(Комментарий к Закону Республики Беларусь от 17.07.2017 № 50-З*)
Изменения и дополнения, внесенные в ныне действующий Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», затрагивают различные сферы транспортной деятельности.
Остановимся на основных изменениях, затрагивающих деятельность международных автомобильных перевозчиков грузов.
1. Транспортные документы
Закон четко разграничил оформление транспортных документов при внутринациональных и международных перевозках.
Так, использование транспортного средства при выполнении автомобильной перевозки груза оформляется путевым листом вне зависимости от маршрута перевозки.
Товарно-транспортная накладная (ТТН-1) должна оформляться при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов.
Международная товарно-транспортная накладная «CMR» (далее – CMR) составляется при выполнении международных автомобильных перевозок грузов.
Заказ-поручение − при оказании услуг физическим лицам.
Таким образом, исключено применение СMR и ТТН-1 одновременно.
2. За правильность оформления грузосопроводительных документов отвечает грузоотправитель
Грузосопроводительные документы − документы, которые в соответствии с законодательством, международными договорами Республики Беларусь, а также международными правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, должны сопровождать груз при его автомобильной перевозке.
Такое понятие дано Законом. Как видим, определение отсылает нас не только к законодательству Республики Беларусь, но и к документам ЕАЭС и международным договорам.
Однако перевозчик не обязан владеть знанием о полном перечне документов, которые должны оформляться на груз и сопровождать его при перевозке.
Примерный (не исчерпывающий) перечень грузосопроводительных документов, которые грузоотправитель обязан передать (обеспечить передачу) автомобильному перевозчику или его представителю, содержится в п. 22 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970. Напомним, что к ним относятся:
− ветеринарный сертификат (при автомобильной перевозке животных, продуктов животного происхождения, сырья животного происхождения, корма для животных, ветеринарных препаратов и других грузов, подлежащих ветеринарному надзору);
− карантинный сертификат (при автомобильной перевозке подкарантинных материалов);
− фитосанитарный сертификат (при автомобильной перевозке соответствующих грузов);
− сертификат соответствия качества (при автомобильной перевозке промышленных и продовольственных товаров);
− разрешение соответствующих органов государственного управления на вывоз грузов (при необходимости);
− первый экземпляр товарной накладной (при автомобильной перевозке грузов товарного характера за пределы территории Республики Беларусь), оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
− иные документы, которыми в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь должны сопровождаться грузы при автомобильной перевозке.
Норма о том, что перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов и нести ответственности за их неверное оформление, содержится в КДПГ (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 г.).
Это обязанность грузоотправителя. Поэтому ст. 41 Закона в действующей редакции изменена и дополнена.
С 23 января 2018 г. грузоотправитель обязан обеспечить представление грузосопроводительных документов, оформленных надлежащим образом, и будет нести ответственность за их непредставление в полном объеме. А перевозчик не обязан будет проверять правильность оформления грузосопроводительных документов. Он также не будет нести ответственность за неправильность их оформления.
3. Перевозчик проверяет документы, но не отвечает за их недостоверность
С 23 января 2018 г. перевозчик обязан будет проверить только наличие транспортных документов, но не правильность их оформления. При этом на грузоотправителя возложена ответственность перед автомобильным перевозчиком и третьими лицами за убытки, которые возникли в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой сведений, указанных в транспортных документах, грузосопроводительных документах, оформляемых грузоотправителем, либо в связи с отсутствием необходимых транспортных документов, грузосопроводительных документов (ст. 56 Закона).
___________________________
* Закон Республики Беларусь от 17.07.2017 № 50-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон).
Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2017, № 31, с.