой подгруппе наиболее подходящей является позиция «пластмассовые отходы в виде тары из-под моющих, чистящих и других аналогичных средств», код 5712710, 3-й класс.
2. Что относится к отходам производства, подобным отходам жизнедеятельности населения (код 9120400)?
Исходя из сложившейся практики к отходам производства, подобным отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), относят отходы, которые имеют сходство с отходами, образующимися в результате жизнедеятельности физических лиц, и не могут быть отнесены к другим видам отходов |*|.
* Порядок согласования инструкций по обращению с отходами производства
Организация в процессе производства использует вспененный каучук. В результате образуются его отходы.
1. К какому коду Классификатора отходов относится вспененный каучук?
Организации обязаны вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами (подп. 1.6 п. 1 ст. 17 Закона).
Это означает, что в целях ведения учета отходов организация обязана классифицировать любые образовавшиеся отходы, т.е. определять виды и наименования образующихся у нее отходов в соответствии с Классификатором отходов и виды отходов в соответствии со ст. 15 Закона.
Чтобы ответить на вопрос организации, недостаточно знать лишь то, что у нее в процессе производства используется вспененный каучук. Ведь при использовании указанного сырья могут образовываться новые вещества или смеси веществ.
Для отнесения отходов, образуемых в процессе использования вспененного каучука, к определенному коду согласно Классификатору отходов нужно знать:
– как используется вспененный каучук в производстве;
– какие технологические операции приводят к образованию отходов;
– какими свойствами (химический состав) представлены отходы (это могут быть остатки используемого материала «вспененный каучук» или смесь веществ, образовавшихся в результате действия над сырьем «вспененный каучук»).
Правильное кодирование отходов согласно Классификатору отходов производится в рамках процесса, называемого «инвентаризация отходов производства». Порядок проведения инвентаризации отходов производства определен Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17.
Согласно Классификатору отходов преимущественно отходы каучука представлены в подгруппе Д «Отходы резиносодержащие (включая изношенные шины)» из группы VI «Отходы пластмасс, резиносодержащие отходы» блока V «Отходы химических производств и производств, связанных с ними».
2. Необходимо ли организации получать разрешение на хранение и захоронение отходов производства?
В Законе нет обязанности в принципе «получить и иметь разрешение на хранение и захоронение отходов производства». Собственник отходов производства обязан получить разрешение на хранение и захоронение отходов производства, только если отходы он направляет на захоронение (п. 1, часть первая п. 2 ст. 25 Закона).
Если отходы каучука будут направляться на захоронение, то организация, как собственник этих отходов, обязана иметь разрешение на хранение и захоронение отходов производства |*|, чтобы заключить договор на услуги захоронения отходов.
Разрешение на хранение и захоронение отходов производства получают в территориальном органе Минприроды:
– в соответствии с Положением о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104;
– подп. 6.24 перечня административных процедур, совершаемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
От редакции:
Выдача разрешений производится территориальными органами Минприроды по месту нахождения объектов хранения отходов и объектов захоронения отходов, в т.ч.:
1) Минским городским комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случае хранения, захоронения отходов производства в г. Минске;
2) областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случаях, если среди отходов производства, заявляемых к хранению, захоронению на территории области, имеются отходы 1–2-го класса опасности, 3-го класса опасности свыше 5 т в год или суммарное количество отходов производства, подлежащих хранению, захоронению на территории области, составляет свыше 100 т в год;
3) районными, городскими или городскими и районными инспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды – в случае хранения, захоронения отходов производства на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением случаев, предусмотренных в п. 2 |*|.
* Особенности разработки и согласования инструкции по обращению с отходами производства