Инвентаризация при правильном ее проведении позволяет получить реальную картину состояния активов и обязательств организации, выявить активы, частично потерявшие свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревшие морально.
За организацию и своевременное проведение инвентаризации активов и обязательств ответственность несет руководитель организации. Он должен быть самым заинтересованным лицом в достоверном, своевременном и оперативном проведении инвентаризации. Именно он создает условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.
Наши эксперты подготовили универсальную подборку, которая поможет своевременно и правильно подготовиться к проведению инвентаризации, а также к документальному оформлению ее результатов.
Отражение результатов инвентаризации / "Главный Бухгалтер" №45-2018 декабрь
При проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2018 г. были выявлены неучтенные объекты нематериальных активов (компьютерные программы), разработанные работниками организации за счет средств организации.
Можно ли стоимость данных активов отразить по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» по аналогии с безвозмездно полученными?
Исправление ошибки в инвентаризационной описи / "Главный Бухгалтер" №45-2018 декабрь
При инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2018 г. в инвентаризационной описи выявлена ошибка.
Можно ли вносить исправления в инвентаризационную опись?
Дата проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности / Вопрос-ответ
Исходя из норм п. 8 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180), инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности должна проводиться не ранее 1 декабря отчетного года. В то же время согласно п. 63 Инструкции № 180 она проводится на 1 ноября отчетного года.
Какую дату следует закрепить в учетной политике организации в качестве даты проведения инвентаризациидебиторской и кредиторской задолженности?
Как правильно оформить акт о списании имущества / "Главный Бухгалтер" №44-2018 ноябрь
Исходя из норм п. 8 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180), инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности должна проводиться не ранее 1 декабря отчетного года. В то же время согласно п. 63 Инструкции № 180 она проводится на 1 ноября отчетного года.
Какую дату следует закрепить в учетной политике организации в качестве даты проведения инвентаризациидебиторской и кредиторской задолженности?
Инвентаризация кредиторской задолженности / "Главный Бухгалтер" №42-2018 ноябрь
В ходе проведенной инвентаризации организация (заказчик строительства здания, которое будет учтено на счете 03 «Доходные вложения в материальные активы» по окончании строительства) выявила кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности по работам подрядчика.
На какой счет бухгалтерского учета следует списать данную задолженность?
Бортовые устройства получены в безвозмездное пользование: правила учета активов за балансом / "Главный Бухгалтер" №41-2018 ноябрь
Ситуация: Активы получены в безвозмездное временное пользование
Организация получила от нерезидента Республики Беларусь в безвозмездное временное пользование бортовые устройства для установки их на транспортные средства. Бортовые устройства обеспечивают списание средств со счета за пользование платной автодорогой за пределами Республики Беларусь и не являются собственностью организации.
Данные устройства организация учла в составе отдельных предметов в составе средств в обороте, что отражено записью:
Д-т 10 «Материалы» (субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности») – К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
100 % стоимости устройств отнесено на затраты согласно учетной политике записью:
Д-т 20 «Основное производство» – К-т 10 (субсчет 9).
Оплата залоговой стоимости бортовых устройств производилась в иностранной валюте и отражалась проводкой:
Д-т 60 – К-т 52 «Валютные счета».
Верно ли организация ведет их учет?
Учет арендованных основных средств / "Главный Бухгалтер" №39-2018 октябрь
Организация арендует и получает по договорам безвозмездного пользования основные средства.
Как правильно организовать учет арендованного и полученного в безвозмездное пользование имущества?
Материальный ущерб: 5 правил по взысканию / "Главный Бухгалтер" №28-2018 июль
Порядок возмещения материального ущерба зависит от его размера, от согласия самого работника на его возмещение и ряда других обстоятельств, связанных с причинением такого ущерба. С учетом существующего порядка возмещения материального ущерба определяется вариант отражения его в бухгалтерском учете. Рассмотрим эти варианты.
Инвентаризация: какие ошибки выявлены при ее проведении и какие выявила она сама / "Главный Бухгалтер" №40-2018 октябрь
Какие ошибки при проведении инвентаризации нельзя допускать? А какие ошибки в ведении учета помогают выявить правильно проведенная инвентаризация и анализ ее результатов? Автор материала обобщил накопленный опыт.
Отпуск кассира и инвентаризация кассы / "Главный Бухгалтер" №26-2018 июль
На время отсутствия кассира торговой организации (идет в отпуск) его обязанности передаются другому работнику.
Нужно ли проводить инвентаризацию кассы при временной смене материально ответственных лиц?
Инвентаризация остатков топлива в баках автомобилей / "Главный Бухгалтер" №40-2018 октябрь
Организация должна на конец каждого месяца проводить инвентаризацию остатков топлива в баках автомобилей.
Возникли следующие вопросы:
- Как правильно замерить остаток топлива в баке грузового автомобиля?
- По какой форме нужно составлять акт по результатам замера топлива в баке?
Какие документы подтверждают поступление ТМЦ, выявленных как излишки по результатам инвентаризации? / "Главный Бухгалтер" №36-2018 сентябрь
Организация провела инвентаризацию ТМЦ. Были составлены все необходимые документы: инвентаризационные описи, сличительные ведомости, протокол по итогам инвентаризации и т.д. В результате выявлены излишки, которые отражены в бухгалтерском учете. Уплачен налог на прибыль.
При проверке налоговый орган составил акт проверки, где в качестве нарушения указано отсутствие документов, подтверждающих приобретение ценностей, оприходованных как излишки. К организации применили штраф в размере 50 % от стоимости «лишнего» товара (п. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
При обжаловании решения контролирующего органа в суде решение осталось без изменений.
Исправим 4 ошибки при отражении финансового результата / "Главный Бухгалтер" №10-2018 март
Ошибки, допущенные при отражении доходов и расходов, искажают финансовый результат и показатели бухгалтерской отчетности. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проверьте правильность отражения в учете всех операций по формированию финансового результата. Рассмотрим 4 ошибки и способы их исправления.
О чем говорит дебетовое сальдо по счету 70? / "Главный Бухгалтер" №19-2018 май
Всегда ли достаточно одного желания, чтобы повысить заработную плату? В каких случаях может возникать дебетовое сальдо по счету 70? Что важнее: вовремя выплатить заработную плату или погасить долги? Рассматривая отдельные ситуации, автор разъясняет, какие ошибки нельзя допускать при начислении и выплате заработной платы.
Выявлены излишки по результатам инвентаризации / "Главный Бухгалтер" №17-2018 май
Организация по решению руководителя провела инвентаризацию активов. По ее результатам выявлены неучтенные объекты основных средств, используемые в производственной деятельности организации. Для определения рыночной стоимости этих основных средств проведена их экспертная оценка сторонней организацией, занимающейся оценочной деятельностью.
Как отразить стоимость принимаемого на учет основного средства: счет 01 «Основные средства» должен корреспондировать со счетом 98 «Доходы будущих периодов» или со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»?
Куда следует отнести понесенные организацией расходы на оплату услуг по оценке выявленных при инвентаризации основных средств? Увеличивают ли данные расходы стоимость выявленных при инвентаризации неучтенных основных средств?
Инвентаризация денежных средств в наличной иностранной валюте / "Главный Бухгалтер" №25-2018 июль
С 3 июня 2018 г. в Инструкцию о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденную постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2013 № 185 (далее – Инструкция № 185), внесены изменения и дополнения (постановление Правления Нацбанка Республики Беларусь от 25.05.2018 № 237).
Коснулись ли они периодичности проведения инвентаризации денежных средств в наличной иностранной валюте в кассе организации?
Пересортица – работа для Золушки: зачет, учет, списание и налогообложение / "Главный Бухгалтер" №2-2018 январь
Пересортицей называют результат инвентаризации, обнаружившей расхождение между товарами разных сортов, имеющих одно и то же наименование, причем недостача одного сорта товара перекрывается излишками другого сорта. Как на практике реализуется такая процедура, поясняет автор.
Можно ли проводить инвентаризацию 1 раз в 3 года? / "Главный Бухгалтер" №2-2018 январь
Можно ли организации самостоятельно определить периодичность проведения инвентаризации ТМЦ? При этом нормы естественной убыли рассчитать за весь период, за который инвентаризация не проводилась? Такие вопросы рассматривает автор материала.