(Комментарий к постановлению Совета Министров от 05.02.2016 № 102)
В Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила), внесены изменения постановлением от 05.02.2016 № 102. Новации касаются оформления документов при выполнении автомобильных перевозок грузов как во внутриреспубликанском, так и международном сообщении (вступают в силу с 11 марта 2016 г.).
В Правилах четко определены документы:
- которые должен оформлять грузоотправитель (грузосопроводительные документы);
- за наличие которых будет отвечать перевозчик (транспортные документы).
Какие документы перевозчик передает водителю?
Перечень транспортных документов, которые автомобильный перевозчик должен передать (при необходимости) водителю, будет зависеть от вида осуществляемой перевозки – внутри республики или за ее пределы (см. таблицу).
Документы, которые должны быть у водителя при перевозке груза внутри республики |
Документы, которые должны быть у водителя при перевозке груза за пределы Беларуси |
---|---|
Технический паспорт и технический талон Сертификат о прохождении техосмотра Полис обязательного страхования Документ на право пользования транспортным средством (например, договор аренды) Разрешения на проезд по автомобильным дорогам Республики Беларусь
|
Пакет документов для перевозки внутри республики, а также: - разрешения на проезд по территории иностранных государств; - сертификаты об экологической и другой безопасности транспортного средства; - сертификаты соответствия транспортного средства Европейской конференции министров транспорта; - книжку МДП (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП); - международный сертификат техосмотра; - свидетельство о соответствии транспортного средства нормам СПС (Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок); - термограммы, - тахограммы |
Какие документы грузоотправитель передает водителю перевозчика?
С 11 марта 2016 г. грузоотправитель не должен при выполнении международной автомобильной перевозки грузов с территории Беларуси или транзитом по ее территории оформлять на груз ТТН-1.
В этом случае роль грузосопроводительного документа будут выполнять CMR и первый экземпляр товарной накладной (форма ТН-2).
Однако все остальные документы на груз обязательны. В различных ситуациях такими документами могут быть:
- ветеринарный сертификат;
- фитосанитарный сертификат;
- сертификат соответствия качества;
- разрешения на вывоз груза;
- первый экземпляр товарной накладной.
Теперь грузоотправитель будет отвечать за полноту и достоверность документов, которые сопровождают груз и которые он передает водителю перевозчика (п. 22 Правил).
В свою очередь, с перевозчика требуется наличие действительных транспортных документов (п. 15 Правил).
Какие еще документы должен иметь водитель?
Помимо товарных и транспортных документов у водителя должны быть:
- документы на управление транспортным средством соответствующей категории;
- карточка водителя (если транспорт оборудован тахографом);
- свидетельство водителя-международника;
- другие документы, предусмотренные в т.ч. и международными договорами Республики Беларусь.
Когда перевозчик может отказаться от перевозки груза?
В Правилах есть норма о том, что автомобильный перевозчик имеет право не принимать груз к автомобильной перевозке, если:
- груз находится в ненадлежащей таре или упаковке;
- груз не соответствует принятому к исполнению заказу;
- масса предъявленной партии груза превышает грузоподъемность грузового транспортного средства;
- движение по автомобильным дорогам маршрута автомобильной перевозки временно прекращено или ограничено (п. 21 Правил).
Также перевозчик может отказаться принимать груз и тогда, когда ему не представлены оформленные надлежащим образом транспортные и грузосопроводительные документы. В п. 357 Правил указано, что перевозчик не обязан проверять полноту и правильность заполнения таких документов.
Однако если грузы перевозятся в международном сообщении, то перевозчик зачастую выступает лицом, которое обязано задекларировать товар на границе.
Исходя из этого можно сделать следующий вывод: если перевозка начата, а документы на груз не в порядке, то возможность перевозчику сослаться на «чужую» ответственность ставится под сомнение.