Каждая хозяйственная операция оформляется первичным учетным документом |*| (п. 1 ст. 10 Закона № 57-З).
Перечень обязательных сведений, которые должен содержать первичный учетный документ, определен в п. 2 ст. 10 Закона № 57-З.
Перечень первичных учетных документов, формы которых утверждаются органами государственного управления, утвержден постановлением № 360 [2].
В него вошли (см. таблицу):
Формы первичных учетных документов |*|, не указанных в этом перечне, могут утверждать руководитель организации либо республиканские органы государственного управления по согласованию с Минфином Республики Беларусь.
* Как правильно исправить ошибки в товаросопроводительных документах
При самостоятельной разработке форм документы могут составляться в произвольной, наиболее целесообразной для соответствующей организации форме. В этом случае должно выполняться требование о наличии в форме обязательных реквизитов.
Первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее совершения (п. 5 ст. 10 Закона № 57-З).
Первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично:
– в случаях, определенных Минфином Республики Беларусь;
– при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг) (п. 6 ст. 10 Закона № 57-З).
Когда первичный учетный документ может создаваться участником хозяйственной операции единолично
Случаи, когда первичный учетный документ может создаваться участником хозяйственной операции единолично, установлены:
1) постановлением Минфина № 13 [7] (для всех субъектов хозяйствования);
2) Положением о ПВТ [8] (для резидентов ПВТ).
Первичный учетный документ |*|, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в следующих случаях (п. 1 постановления Минфина № 13):
1) выполнения работ (оказания услуг) по публичному договору, заключенному подрядчиком (исполнителем) и заказчиком в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), единолично;
2) временного владения и пользования или временного пользования имуществом по договору аренды (временного владения и пользования имуществом по договору финансовой аренды (лизинга)), заключенному арендодателем (лизингодателем) и арендатором (лизингополучателем) в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих временное владение и пользование или временное пользование имуществом, единолично;
3) купли-продажи товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг через автозаправочные станции;
4) оказания услуги заказчиком, застройщиком по организации строительства;
5) поступления товарно-материальных ценностей из-за пределов Республики Беларусь;
6) оказания услуги, результаты которой заказчик может использовать по мере ее осуществления в течение срока действия договора, заключенного исполнителем и заказчиком в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичного учетного документа, подтверждающего оказание этой услуги, единолично, если стоимость этой услуги, приходящаяся на период ее оказания в календарном месяце, может быть достоверно определена.
Важно! Для того чтобы иметь возможность воспользоваться правом единоличного оформления документов в случаях 1, 2 и 6, в договоре необходимо предусмотреть оформление первичного учетного документа |*| единолично.
* Документальное оформление внутреннего перемещения товарно-материальных ценностей
Положением о ПВТ расширен перечень случаев единоличного оформления документов, но только для резидентов ПВТ. Так, п. 20 Положения о ПВТ предусмотрено, что установленные законодательством о бухгалтерском учете и бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (для индивидуальных предпринимателей – об учете доходов и расходов) требования, предъявляемые к форме, содержанию и порядку оформления первичных учетных документов, не распространяются на хозяйственные операции резидентов ПВТ, совершаемые ими с нерезидентами Республики Беларусь.
Важно! Требования к первичным учетным документам, установленные законодательством Республики Беларусь, не распространяются на резидентов ПВТ только в части их отношений с нерезидентами Республики Беларусь.
Кроме того, при совершении хозяйственных операций с нерезидентами Республики Беларусь резиденты ПВТ вправе:
1) единолично составлять первичный учетный документ (бухгалтерскую справку (справку-расчет)), на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета (в учете доходов и расходов индивидуального предпринимателя). При этом бухгалтерская справка (справка-расчет) должна содержать:
• наименование документа;
• дату его составления;
• наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющихся участниками хозяйственных операций;
• должность лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления со стороны резидента ПВТ, его фамилию, инициалы и подпись, основания совершения и содержание хозяйственных операций, их общую оценку в натуральных и (или) стоимостных показателях;
2) оформлять две и более однородные хозяйственные операции, совершенные в один календарный месяц, одним первичным учетным документом, в т.ч. составленным единолично;
3) использовать в качестве первичного учетного документа исходящий от нерезидента Республики Беларусь и составленный на иностранном языке документ (информацию), в т.ч. полученный (полученную) по электронным каналам связи, при условии наличия в нем (ней) как минимум сведений о содержании хозяйственной операции, ее общей оценке в натуральных и (или) стоимостных показателях и дате совершения хозяйственной операции. При этом хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета (в учете доходов и расходов индивидуального предпринимателя) отражаются резидентом ПВТ на основании названного документа (информации) с приложением к нему (ней) заверенного резидентом ПВТ перевода данного документа (информации) на белорусский или русский язык по каждой хозяйственной операции.
Резидентам ПВТ также предоставлено право использования при оформлении первичных учетных документов факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи.