Организация осуществляет на рынке розничную торговлю непродовольственными товарами, стоимость которых может быть как менее, так и более 1 базовой величины (далее – БВ). Кассовый суммирующий аппарат не используется. Организация приобрела приходные кассовые ордера (далее – ПКО) и квитанции для приема наличных денег.
Что нужно отражать в ПКО по окончании рабочего дня: общую сумму выручки за рабочий день или же без учета сумм, оформленных квитанциями о приеме наличных денег?
Отражается общая сумма выручки за рабочий день.
Организации необходимо по окончании рабочего дня (если не определен иной период) отразить в ПКО все наличные деньги, полученные в течение рабочего дня за реализованные товары, как оформленные, так и не оформленные квитанциями для приема наличных денег.
Обоснуем наш вывод.
Организации, осуществляющие розничную торговлю на торговых местах на рынках (ярмарках), вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов (подп. 35.4 п. 35 Положения № 924/16*).
__________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16 и постановление № 924/16 соответственно).
Справочно: указанная норма не распространяется на продажу запасных частей к автомобилям.
Если стоимость единицы продаваемого организацией на рынке непродовольственного товара:
Таким образом, в ПКО по окончании рабочего дня (смены), иного периода, определяемого организацией, но не реже чем 1 раз в 7 дней, отражается общая сумма выручки за рабочий день (смену), иной период независимо от оформления в данный период отдельных фактов приема наличных денежных средств квитанцией о приеме наличных денег |*|.
* Порядок использования КСА при осуществлении организациями совместной деятельности
Режим работы торгового объекта – с 10:00 до 22:00. В течение рабочего дня объекта по сменному графику работают 2 контролера-кассира.
Каков порядок формирования суточных (сменных) отчетов (Z-отчетов): после окончания рабочей смены каждого контролера-кассира или по окончании работы торгового объекта?
Из п. 6 Положения № 924/16 следует, что суточный (сменный) отчет (Z-отчет) и контрольная лента выводятся кассиром в соответствии с эксплуатационной документацией, руководством пользователя по окончании рабочего дня (смены) |*|.
* Использование кассового оборудования при организации охоты
Справочно: суточный (сменный) отчет (Z-отчет) и контрольная лента выводятся также по требованию должностного лица контролирующего (надзорного) органа на момент проведения проверки.
Как видим, формирование суточного (сменного) отчета (Z-отчета) осуществляется:
– либо по окончании рабочего дня;
– либо по окончании смены, если она установлена режимом работы субъекта торговли, осуществляющего розничную торговлю (субъекта общественного питания, реализующего товары, продукцию общественного питания |*|) (далее – продавец), т.е. в точном соответствии с установленным режимом работы продавца. При этом все покупатели, находящиеся в торговом объекте в момент окончания его работы, должны быть обслужены.
* Правила и особенности работы КСА в объектах бытового обслуживания
Организация планирует открыть торговые объекты самообслуживания по продаже товаров без участия кассира, которые будут работать следующим образом. Покупатель берет нужный товар и сканирует его по штрихкоду. Оплата покупки осуществляется только с использованием банковской платежной карточки посредством платежного банковского терминала.
Нужно ли в этом случае дополнительно устанавливать фискальный регистратор? Подлежит ли установке средство контроля налоговых органов? Нужно ли дополнительно устанавливать купюроприемники и монетоприемники?
Организации, указанной в вопросе, не требуется устанавливать:
– дополнительный фискальный регистратор;
– средство контроля налоговых органов (СКНО);
– купюроприемники и монетоприемники.
Обоснуем наш ответ с учетом норм Положения № 924/16, постановления № 924/16 и Инструкции № 34*.
__________________________
* Инструкция о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 18.01.2013 № 34 (далее – Инструкция № 34).
Под автоматическим электронным аппаратом, торговым автоматом (далее – торговый автомат) понимается электронно-механический или электронный автоматический аппарат, обладающий функциями автоматической продажи (выдачи товаров, выполнения работ, оказания услуг без участия продавца), оснащенный одним или несколькими устройствами для приема наличных денежных средств.
Организации используют кассовые суммирующие аппараты, в т.ч. совмещенные с таксометром, билетопечатающие машины (далее – КСА), модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр), в соответствии со сферой применения, указанной в Государственном реестре (п. 11 Положения № 924/16).
Фискальные регистраторы входят в состав POS-систем с соответствующими пакетами прикладных программ, модели которых включены в Государственный реестр, являются КСА и в соответствии с п. 4 Положения № 924/16 используются для проведения принятых кассиром сумм денежных средств, в т.ч. наличных, и выдачи покупателю (потребителю) платежного документа, подтверждающего оплату товара (работы, услуги).
СКНО устанавливается в торговые автоматы либо КСА (подп. 2.2 и 2.6 п. 2 постановления № 924/16).
В вопросе указано, что организация планирует создать торговые объекты самообслуживания по продаже товаров без участия кассира посредством платежного банковского терминала. Оплата покупки покупателем будет осуществляться посредством банковской платежной карточки. В данном случае усматривается описание работы платежного терминала самообслуживания, в котором можно рассчитаться только посредством банковской платежной карточки.
Платежный терминал самообслуживания – это программно-технический комплекс, устанавливаемый в организации торговли (сервиса) в соответствии с договором эквайринга и предназначенный для регистрации совершаемых при использовании банковской платежной карточки в режиме самообслуживания операций оплаты непосредственно реализуемых организацией торговли (сервиса) товаров (работ, услуг) или иных платежей, совершаемых в соответствии с законодательством, и получения установленных банком информационных и иных услуг с последующим формированием карт-чека (п. 2 Инструкции № 34).
Вопросы совершения операций с использованием банковской платежной карточки на платежных терминалах самообслуживания регулируются нормами Инструкции № 34.
Таким образом, платежный терминал самообслуживания не может рассматриваться как торговый автомат либо кассовый аппарат (в Государственный реестр включены POS-системы с фискальными регистраторами с пакетами прикладных программ) и соответственно не подпадает под обязанность установки СКНО.
Поскольку в организуемых торговых объектах самообслуживания планируется расчеты осуществлять только в безналичной форме посредством банковских платежных карточек с использованием платежных терминалов самообслуживания в порядке, установленном Инструкцией № 34, и не предусматривается возможность осуществления расчетов наличными денежными средствами, то соответственно отсутствует необходимость устанавливать купюроприемники и монетоприемники |*|.
* Порядок использования кассового оборудования при аренде легкового автомобиля с экипажем
Важно! Если в таком объекте торговли будут проводиться расчеты с покупателями (потребителями) наличными денежными средствами, то прием наличных денежных средств должен осуществляться с использованием КСА либо торгового автомата в порядке, установленном постановлением № 924/16 и Положением № 924/16, а значит, в т.ч. возникает необходимость установки СКНО.
Организация в мае открыла магазин, в котором для приема наличных денег использует КСА с установленным СКНО.
Надо ли ей информировать РУП ИИЦ* в случае обнаружения несоответствия информации о сумме денежных средств, отраженных в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), информации о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в системе контроля кассового оборудования (СККО)?
__________________________
* РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП ИИЦ).
Нет, не надо. Представление указанной в вопросе информации приостановлено по 31 декабря 2019 г.
Рассмотрим этот вопрос более подробно.
При обнаружении несоответствия информации о сумме денежных средств, отраженных в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), информации о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в системе СККО, организация должна уведомить об этом РУП ИИЦ не позднее следующего рабочего дня (п. 8 Положения № 924/16) |*|.
* Практику приема наличных денег с использованием кассового оборудования
Установленная обязанность позволяет контролировать выручку субъектов хозяйствования по платежным документам в режиме реального времени и обусловлена необходимостью обеспечения взаимодействия субъектов хозяйствования и РУП ИИЦ по вопросам функционирования кассового оборудования, подключенного к СККО.
Вместе с тем в настоящее время проводятся работы по модернизации и обновлению инфраструктуры автоматизированной информационной системы контроля кассового оборудования (далее – ЛИС ККО) и доработке ее программного обеспечения. В частности, решаются задачи повышения производительности и эффективности работы системы, в т.ч. путем создания новых сервисов и отчетов, обеспечения информационного взаимодействия ЛИС ККО с автоматизированными информационными системами операторов ИКС и подключения программных касс. Реализован и совершенствуется сервис для субъектов хозяйствования о просмотре продаж за соответствующий период в отношении кассового оборудования по данным Z-отчетов. В соответствии с договорными отношениями вышеуказанные работы планируется завершить в июле 2019 г.
Во 2-м полугодии 2019 г. РУП ИИЦ приступит к созданию в ЛИС ККО дополнительных отчетов для субъектов хозяйствования, позволяющих формировать информацию о расхождениях между суммами выручки по суточным (сменным) Z-отчетам и суммой денежных средств за данный рабочий день (смену), отраженной в СККО, а также к реализации возможности учета сумм предварительной оплаты (подарочных сертификатов в торговле и предварительных заказов в объектах общественного питания).
Учитывая изложенное, в целях снятия напряженности в предпринимательской среде был введен мораторий по исполнению субъектами хозяйствования п. 8 Положения № 924/16, действие которого в настоящее время продлено по 31 декабря 2019 г.
Таким образом, субъекты хозяйствования в период по 31 декабря 2019 г. могут не направлять в РУП ИИЦ информацию, указанную в п. 8 Положения № 924/16. Административная ответственность за ненаправление такой информации не предусмотрена.
С учетом изложенных выше обстоятельств налоговыми органами в период по 31 декабря 2019 г. при осуществлении камерального контроля в соответствии со ст. 73 Налогового кодекса Республики Беларусь в части полноты отражения субъектом хозяйствования выручки не будут приниматься к анализу данные, содержащиеся в ЛИС ККО.