Новый порядок использования кассового оборудования


Постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 29.11.2019 № 819/16 (далее -  постановление № 819/16) внесены изменения в постановление № 924/16*.

Часть положений постановления № 819/16 вступила в силу с 5 декабря 2019 г. и 1 января 2020 г., а некоторые нормы начнут действовать только 5 июня 2020 г. Давайте разберемся, что конкретно изменилось в порядке использования кассового оборудования.

___________

* Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» (далее - постановление № 924/16, Положение № 924/16).

 

 

Изменения, вступившие в силу с 5 декабря 2019 года

1. В тех случаях, когда кассовое оборудование невозможно использовать, теперь нужно заполнять приходный кассовый ордер (далее - ПКО) на общую сумму выручки за рабочий день (смену) или иной самостоятельно установленный период, но не реже 1 раза в 7 дней. При этом при продаже непродовольственных товаров, цена которых составляет или превышает 1 базовую величину (далее - БВ), необходимо помимо прочего оформлять квитанцию о приеме наличных денежных средств (далее - квитанция) (абз. 38 подп. 1.2 п. 1 постановления № 819/16).

Справочно: с 1 января 2020 г. размер БВ в Беларуси составляет 27 руб.

Изменения касаются порядка оформления приема наличных денег в случаях, установленных подп. 35.1 и 35.2 п. 35 Положения № 924/16, а именно:

  • при ремонте кассового оборудования или временном отсутствии электроэнергии;
  • модернизации кассовых аппаратов для обеспечения возможности установки СКНО при невозможности их замены на исправные кассовые аппараты.

Справочно: ранее в этих случаях при продаже товаров (работ, услуг) на каждый факт приема наличных денег следовало оформлять квитанцию.

 

Пример 1

В магазине сломался кассовый аппарат и был отправлен в ремонт. В один из дней работы без кассового оборудования от 20 покупателей было принято за проданные товары наличными белорусскими рублями  209,66 руб. Цена реализуемых товаров только в одном случае превысила 1 БВ. В организации принято решение оформлять ПКО на общую сумму выручки за рабочий день.

До 5 декабря 2019 г. на прием наличных денег необходимо было оформить 20 квитанций, с 5 декабря 2019 г. - только один ПКО на сумму 209,66 руб. и одну квитанцию.

 

Пример 2

В киоске 4 января 2020 г. отсутствовала электроэнергия, но продажа товаров осуществлялась. На стоимость проданных товаров, цена за единицу которых не превысила 1 БВ, был выписан один ПКО на общую сумму выручки.

Ранее в таком случае на каждый проданный товар необходимо было выписывать квитанции.

 

2. Принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования теперь вправе не только организации, осуществляющие страховую деятельность, но и организации, которые осуществляют посредническую деятельность по страхованию с выдачей страховых полисов (свидетельств, сертификатов), квитанций установленной формы (абз. 36 подп. 1.2 п. 1 постановления № 819/16; подп. 35.18 п. 35, п. 40 Положения № 924/16, в редакции от 29.06.2018).

Справочно: с 1 сентября 2019 г. Указом Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 № 175 «О страховании» введены нормы, в соответствии с которыми страховые брокеры могут получать страховые взносы по договорам страхования (перестрахования) по видам добровольного страхования при наличии соответствующего условия в договоре со страховщиком (перестраховщиком); заключать, в т.ч. подписывать по поручению страховщика договоры страхования, включая страховые полисы (свидетельства, сертификаты), в пределах полномочий, предоставленных страховщиком, в целях обеспечения возможности принятия наличных денежных средств без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов при осуществлении ими посреднической деятельности по страхованию.

 

3. Скорректирован перечень случаев использования специальных компьютерных систем (далее - СКС). Их применяют при оказании услуг воздушного транспорта по перевозке пассажиров, багажа, грузов, при продаже товаров и (или) оказании иных услуг, связанных с данной перевозкой, а также сопутствующих перевозке услуг. Национальный оператор почтовой связи использует СКС при оказании услуг и осуществлении торговли. Ранее было предусмотрено использование СКС при оказании услуг и продаже товаров в объектах почтовой связи данного оператора (абз. 32 и 33 подп. 1.2 п. 1 постановления № 819/16, абз. 6 и 7 части первой п. 27 Положения № 924/16, в редакции от 29.06.2018).

 

4. Уточнено, что кассир выполняет на кассовом оборудовании со СКНО операции внесения и изъятия наличных денег, аннулирования ошибочных чеков, возврата денежных средств только в дни его использования (абз. 19 подп. 1.2 п. 1 постановления № 819/16, абз. 1 п. 5 Положения № 924/16, в редакции от 29.06.2018).

 

Пример 3

В супермаркете установлены 30 кассовых аппаратов, которые оснащены СКНО. В один из рабочих дней используются только 25 из них.

В начале этого рабочего дня не нужно включать неиспользуемые кассовые аппараты. Соответственно не требуется выполнять на них операции внесения и изъятия наличных денег.

 

Изменения, вступившие в силу с 1 января 2020 года

1. Наличные денежные средства теперь могут вноситься в денежный ящик кассового аппарата с СКНО не только в начале рабочего дня (после открытия смены), но и в течение дня (смены) для пополнения ящика наличностью (абз. 21 подп. 1.2 п. 1 постановления № 819/16, абз. 2 п. 5 Положения № 924/16, в редакции от 29.06.2018).

Важно! Внесение денежных средств в течение смены должно регистрироваться.

 

2. На кассовом оборудовании с СКНО с 1 января 2020 г. необходимо выполнять новые операции, связанные с выдачей держателям банковских платежных карточек наличных белорусских рублей. Новшество касается тех организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговлей и оказанием услуг, которые от имени и по поручению банков-эквайеров будут выдавать наличные деньги держателям банковских платежных карточек.

Кассир при выдаче наличных денег держателю карточки должен:

  1. зарегистрировать на платежном терминале операцию выдачи наличных денег;
  2. провести на кассовом аппарате с СКНО в безналичной форме сумму денежных средств, подлежащую выдаче держателю карточки, и вручить ему платежный документ;
  3. выполнить на кассовом аппарате с СКНО операцию регистрации факта возврата денежных средств и выдать необходимую сумму наличных денег держателю карточки (абз. 23–26 подп. 1.2 п. 1 постановления № 819/16).

 

Изменения, которые вступят в силу с 5 июня 2020 года

1. В связи с появлением новых видов средств платежей за товары (работы, услуги), а также видов оборудования для приема платежей громоздкое название постановления № 924/16 будет изменено на более лаконичное «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа», в котором не перечисляются средства платежа, виды кассового оборудования, используемого при приеме этих средств, а также случаи, в которых производится оплата. Соответственно изменится название Положения № 924/16 (абз. 2 и 5 подп. 1.1, абз. 3 подп. 1.2 п. 1 постановления № 819/16).

 

2. Даны определения понятий «средства платежа» и «QR-код». К средствам платежа помимо наличных и безналичных денежных средств будут относится электронные деньги (абз. 13 и 14 подп. 1.2 п. 1 постановления № 819/16).

Справочно: средства платежа - это наличные и безналичные денежные средства, электронные деньги.

QR-код - это двумерная оптическая метка, содержащая закодированную информацию, используемую при проведении расчетов в безналичной форме в соответствии с банковским законодательством.

Электронные деньги - это хранящиеся в электронном виде единицы стоимости, выпущенные в обращение в обмен на наличные или безналичные денежные средства и принимаемые в качестве средства платежа при осуществлении расчетов как с лицом, выпустившим в обращение данные единицы стоимости, так и с иными юридическими и физическими лицами, а также выражающие сумму обязательства этого лица по возврату денежных средств любому юридическому или физическому лицу при предъявлении данных единиц стоимости (часть первая ст. 274 Банковского кодекса Республики Беларусь).

 

3. Организациям и индивидуальным предпринимателям, включая тех, которые обязаны принимать к оплате банковские платежные карточки, предоставят право обеспечивать осуществление безналичных расчетов иными способами, в т.ч. с использованием QR-кодов и (или) мобильных приложений. Способы осуществления безналичных платежей должны предусматривать формирование платежных инструкций, на основании которых проводятся операции по счетам, электронным кошелькам. Иные безналичные расчеты следует проводить через кассовое оборудование (абз. 11 подп. 1.1 п. 1 постановления № 819/16).

Справочно: использование новых механизмов оплаты имеет следующие важные преимущества:

  • нет необходимости производить отчисления иностранным платежным системам;
  • стоимость инфраструктуры для осуществления платежей электронными деньгами может быть существенно ниже, чем стоимость инфраструктуры для оплаты с помощью банковских платежных карточек;
  • для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть существенно дешевле организация приема платежей электронными деньгами, чем банковскими платежными карточками.

Проведение расчетов безналичными способами будет возможно также с использованием программных касс (абз. 30 подп. 1.2 п. 1 постановления № 819/16).

Справочно: выбор субъектами хозяйствования, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, для совершения операций по продаже товаров (работ, услуг) программных касс позволит:

  • сэкономить на приобретении новых либо доработке уже используемых старых кассовых аппаратов и их техническом обслуживании;
  • не вносить залоговую стоимость за СКНО, так как в программных кассах она не используется;
  • использовать для размещения программной кассы уже имеющиеся электронные устройства: планшеты, смартфоны и др.

 

4. Обязанность по использованию кассового оборудования и (или) платежных терминалов не будет распространяться на субъекты хозяйствования, которые принимают только безналичные денежные средства и (или) электронные деньги, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • данные организации и индивидуальные предприниматели не будут осуществлять непосредственное обслуживание покупателей (потребителей), связанное с приемом средств безналичных платежей;
  • прием средств платежа в пользу организаций и индивидуальных предпринимателей будет осуществляться через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, платежных агентов, в т.ч. с использованием объектов программно-технической инфраструктуры для проведения расчетов посредством банковских платежных карточек, иными способами, включая использование QR-кодов и (или) мобильных приложений (абз. 8–10 подп. 1.2 п. 1 постановления № 819/16).

 

Пример 4

Организация оказывает физическим лицам услуги по уборке квартир. Заказчики оплачивают эти услуги через ЕРИП.

Кассовое оборудование и платежный терминал организация может не устанавливать.

 

5. Уточнено, что под бытовыми услугами для целей применения Положения № 924/16 будут пониматься в т.ч. бытовые услуги, которые определены законодательством о ведении государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь»    (абз. 6 подп. 1.2 п. 1 постановления № 819/16).

Следовательно, субъектам хозяйствования, оказывающим бытовые услуги, включенные в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», а также определенные Указом Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (в редакции от 31.10.2019), необходимо будет использовать кассовое оборудование и платежные терминалы в соответствии с требованиями Положения № 924/16.

Важно! В случае оказания бытовых услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более 3 человек в одну смену, прием денежных средств может осуществляться без использования кассового оборудования и платежных терминалов.

Елена Горошко, налоговый консультант, аудитор ООО «Аудиторский центр «Эрудит»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup