(Комментарий к подп. 1.1 п. 1 ст. 166 Налогового кодекса Республики Беларусь)
Имущественный вычет предоставляют по месту основной работы
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подп. 1.1 п. 1 ст. 166 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), позволяет плательщикам и членам их семей уменьшить полученные ими доходы на сумму расходов, связанных с приобретением либо строительством жилья.
Этим правом они могут воспользоваться, если состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий:
– в местном исполнительном и распорядительном органе;
– иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами.
Справочно: к членам семьи плательщика относят:
– супругу (супруга);
– детей, не состоящих в браке на момент осуществления расходов на строительство или приобретение жилья;
– иных лиц, признанных в судебном порядке членами семьи плательщика.
Вычет предоставляют по месту основной работы (службы, учебы) при наличии документов:
1) подтверждающих право плательщика на вычет;
2) оформленных согласно требованиям законодательства (п. 2 ст. 166 НК).
Право на имущественный вычет надо подтвердить документально
Одним из таких документов является справка о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ее форма установлена постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 27.12.2010 № 28 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27.10.2010 г. № 552» (приложение 14).
Помимо справки в обязательном порядке представляются:
– подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг, за исключением риэлтерских услуг) квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные инструкции о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет продавца (подрядчика, исполнителя), товарные и кассовые чеки, акты о закупке товаров (выполнении работ, оказании услуг) у физических лиц и другие документы;
– копии свидетельства о рождении ребенка (детей), свидетельства о заключении брака, свидетельства о расторжении брака, решения суда – при получении вычета членами семьи основного плательщика;
– иные документы.
Каким требованиям законодательства должны соответствовать подтверждающие документы?
Организация как налоговый агент должна проверить не только полноту представленного плательщиком пакета документов, но и факт соответствия этих документов требованиям, предъявляемым к ним законодательством. От этого также зависит правильность предоставления организацией имущественного вычета.
Наиболее актуально это в отношении следующих случаев.
1. Плательщик для получения вычета представил справку о состоянии на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В этом случае налоговому агенту следует проверить срок действия данной справки. Она ограничена 6 месяцами (подп. 1.3.1 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200).
При превышении указанного срока имущественный налоговый вычет плательщику (членам его семьи) не предоставляется.
2. Плательщик представил карт-чек, в котором отсутствует Ф.И.О. лица, погашавшего кредит.
Документы, подтверждающие фактически произведенные плательщиком и членами его семьи расходы на строительство или приобретение одноквартирного жилого дома или квартиры, погашение кредитов банков Республики Беларусь, погашение займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей, фактически израсходованных на указанные цели, должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего порядок их оформления.
Если документы должны содержать информацию о Ф.И.О. плательщика, сумме и дате оплаты, назначении платежа, но в них отсутствуют указанные реквизиты, то плательщик должен приложить к таким документам справку получателя платежа, скрепленную печатью, содержащую недостающую информацию.
Справочно: вышеизложенное следует из писем:
– Нацбанка Республики Беларусь от 05.11.2010 № 03-15/151 «Об оформлении документов для получения имущественных налоговых вычетов»;
– МНС Республики Беларусь от 24.01.2013 № 1-1-39/С-56 «Об имущественном налоговом вычете».
3. Плательщик представил копии документов.
В этом случае налоговый агент должен сверить представленные копии с оригиналами документов.
После сверки делается соответствующая отметка на копиях документов, а на оригиналах этих документов – отметка о сумме предоставленного имущественного налогового вычета.
4. Плательщик потерял документы, необходимые для получения имущественного вычета.
В случае их утери плательщику необходимо представить налоговому агенту письменное подтверждение получателя денежных средств о поступлении таких средств с указанием фамилии, имени, отчества плательщика, суммы и даты оплаты, назначения платежа.
Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2016, № 34, с. 42
Анна Павлова, экономист