Шпаргалка для бухгалтера: заработная плата за время простоя


Когда организация испытывает экономические трудности (в т.ч. по причинам, вызванным пандемией коронавируса COVID-19), ее руководитель может быть вынужден принять решение о приостановке деятельности и объявлении простоя.

В статье рассмотрены виды простоев, приведены примеры расчета заработной платы и оформления документов во время простоя.

 

Содержание статьи:

 

Понятие простоя и его виды

Простой – временное отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии и др.). Общая продолжительность простоев не может превышать суммарно 6 месяцев в течение календарного года.

 

Простои классифицируют по разным признакам.

По месту возникновения выделяют простои:

  • на одном рабочем месте (нескольких рабочих местах);
  • в одном структурном подразделении (нескольких структурных подразделениях);
  • в организации в целом.

По продолжительности простои бывают:

  • внутрисменные, длящиеся от 5 минут. Они оформляются листком учета простоев;
  • целосменные (целодневные), когда работы нет на протяжении рабочей смены (рабочего дня);
  • длительные, которые продолжаются более одной смены или рабочего дня, но не более 6 месяцев.

По причинам возникновения различают простои:

  • обусловленные внутренними обстоятельствами (из-за поломки оборудования и необходимости его ремонта, отсутствия необходимых приспособлений, несвоевременного обеспечения нужным сырьем, материалами и т.п.);
  • вызванные внешними обстоятельствами (непоступление от поставщиков сырья, материалов и т.п.).

 

Справочно: из-за распространения коронавируса COVID-19 могут возникнуть следующие обстоятельства экономического характера, обусловливающие простой:

  • отсутствие иностранных комплектующих;
  • нехватка рабочей силы из-за большого числа работников, находящихся на больничных;
  • ограничение государственными органами деятельности организаций (например, приостановление оказания услуг по кальянокурению).

 

При этом простои, обусловленные внутренними обстоятельствами, подразделяются на возникшие по вине:

  • работника;
  • нанимателя.

Простой, вызванный внешними обстоятельствами, не зависит ни от работника, ни от нанимателя.

 

Оплата времени простоя

Простой по вине работника оплате не подлежит.

Простой по вине нанимателя или по причинам, не зависящим ни от него, ни от работника, должен быть оплачен. При этом заработная плата не может быть ниже 2/3 установленной работнику тарифной ставки (тарифного оклада), оклада (часть первая ст. 71 ТК*).

_____________

* Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

 

Простой по причинам, связанным с пандемией коронавируса COVID-19, оплачивается, так как вины работника или нанимателя в его возникновении нет.

 

Пример 1. Заработная плата за время простоя, вызванного короновирусом, в размере 2/3 тарифной ставки

В апреле 2020 г. у работника основного производства имел место простой, вызванный отсутствием необходимых материалов из-за приостановления работы поставщиками, находящимися в странах, закрытых на карантин ввиду распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19.

Простой в этом месяце длился 80 ч. Согласно коллективному договору время простоев работников организации оплачивается в размере 2/3 установленной им тарифной ставки.

Месячная тарифная ставка работника равна 1 600 руб. Среднемесячная расчетная норма рабочих часов для 5-дневной 40-часовой рабочей недели в 2020 г., применяемая при расчете часовой тарифной ставки, составляет 169,33 ч (2 032 ч / 12 мес.) (абз. 2 п. 1 постановления Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 14.11.2019 № 52 «Об установлении расчетной нормы рабочего времени на 2020 год», в редакции от 20.12.2019).

Часовая тарифная ставка работника равна 9,45 руб. (1 600 руб. / 169,33 ч). Сумма оплаты времени простоя работнику составит 504 руб. (9,45 руб. × 2 / 3 × 80 ч).

 

Если локальным правовым актом организации, например коллективным договором, предусмотрена оплата времени простоя в большем размере, чем установленный частью первой ст. 71 ТК, то в этом случае простой необходимо оплачивать в том размере, который определен в локальном правовом акте (часть третья ст. 7 и п. 4 части первой ст. 55 ТК).

 

Пример 2. Заработная плата за время простоя, вызванного короновирусом, в размере 80 % тарифной ставки

Ситуация аналогична приведенной в примере 1, однако согласно коллективному договору время простоев работников организации оплачивается в размере 80 % установленной им тарифной ставки.

Сумма оплаты времени простоя работника составит 604,8 руб. (9,45 руб. × 80 % × 80 ч).

 

В случае возникновения простоя наниматель может:

  • перевести работника на другую работу в своей организации на все время простоя;
  • перевести работника к другому нанимателю в той же местности на срок до одного месяца;
  • оплачивать время простоя за счет средств организации при невозможности перевода (п. 3 части первой ст. 32-1, часть вторая ст. 34 и часть вторая ст. 68 ТК).

При временном переводе работника на другую работу оплата труда производится по выполняемой работе. Если временная работа является нижеоплачиваемой, работникам, выполняющим нормы выработки или переведенным на повременно оплачиваемую работу, производится доплата до среднего заработка по прежней работе (часть вторая ст. 68 ТК).

 

Пример 3. Оплата труда при переводе на нижеоплачиваемую работу при простое

Рабочий ремонтного цеха на время простоя переведен на нижеоплачиваемую работу в цех вспомогательного производства. Его заработок во время перевода на этой работе составляет 1 100 руб., а средний заработок на прежней работе равнялся 1 600 руб. Доплата, начисленная за период простоя, составит 500 руб. (1 600 руб. – 1 100 руб.).

 

Порядок оформления простоя

О простое необходимо уведомить руководителя организации. При этом факт простоя следует зафиксировать документально, например в докладной записке и соответствующем акте (п. 7 части первой ст. 53 ТК).

Как правило, такие документы готовит руководитель простаивающего подразделения, а если речь идет обо всей организации – уполномоченное лицо (заместитель директора по коммерческим вопросам и т.д.).

Докладная записка – информационный документ, адресуемый вышестоящему руководителю в порядке прямого подчинения и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя.

 

Докладная записка состоит:

  • из вводной части, в которой приводятся и анализируются факты, послужившие причиной для составления документа;
  • основной части, где излагаются предложения, связанные с объявлением простоя (п. 121 Инструкции № 4*).

___________

* Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, в редакции от 17.10.2019 (далее – Инструкция № 4).

 

Докладная записка может быть сформулирована следующим образом:

В связи с отсутствием поставок товаров, обусловленным тем, что поставщики, находящиеся в странах, закрытых на карантин ввиду распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, приостановили работу, предлагаю объявить простой для работников отдела закупок с 13.04.2020 до открытия границ данных стран.

 

Текст акта также состоит из двух частей:

  • вводной, в которой указываются лица, составившие акт и присутствовавшие при этом, а также основания для его составления;
  • констатирующей. В ней, как правило, фиксируют установленные факты, касающиеся простоя: его причины и продолжительность, наименование структурного подразделения, оставшегося без работы. В данной части можно дать рекомендации (внести предложения) по объявлению простоя (п. 114 Инструкции № 4).

Акт (пример 4) составляется на дату начала простоя (часть вторая п. 46 и п. 113 Инструкции № 4).

 

Пример 4. Акт о простое

К сведению: объявление простоя может инициировать сам руководитель. В этом случае докладная записка и акт не оформляются.

 

Для информирования работников издается приказ (распоряжение) об установлении (объявлении) простоя. В нем целесообразно отразить:

  • даты и время начала и окончания простоя. Дата окончания пандемии коронавируса неизвестна, поэтому наниматель в рассматриваемой ситуации может не указывать дату окончания простоя либо указать предполагаемую. Если простой завершится досрочно, его окончание нужно будет оформить приказом. Если к указанной дате он будет продолжаться, потребуется издать приказ о его продлении. Следует помнить, что в течение года общая продолжительность простоя не может превышать 6 месяцев;
  • причину простоя;
  • наименования структурных подразделений, в которых имеет место простой, или фамилии, имена, отчества, должности (профессии) простаивающих работников, если простой затрагивает только их, а не всю организацию;
  • необходимость нахождения работников на рабочих местах. В связи с тем что одной из основных мер против распространения коронавируса является социальное дистанцирование, целесообразно, объявляя простой в текущей ситуации, разрешить работникам не выходить на работу, если в этом нет потребности.

Всех заинтересованных работников ознакомляют с приказом под подпись (пример 5).

 

Пример 5. Приказ об установлении (объявлении) простоя

Организация обязана вести учет времени простоя, так как оно включается в фактическое рабочее время как неотработанное. Учет может вестись в табеле использования рабочего времени (части третья, четвертая, шестая и десятая ст. 133 ТК).

Справочно: простой не по вине работника может обозначаться в табеле использования рабочего времени символом «П» либо символом «НП».

Документами для учета простоев помимо табелей могут служить: листок оплаты простоя, ведомости на выплату заработной платы, другие документы, содержащие необходимые сведения (часть четвертая п. 8 Инструкции о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 14.07.2005 № 86).

Обратите внимание!

Время, которое работники в период простоя отработали на других работах, в листок простоя не включается и отражается в выданных им разовых нарядах.

После исчезновения причин, которыми был вызван простой (например, стабилизации эпидемиологической обстановки и возобновления работы поставщиками) его необходимо документально завершить:

1) если в приказе о простое была указана конкретная дата его окончания, простой автоматически считается оконченным на эту дату. Исключением являются случаи, когда ранее он был отменен или продолжен;

2) если изначально дата окончания простоя не указывалась, требуется издать приказ об окончании простоя и ознакомить с ним работников. Такой приказ должен содержать:

  • дату, с которой простой считается прекращенным, а работа – возобновленной;
  • наименования структурных подразделений или фамилии, имена, отчества, должности (профессии) работников, работа которых возобновляется.

Обратите внимание!

Работников, которые не находятся на рабочих местах во время простоя, необходимо заблаговременно уведомить о дате его окончания дистанционно, чтобы по окончании простоя они своевременно явились на работу. Например, им можно направить письма, продублировав сообщение по телефону, электронной почте, в SMS.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup