Аренда транспортного средства с экипажем при осуществлении международной перевозки: когда возникает объект обложения налогом на доходы? (Комментарий к ст. 146 Налогового кодекса Республики Беларусь и нормам международных соглашений, регулирующих вопросы налогообложения прибыли от перевозок)

09 сентября 2015

На первый взгляд аренда транспортного средства с экипажем имеет отношение к налогообложению доходов иностранной компании от роялти, полученных в виде вознаграждения за использование ее имущества на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования таким имуществом, включая транспортные средства.

Однако это не так.

Во всех двусторонних соглашениях, заключенных Республикой Беларусь (за исключением США), использована одна из двух моделей:

1) модель Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (далее – Модель налоговой конвенции ОЭСР);

2) модель Конвенции Организации Объединенных Наций (далее – Модель конвенции ООН).

В комментарии мы рассмотрим первую модель. Так, в Модели налоговой конвенции ОЭСР, имеющей отношение к статье «Налогообложение прибыли от морского, внутриводного и воздушного транспорта» международных соглашений, содержится следующая трактовка: прибыль, полученная от аренды морских или воздушных судов по полностью оборудованному чартеру с экипажем, должна рассматриваться как прибыль от перевозки пассажиров и грузов.

В ст. 146 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) нет специальных оговорок по отдельным видам договоров международных перевозок. Однако Республика Беларусь придерживается принципов, заложенных в типовой Модели налоговых конвенций ОЭСР, включая вопросы налогообложения доходов по договорам аренды транспортных средств с экипажем. Следовательно, налогообложение доходов нерезидентов по таким договорам происходит в соответствии со статьей «Международный транспорт» международных договоров.

Отметим, что законодательству Республики Беларусь известен такой вид договоров, встречается он и на практике.

Справочно: по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (п. 1 ст. 603 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК).

Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства. Если договором аренды не предусмотрено иное, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель (п. 2 ст. 606 ГК).

Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 605 ГК).

Рассмотрим вышеизложенное на примере.

Пример. Транспортировка груза на арендованном транспорте с экипажем

Из Российской Федерации в Республику Беларусь следует поставить уникальное оборудование. Оно будет транспортироваться российской фирмой с помощью специальной платформы и тягача. Груз негабаритный, при его перемещении следует соблюдать специальные условия, предусматривающие безопасность движения и безопасность груза. Для этого белорусская организация заключила с российской фирмой договор аренды транспортных средств с экипажем. Транспортными средствами управляют российские водители и механики (экипаж).

В соответствии со ст. 3 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее – Соглашение с Россией) указанную транспортировку автомобильным транспортом следует относить к международным перевозкам, а согласно ст. 8 налогообложение доходов российской организации должно происходить только в России.

Для целей применения норм Соглашения с Россией необходимо соблюдение положений ст. 151 НК и Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, международной организации, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42.

Подтверждение о постоянном местонахождении российской организации можно представить в белорусский налоговый орган как до уплаты налога на доходы, так и после.

Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», № 34, с. 52.

Татьяна Филатова, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup