Сплошь и рядом ведутся строительство и ввод в эксплуатацию новых объектов недвижимости, купля-продажа, обмен помещениями на вторичном рынке недвижимости.
В результате обладатель недвижимого имущества должен узаконить право собственности на приобретенное тем либо иным способом помещение в установленном законодательством порядке, поскольку государственной регистрации подлежат недвижимое имущество, права на него и сделки с ним в случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РБ).
Вопросы регистрации права собственности на объекты недвижимости регулирует Закон РБ от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" (далее – Закон № 133-З).
Капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, в т.ч. жилые, причисляют к объектам недвижимости, в отношении которых осуществляется процедура государственной регистрации (п. 1 ст. 3 Закона № 133-З).
При этом удостоверение регистраторами республиканской и территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, а также выдача регистраторами республиканской и территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним дубликатов удостоверенных документов являются объектами обложения государственной пошлиной (подп. 1.6 п. 1 ст. 249 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
В бухгалтерском учете первоначальной стоимостью основных средств признают сумму фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление, доставку, установку и монтаж, включая иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и доведением его до состояния, в котором он пригоден к использованию (п. 11 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001№ 118 (далее – Инструкция № 118)).
Расходы по регистрации объектов недвижимости можно признать иными затратами, которые непосредственно связаны с приобретением и доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Таким образом, расходы по государственной регистрации объекта недвижимости, понесенные до даты принятия объекта в состав основных средств, в бухгалтерском учете организации должны отражаться на счете 08 "Вложения в долгосрочные активы" и затем включаться в первоначальную стоимость объекта недвижимости.
Отметим, что расходы по регистрации объектов недвижимости, включенные в первоначальную стоимость объекта основных средств, в целях налогообложения прибыли признают затратами, связанными с приобретением и (или) созданием амортизируемого имущества, и не учитывают при налогообложении прибыли в составе текущих затрат на основании подп. 1.13 п. 1 ст. 131 НК.
При этом такие расходы могут быть впоследствии учтены при исчислении налога на прибыль посредством начисления амортизационных отчислений по основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности и находящимся в эксплуатации.
Как уже было отмечено выше, законодательство о бухгалтерском учете точно определяет, что расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при регистрации объекта недвижимости до его ввода в эксплуатацию, следует включать в его первоначальную стоимость.
А что говорит по этому поводу налоговое законодательство?
Пунктом 1 ст. 260 НК установлено, что суммы государственной пошлины организации включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
При этом данная норма при отнесении расходов на затраты не устанавливает зависимости от объекта обложения государственной пошлиной и не дает отсылочных норм на иные статьи НК, а четко предусматривает порядок учета государственной пошлины в налоговом учете.
Таким образом, существует различие в применении норм бухгалтерского и налогового учета государственной пошлины в соответствии с п. 1 ст. 260, подп. 1.13 п. 1 ст. 131 НК и Инструкцией № 118.
Отметим, что исходя из норм ст. 10 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" НК имеет бóльшую юридическую силу по отношению к Инструкции № 118. Исходя из этого нет гарантии, что при проверке отнесенная в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете на увеличение стоимости недвижимого имущества государственная пошлина по его регистрации не будет единовременно отнесена на затраты организации, учитываемые при налогообложении.
По мнению автора, решение данной проблемы довольно простое: достаточно внести соответствующие изменения в ст. 260 НК и более четко определить, какие суммы государственной пошлины можно не относить на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
В качестве примера можно привести ст. 203 НК, определяющую порядок налогового учета земельного налога. В соответствии с указанной статьей суммы земельного налога организации включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг),имущественных прав, учитываемые при на-логообложении. Однако по возводимым объек-там суммы земельного налога подлежат включению в стоимость объектов незавершенного капитального строительства.
Так почему бы не предусмотреть нечто подобное и в отношении государственной пошлины?
Понятно, что бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций могут различаться. Но все же насколько оправданно разводить "по разным углам" эти 2 учета и делать наше законодательство более сложнымдля бухгалтера?