(Комментарий к п. 9 ст. 202 Налогового кодекса Республики Беларусь)
Организации, осуществляющие строительство жилья и реконструкцию объектов под жилые помещения, вправе уменьшить сумму земельного налога с учетом льготы, установленной п. 9 ст. 202 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Суть указанной льготы заключается в следующем. Подлежащая уплате плательщиками-организациями сумма земельного налога уменьшается на сумму земельного налога, исчисленную пропорционально удельному весу выручки, полученной от выполнения работ по строительству (реконструкции) жилья и реконструкции объектов под жилые помещения, в общем объеме выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за прошедший квартал без учета НДС.
Эта льгота имеет свой уникальный способ применения, который не используется при исчислении других льгот по земельному налогу, а также льгот по другим налогам и сборам.
Дело в том, что срок уплаты земельного налога установлен 1 раз в квартал не позднее 22-го числа второго месяца текущего квартала. Льготу по земельному налогу, установленную п. 9 ст. 202 НК, можно посчитать только по окончании квартала.
Поэтому строительная организация сначала должна исчислить земельный налог за 2017 г. без учета причитающейся ей льготы, представить не позднее 20 февраля 2017 г. в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу на 2017 г. и уплатить не позднее 22 февраля 2017 г. 1/4 часть годовой суммы земельного налога.
После окончания квартала станет известен объем выручки от реализации организации за I квартал 2017 г., в т.ч. выручки, полученной от выполнения работ по строительству жилья. Поэтому в апреле 2017 г. организация сможет:
– определить размер льготы по земельному налогу и соответственно сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет за I квартал 2017 г.;
– представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2017 г.
Льгота по земельному налогу, установленная п. 9 ст. 202 НК, исчисляется ежеквартально без нарастающего итога с начала года.
То есть организации придется определять льготу за II, III и IV кварталы в порядке, аналогичном вышеизложенному, и представлять уточненные налоговые декларации по земельному налогу.
Справочно: сроки, в течение которых организации должны представлять в налоговые органы налоговые декларации по земельному налогу в различных ситуациях, указаны в п. 14 ст. 202 НК.
Однако эта норма не содержит указание на срок представления налоговой декларации организациями, применяющими льготу по земельному налогу, установленную п. 9 ст. 202 НК.
Специалисты налоговых органов таким организациям рекомендуют представлять уточненные налоговые декларации по земельному налогу в ближайшее время после того, как организации станет известен объем выручки от реализации за текущий квартал, в т.ч. выручки, полученной от выполнения работ по строительству жилья, и она сможет исчислить льготу по земельному налогу.
Сумма земельного налога, излишне уплаченная в бюджет, подлежит возврату из бюджета или зачету в счет других платежей в бюджет в порядке, установленном ст. 60 НК.
Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2017, № 30, с. 51−54