Обязательный аудит: что будут проверять? (Комментарий к постановлению Минфина РБ от 29.03.2013 № 19 «О внесении изменения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. № 81»)


Постановление № 19 внесло изменения в Правила аудиторской деятельности «Планирование аудита», утвержденные постановлением Минфина РБ от 04.08.2000 № 81, в части перечня вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудитагодовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – обязательный аудит).

Указанныйперечень вопросов составлен с учетом новых форм бухгалтерской отчетности, утвержденных постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 № 111, типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50.

Аудитуподлежат:

·              правоустанавливающие документы: свидетельство о государственной регистрации, учредительные документы, положения о филиалах, представительствах, иных обособленных подразделениях, специальные разрешения (лицензии) на право осуществления лицензируемых видов деятельности;

·              учетная политика аудируемого лица;

·              организация бухучета и внутреннего контроля;

·              вопросы, касающиеся бухучета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов аудируемого лица;

·              кассовые операции; операции по расчетным, валютным и специальным счетам в банках; операции по покупке, продаже и конверсии иностранной валюты, включая правильность осуществления обязательной продажи иностранной валюты и ее отражения в бухучете; финансовые вложения аудируемого лица в уставные фонды других организаций, в долговые ценные бумаги, предоставленные займы, а также формирование и использование резервов под обесценение краткосрочных финансовых вложений.

Важное место отводят аудиту расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками; по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам; расчетам с бюджетом, по социальному страхованию и обеспечению, с работниками организации по оплате труда, с подотчетными лицами, с собственником имущества (учредителями, участниками), с обособленными подразделениями, с дебиторами и кредиторами, а также правильности формирования и использования резервов по сомнительным долгам.

Отдельно выделены вопросы, касающиеся проверки доходов и расходов будущих периодов, формирования и использования резервов предстоящих платежей, правильности оценки отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств и их отражения в бухучете.

При аудите собственного капитала проверят формирование и изменение уставного, резервного и добавочного фондов, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а также проведут анализ тождественности показателей аналитического и синтетического учета показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности, полноту и правильность раскрытия информации в пояснительной запискеаудируемого лица и др.

Постановление № 19 вступило в силу 27 апреля 2013 г.

Татьяна Рыбак, начальник Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ, канд. экон. наук, доцент, аудитор, DipIFR Ольга Наумчик, главный специалист Г

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup