Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси входит в число приоритетных задач. В стране многое сделано для совершенствования делового климата и улучшения условий ведения бизнеса. Очередным шагом в этом направлении стал проект Директивы Президента "О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь", подготовленный в развитие Директивы №4. В течение месяца - с 27 марта по 25 апреля текущего года - документ был размещен на сайте Министерства экономики для проведения публичных консультаций и общественного обсуждения. Во время онлайн-конференции Ирина Бабаченок – директор департамента по предпринимательству Министерства экономики Беларуси и Николай Потев – начальник главного управления организации контрольной деятельности Министерства по налогам и сборам Беларуси рассказали об этом документе, о том, какие предложения и критические замечания поступили от бизнес-сообщества, а также ответили на вопросы посетителей сайта БЕЛТА, касающиеся развития малого и среднего бизнеса.
ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Как в Министерстве экономики оценивают сложившийся уровень поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси? Какова доля малого бизнеса в ВВП?
Ирина Бабаченок: Точные данные по 2014 году будут опубликованы в мае. По подсчетам налоговых органов на 1 апреля 2015 года в Беларуси было зарегистрировано 365 тыс. 29 субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе 102 тыс. 277 микро-, 12 тыс. 502 малых, 2 тыс. 481 средняя организация и 247 тыс. 769 индивидуальных предпринимателей. Для сравнения: в 2013 году доля малого предпринимательства в ВВП Беларуси составила 15,1%, что почти вдвое выше показателей 2007 года (8,3%).
Относительно поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси могу сказать, что выделяемые суммы увеличиваются из года в год. Так, в 2012 году на эти цели было направлено Br74 млрд, в 2013 – Br128,2 млрд, в 2014 году – Br206,5 млрд.
Отмечу, что в прошлом году в систему оказания поддержки МСП включился Банк развития Республики Беларусь, благодаря чему в 2015 году запланировано направить Br923,4 млрд, из них Br700 млрд - на предоставление кредитов Банком развития.
На каком этапе находится проект стратегии развития малого и среднего предпринимательства, который планируется осуществить при поддержке Всемирного банка? Какие конкретные мероприятия по участию предпринимательства, бизнеса в региональных, отраслевых программах экономического развития в него могут войти? Какие предложения по стратегии развития малого и среднего бизнеса поступают от предпринимателей?
Ирина Бабаченок: Действительно, в настоящее время Министерством экономики с участием Банка развития Республики Беларусь и других заинтересованных осуществляется взаимодействие с Всемирным банком по подготовке концепции совместного проекта по повышению конкурентоспособности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Беларуси.
В частности, предполагается создание реестров административных процедур и обеспеченных сделок, совершенствование систем привлечения инвестиций, налогового администрирования.
Также планируется усовершенствовать финансовую и нефинансовую поддержку субъектов предпринимательства. При этом система финансовой поддержки - кредитование субъектов предпринимательства - будет построена на основе программы Банка развития по расширению доступа названных субъектов к кредитным ресурсам и новым кредитным продуктам, начатой в 2014 году и получившей положительную оценку экспертов Всемирного банка.
Основой нефинансовой поддержки будет создание специализированной структуры по оказанию консультационных, правовых, информационных, образовательных и иных услуг ведения бизнеса. Указанная структура может быть создана путем преобразования Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей с включением в систему Банка развития.
После завершения подготовки итоговый вариант проекта концепции будет представлен для общественного обсуждения с участием широкого круга делового сообщества.
Президент Республики Беларусь 30 марта подписал Указ №143, которым предусмотрено продление до 1 января 2016 года переходного периода, в течение которого индивидуальным предпринимателям предоставлено право реализовать остатки товаров, ввезенных без подтверждающих документов. Этим указом определен размер и порядок уплаты налогов такими предпринимателями. Проводились ли налоговые проверки, есть ли нарушения?
Николай Потеев: В целях выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения налоговые органы на постоянной основе проводят соответствующие контрольные мероприятия в отношении индивидуальных предпринимателей.
Некоторые ИП реализуют товары под видом поданных в налоговый орган остатков. То есть опись остатков товара подана до 31 июля 2014 года, а после этой даты ввезен еще товар и подкладывается под эту опись. Например, в Минске один из индивидуальных предпринимателей, осуществляющий реализацию дисков, в представленной в инспекцию МНС описи указал товар - диски. В ходе проверки установлено, что предлагаемые к реализации диски с играми произведены после июля 2014 года, что, соответственно, обязывало предпринимателя подтверждать приобретение товара сопроводительными документами.
Всего в январе-марте 2015 года налоговыми органами в целях установления и пресечения фактов реализации товаров без документов, подтверждающих их приобретение, проведено 954 контрольных мероприятия в отношении субъектов предпринимательской деятельности на территориях торговых центров, рынков, в иных местах торговли. По результатам контрольных мероприятий арестовано товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на сумму Br98 млрд, обращено в доход государства - на Br62,8 млрд. К административной ответственности привлечено 907 лиц, сумма административных штрафов по которым составила Br1,3 млрд.
Чаще всего налоговые органы при проведении контрольных мероприятий устанавливают нарушения порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг; хранение ТМЦ без документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации; нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками.
Следует отметить, что данные вопросы находятся на постоянном контроле у налоговых органов.
В Беларуси 2015 год объявлен Годом молодежи. Как известно, в молодежной среде сконцентрирован огромный потенциал, который просто необходимо вовлекать в социально-экономическое развитие страны. В том числе им необходима помощь в создании бизнеса и продвижении своих идей. По вашему мнению, справляются ли с этой задачей действующие молодежные бизнес-инкубаторы? Будет ли реализована инициатива Михаила Мясниковича о создании таких структур в каждом районном центре? Какие еще формы работы с предприимчивой молодежью могут быть применены в Беларуси?
Ирина Бабаченок: Вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность в Беларуси уделяется серьезное внимание. Так, в учреждениях среднего образования на факультативных занятиях преподаются основы экономики и предпринимательства по программе "Учимся предприимчивости", в учреждениях высшего образования проводится подготовка специалистов с бизнес-образованием. В магистратуре ведется подготовка менеджеров для национальной экономики по англоязычной магистерской программе по специальностям "Бизнес-администрирование", "Инновационный менеджмент".
Субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства проводятся обучающие семинары по вопросам организации собственного дела среди молодежи, "круглые столы", конкурсы бизнес-проектов, встречи с участием руководителей успешных малых и средних предприятий Беларуси, стажировки, выездные практические занятия и ознакомительные практики студентов на базе передовых предприятий и другие.
Кроме того, действует специализированный молодежный инкубатор малого предпринимательства КУП "Молодежная социальная служба", которым успешно реализуется проект для учащейся молодежи по обучению предприимчивости "ЭКОНОМИКС Экспорт=успех". Инкубатором разработан проект "Бизнес-улей – открытая площадка по конкурентному непрерывному и комплексному обучению предприимчивости", который в марте 2013 года занял призовое место и признан экспертами Европейского фонда образования "На пути к совершенству в области предпринимательства и предпринимательских навыков" успешной практикой в сфере обучения предприимчивости.
Школьным компаниям в этой сфере оказывает содействие первый в республике учебно-практический центр "Школьная компания", который был создан на базе инкубатора малого предпринимательства ЗАО "МАП ЗАО" Минский район для продвижения инновационных идей молодежи.
Под патронажем облисполкомов, Минского горисполкома организовываются конкурсы-фестивали по экономике и предпринимательству среди учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений профессионально-технического и среднего специального образования ("Лестница успеха", молодых модельеров и дизайнеров одежды "Стиль", "Инновации – дело молодых", ежегодные чемпионаты "Молодежь в предпринимательстве" и другие).
В республике проводятся стартап-мероприятия с участием частных инвесторов: регулярные интерактивные конкурсы инновационных бизнес-проектов для начинающих предпринимателей (ИнвестУикенды), конкурсы бизнес-идей, мастер-классы, тренинги и т.д.
Таким образом, следует отметить широкий спектр направлений оказания поддержки предпринимательской инициативе молодежи, как с точки зрения теоретического и практического обучения, так и с точки зрения повышения привлекательности указанной сферы деятельности. Вместе с тем количество субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, на наш взгляд, является недостаточным для обеспечения максимального вовлечения экономически активного населения, в том числе молодежи в предпринимательскую деятельность. Пока еще не созданы в каждом районе центры поддержки предпринимательства или инкубаторы малого предпринимательства, но эта задача стоит перед местными органами управления и, надеемся, будет решена в ближайшем будущем. Специализация таких структур должна определяться, в первую очередь, исходя из интересов и потребностей региона.
В СМИ обсуждается готовящийся министерством проект указа Президента, направленный на борьбу с выплатой зарплаты в конвертах. Какие нормы он содержит?
Николай Потеев: Выплата заработной платы в конверте наносит значительный ущерб бюджету страны от недопоступления отчислений в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) и подоходного налога, а также подталкивает налогоплательщиков на использование теневых схем для получения неучтенных наличных денег на выплату заработной платы в конверте.
В настоящий момент понятие выплаты заработной платы в конверте в белорусском законодательстве не определено, поэтому в проекте указа вводятся новые нормы, дающие понятие, что такое неотраженная заработная плата в бухгалтерском учете нанимателя, какая ответственность предусмотрена за это нарушение. Проектом указа предусмотрено привлечение виновных должностных лиц субъекта хозяйствования, индивидуальных предпринимателей за выплату заработной платы в конверте к административной ответственности, а также обязанность возместить причиненный вред - уплатить не внесенные ранее платежи в бюджет.
Кроме того, предлагается установить, что в случае добровольного сообщения гражданином о фактах выплаты ему заработной платы в конверте подоходный налог с выплаченных таких денежных средств будет уплачиваться за счет средств нанимателя.
Документ направлен как на противодействие выплаты нанимателями зарплаты в конверте сверх минимальной официальной заработной платы, так и на борьбу со случаями использования нанимателями труда лиц, официально не оформленных на работу. Так, с целью предупреждения таких случаев в проекте указа содержится норма, обязывающая работодателя со среднесписочной численностью до 100 человек представлять в территориальный орган ФСЗН по месту постановки на учет сведения о заключенных с гражданами трудовых договорах и других гражданско-правовых договорах, связанных с выполнением ими работ или оказанием услуг.
24 апреля текущего года проект указа размещен на официальном сайте Министерства по налогам и сборам www.nalog.gov.by для общественного обсуждения. Таким образом, граждане и наниматели могут ознакомиться с нормами проекта указа, затрагивающими их интересы, внести свои предложения по возможным дополнениям и замечания по применению указа на практике после его принятия.
А сколько фактов выплаты зарплаты в конвертах установлено?
Николай Потеев: Налоговые органы в пределах своей компетенции осуществляют постоянный контроль за соблюдением нанимателями законодательства о труде и занятости населения в части оформления трудовых отношений и обеспечения государственного социального страхования работников, а также работу по выявлению фактов начисления и выплаты заработной платы ниже минимального гарантированного уровня.
При проведении контрольных мероприятий выявляются субъекты хозяйствования, которые заработную плату начисляют, но не выплачивают, а также те, кто выплачивает заработную плату ниже минимального гарантированного уровня либо без отражения в регистрах бухгалтерского учета. Кроме того, фиксируются случаи выплаты зарплаты без заключения в письменной форме трудовых (гражданско-правовых) договоров с наемными работниками, то есть так называемой зарплаты в конвертах.
Всего в 2014 году при проведении контрольных мероприятий установлено 747 фактов нарушения законодательства о труде и занятости населения (в первом квартале 2015 года - 125 нарушений), в том числе 506 фактов выплаты зарплаты в конвертах (в первом квартале 2015 года - 68).
Отмечу, что налоговые органы постоянно проводят разъяснительную работу с населением и плательщиками, используя такие формы, как семинары, круглые столы, встречи, беседы, размещают информацию на стендах в инспекциях МНС, на официальном интернет-сайте МНС, а также через средства массовой информации.
Сколько средств удалось изъять из теневого оборота за 2014 году и в текущем году?
Николай Потеев: За прошлый год налоговыми органами обеспечено изъятие из теневого оборота средств на сумму Br2,8 трлн. Это и нелегальные товары, незаконные доходы, суммы сокрытых налогов. За прошлый год налоговыми органами обеспечено изъятие из теневого оборота средств на сумму Br2,8 трлн. Это и нелегальные товары, незаконные доходы, суммы сокрытых налогов.
В первом квартале 2015 года нами уже выявлено и изъято теневых средств и имущества на сумму Br1,2 трлн.
На сайте МНС 25 апреля размещен проект Указа Президента Республики Беларусь "О налоговом консультировании в Республике Беларусь". Расскажите о данном проекте. Как введение института налоговых консультантов поможет малому бизнесу и ИП?
Николай Потеев: Министерство по налогам и сборам выступило инициатором введения в Республике Беларусь института налоговых консультантов.
В рамках проекта международной технической помощи Министерством совместно с Программой развития ООН были изучены проблемные вопросы в сфере ведения бизнеса и налогового учета, проанализирован мировой опыт.
В Беларуси практически не развит аутсорсинг налогового обслуживания. В настоящее время услуги по ведению и проверке бухгалтерского учёта, консультированию по вопросам налогообложения входят в состав услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Пользователями таких услуг, как правило, являются крупные и средние организации. Малый бизнес не всегда может себе позволить постоянные аудиторские услуги. При этом несут неоправданные расходы по содержанию штата бухгалтеров и внешних аудиторов, что отражается на себестоимости продукции и снижает ее конкурентоспособность. Физические лица, общение которых с налоговыми органами обычно связано с однократными случаями декларирования и уплаты налогов, зачастую не имеют необходимой информации об особенностях налогообложения.
Как следствие, налогоплательщики при декларировании, ведении налогового учета и подготовке налоговых отчетов могут допускать ошибки, что влечет неуплату или, наоборот, излишнюю уплату налогов.
Введение института налогового консультирования призвано решить вышеназванные проблемы.
В международной практике бухгалтер, аудитор и налоговый консультант – разные виды экономической деятельности. Услуги налогового консультанта более специфичны и комплексны. Это не только разъяснение налогового законодательства, но и налоговое планирование текущей и инвестиционной деятельности, налоговая оптимизация, непосредственное ведение налогового учета и составление налоговых деклараций, представление интересов клиента в налоговых, судебных и правоохранительных органах. Налоговые консультанты страхуют профессиональную ответственность и финансово отвечают за ошибки, допущенные в ходе выполнения своих функций.
Размещенный на сайте МНС Проект Указа Президента Республики Беларусь "О налоговом консультировании в Республике Беларусь" разработан с учетом опыта работы налоговых консультантов ряда стран и при непосредственном участии отечественных и международных независимых экспертов: заведующего кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного хозяйства БГЭУ Панкова Д.А. и профессора, доктора права, налогового консультанта Германии Михаэля Прайсера.
В соответствии с проектом гарантом качества услуг по налоговому консультированию будет выступать саморегулирующееся профессиональное объединение – Палата налоговых консультантов. На первоначальном этапе, до образования такой палаты, часть функций по аттестации налоговых консультантов будет возложена на МНС.
Когда планируется приступить к обучению специалистов, которые смогут работать налоговыми консультантами и в каких вузах?
Николай Потеев: Это, в первую очередь, будет зависеть от результатов рассмотрения проекта указа главой государства.
Но проектом международной технической помощи к концу текущего года уже запланирована подготовка первой пилотной группы налоговых консультантов. Такая подготовка будет осуществлена бесплатно, за счет средств проекта международной технической помощи на базе Института повышения квалификации и переподготовки экономических кадров БГЭУ. Эксперты уже разрабатывают программу для обучения этой группы.
Минским университетом управления также прорабатывается вопрос об открытии магистратуры по специальности "налоговый консультант".
В дальнейшем подготовкой налоговых консультантов сможет заниматься любой заинтересованный вуз страны.
На сайте Минэкономики до 25 апреля был представлен для обсуждения проект Директивы "О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь". Насколько активно обсуждался этот документ? Много ли поступило предложений и критических замечаний? По результатам предварительного анализа, какие из них могут войти в итоговый проект?
Ирина Бабаченок: Министерство экономики использовало при подготовке проекта такой способ подготовки нормативно-правовых актов, как широкое общественное обсуждение проекта документа с деловыми кругами. Проект вызвал заинтересованность у субъектов хозяйствования, общественных объединений, предпринимателей. Об этом мы можем судить по той активности обсуждения, которая присутствовала в различных формах. Вместе с тем просьба Минэкономики о предоставлении нам конкретных предложений о доработке, корректировке Директивы вызвала несколько более низкую активность. За период, когда был открыт форум, мы получили всего 20 таких предложений. Они в основном были сосредоточены на каких-то конкретных изменениях нормативно-правовых актов. Разумеется, мы благодарны за это участие, все эти предложения будут нам полезны и будут учтены при подготовке плана мероприятий по реализации Директивы. В то же время хочу отметить, что, несмотря на то что сам проект Директивы снят с сайта Минэкономики, одновременно мы проинформировали общественность о готовности и далее принимать какие-то предложения по этому вопросу именно для последующей подготовки плана.
Очень сложно оценить, от кого пришли к нам эти 20 предложений, потому что подписей с реквизитами и юридическими адресами не требовалось. Мы принимали любые отзывы. И они, безусловно, будут нам полезны, как и все остальные, которые поступят к нам в будущем. Не вызвал ли проект отторжения? Я думаю, что не критикуется только тот документ, который до такой степени не интересен, что его даже не хочется покритиковать. Если документ вызывает живой интерес, как позитивный, так и негативный, значит, он нужен и важен. И это посыл для нас, что он разрабатывается не зря.
Какой Минэкономики видит роль МСП в экономике Беларуси в среднесрочной перспективе? Ранее озвучивалась цифра в 50%, но сейчас, насколько мне известно, это где-то 15%. Достижимо ли заявленное ранее, и что необходимо для того, чтобы к нему приблизиться?
Ирина Бабаченок: Это не совсем правильно, цифра 15,1% в ВВП - доля малого бизнеса. Это субъекты хозяйствования, организации с численностью до 100 человек включительно. Вместе с тем, средний бизнес - это организации от 100 до 250 человек включительно, и на сегодняшний день доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 22,3%. Если говорить о приближении к заявленной ранее цифре, разумеется, мы понимаем, что потенциал данного сектора использован далеко не полностью, о чем свидетельствует мировой опыт, который показывает нам, что, например, в странах Европейского союза этот показатель в среднем составляет около 60%.
Осознавая реально имеющийся потенциал и понимая, что для достижения поставленной цели необходимо делать определенные шаги, в том числе и со стороны государства - для активизации различных бизнес-процессов, сегодня Министерством экономики проводится работа, направленная на создание более привлекательных условий для малого и среднего бизнеса. В том числе одним из элементов этой работы является подготовка Директивы, о которой мы говорили, - в ней закреплены определенные шаги, направления, векторы движения, которое мы видим в перспективе. И сегодня мы, по большому счету, этим документом реализуем уникальный шанс, который позволяет нам в этом проекте воплотить идеи, по разным причинам не нашедшие своей реализации в прошлом, и придать этому документу реально практический характер.
Директива была представлена на общественное обсуждение, сегодня возможно с ней ознакомиться, и там обозначены такие шаги, которые мы видим как первоочередные и необходимые. Например, это разделение функций регулятора и собственника имущества в целях расширения зоны ответственности регулятора на всю организацию, которая задействована в том или ином секторе; введение конкурсного механизма распределения ресурсов для субъектов хозяйствования как возможность широкого участия субъектов малого и среднего предпринимательства в отраслевых и региональных экономических программах; дополнительные гарантии для собственников имущества. Также это ряд мероприятий, направленных на интеграцию субъектов малого и среднего предпринимательства и крупного бизнеса, что позволит снизить издержки, повысить конкурентоспособность белорусской экономики. Думаю, что последовательная реализация этих мер должна способствовать эффективности частного бизнеса в стране.
Документ, направленный на те же цели, что и проект Директивы о стимулировании предпринимательской деятельности, уже работает - это Директива №4. В чем принципиальное отличие двух документов? Можно ли сказать, что новый документ закроет все наиболее острые вопросы?
Ирина Бабаченок: Я бы не рассматривала эти документы как нечто отдельное и не стала бы говорить о том, что надо искать в них какие-то принципиальные отличия. Директива №4 была необходима для придания нового импульса вопросу поддержки развития частной инициативы в нашей стране. И свою роль она, с нашей точки зрения, выполнила. Вместе с тем, жизнь не стоит на месте, мы понимаем, что двигаемся вперед, что Беларусь входит в различные интеграционные образования, в частности, в Евразийский экономический союз. Это требует от нас принятия каких-то новых решений, ставит перед нами новые задачи. И поэтому тот документ, о котором мы сегодня говорим, - будет называть его новая Директива - полностью базируется на тех принципах и посылах, которые заложены в Директиве №4, абсолютно не противоречит ей, а является ее логическим продолжением. Те меры, которые отражены в новой Директиве, являются ответом на те вызовы, которые у нас появились.
Когда появится эта дорожная карта? Работа над ней уже началась?
Ирина Бабаченок: Да, работа уже началась. Но, я думаю, что вести речь о плотной работе, в том числе с привлечением общественности, можно только при принципиальном одобрении тех посылов, которые заложены в Директиве.
В Беларуси набирает обороты стартап-движение. Какой объем господдержки предусмотрен на эти цели? Что планируется сделать для совершенствования механизма оказания такой поддержки организаторам стартап-мероприятий, ведь пока госфинансирование покрывает только небольшую часть их расходов?
Ирина Бабаченок: Хочу обратить внимание, что сумма, выделяемая на поддержку малого предпринимательства, увеличивается из года в год, как и расширяется ареал мер, которые предпринимаются государством для поддержки данного сектора. Если в 2012 году на эти цели было направлено Br74 млрд, то в 2014 году - уже Br206,5 млрд. При этом с 2014 года в систему оказания поддержки малому и среднему предпринимательству включился Банк развития, и уже в 2015 году на поддержку планируется направить более Br923 млрд.
Что касается стартап-движения, то у нас есть определенные планы, чтобы внедрять в систему поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства именно форму поддержки, направленную на содействие развитию начинающего бизнеса. Наряду с финансовой поддержкой здесь, с моей точки зрения, имеют даже большее значение различные видов нефинансовой поддержки - образовательная, информационная, консультационная. Они позволяют субъекту, который решил заняться бизнесом и открыть свое дело, реально оценить свои способности и возможности, получить какие-то необходимые азы для того, чтобы грамотнее подходить к определенным процессам. На уровне информационной поддержки - более четко понять, какие шаги нужно предпринять, чтобы с наименьшими усилиями идти к поставленной цели. Безусловно, без внешней поддержки, консультации, достаточно сложно определиться и продвигаться вперед. По нашему мнению, такие формы поддержки в настоящее время недостаточно развиты. Поэтому мы делаем упор также на развитие нефинансовой поддержки стартап-движения.
Действительно проводится достаточно много мероприятий, которые направлены именно на развитие стартап-движения. При этом хочется отдать должное форме, которая называется B2B, когда субъекты хозяйствования уделяют большое внимание таким моментам, как поддержание и оказание содействия начинающему бизнесу.
Проводятся стартап-уик-энды, встречи между начинающими предпринимателями и уже состоявшимся бизнесом. Можно поделиться опытом, задать вопросы, получить практические советы и рекомендации.
У нас достаточно успешно действует специализированный молодежный бизнес-инкубатор КУП "Молодежная социальная служба". В 2013 году Молодежная социальная служба заняла призовое место, была признана экспертами Европейского фонда образования одной из успешных практик в сфере обучения предприимчивости.
Реализуются проекты по обучению предприимчивости, в этом году продолжена серия мероприятий под общим названием "Экспорт=успех". Можно еще назвать такой проект, как "Бизнес-улей - открытая площадка по конкурентному непрерывному и комплексному обучению предприимчивости". Есть масса других проектов, мероприятий. Кроме того, у нас существуют конкурсы, которые проводятся среди активной молодежи. Согласно идей и планов, которые сегодня есть в Минэкономики, я думаю, что этому направлению будет придан дополнительный импульс.
Включает ли "стимулирование деловой активности" поощрение новаторства? Если да, то какие новые инструменты появились за последнее время? Молодым изобретателям важно создать прототип своей идеи, способно ли государство поддержать этих людей? Каким образом?
Ирина Бабаченок: В Беларуси развитию инновационного предпринимательства уделяется особое внимание. Развитие такого направления, как инновации, наряду с экспортом, импортозамещением стоит в разряде приоритетов при поддержке предпринимательства. Нормы, направленные на поддержку инновационного бизнеса, заложены и в проекте Директивы "О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь". В настоящее время уже на уровне нормативных правовых актов закреплен ряд мер поддержки именно для инновационного предпринимательства. Начата работа по созданию сети инкубаторов поддержки инновационного предпринимательства.
Уже более двух лет МНС ведет реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Оправдала ли себя эта практика? Сколько субъектов в него включено сейчас и как ведут себя те, кто уже побывал в этом списке и исключен из него?
Николай Потеев: В настоящее время МНС внесена в реестр информация о 5365 коммерческих организациях и индивидуальных предпринимателях.
Хочу отметить, что данный реестр предназначен, в первую очередь, для бизнеса. Ведь законодательство не запрещает сделки с субъектами из реестра. Но мы предоставили возможность субъектам хозяйствования заранее оценить потенциального партнера по бизнесу и принять решение о целесообразности совершения сделок с субъектами, включенными в реестр.
Таким образом, вопрос оправданности реестра следует адресовать бизнесу.
Указом № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" предусмотрена и процедура восстановления деловой репутации субъекта, попавшего в реестр. Для этого организации или индивидуальному предпринимателю надо устранить все допущенные нарушения, обратиться с заявлением об исключении из реестра и пройти через налоговую проверку. Если проверка подтвердит устранение нарушений, субъект исключается из реестра и для нас становится добросовестным плательщиком наравне с остальными. Причем такие субъекты хозяйствования уже стараются не допускать нарушений, которые могут стать основанием для включения в реестр. И случаев повторного включения в реестр пока не было.
Сколько МНС выявляет фактов уклонения от уплаты налогов с участием лжеструктур и на какие суммы?
Николай Потеев: За 2014 год налоговыми органами проведено 614 проверок плательщиков, совершивших сделки с субъектами, включенными в Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. По результатам проверок доначислено Br183,4 млрд платежей в бюджет. К административной ответственности было привлечено 296 должностных лиц, обращено в доход государства товаров и выручки от реализации в сумме Br12,7 млрд. По материалам 12 проверок были возбуждены уголовные дела.
За первый квартал 2015 года проведено 176 таких проверок, доначислено Br67,3 млрд. К административной ответственности привлечены 59 должностных лиц. Обращено в доход государства товаров и выручки на сумму Br1,5 млрд. По материалам 3 проверок возбуждены уголовные дела.
Не секрет, что сейчас малое и среднее предпринимательство в основном ориентировано на сферу торговли. Но государство заинтересовано в новых производствах. В контексте работы над проектом Директивы о стимулировании предпринимательской деятельности какие решения на государственном уровне помогут развернуть бизнес на создание новой продукции, в том числе инновационной?
Ирина Бабаченок: Статистика говорит нам об обратном. Так, почти треть занятых на средних предприятиях работают в сфере сельского хозяйства. Еще четверть - это субъекты, которые заняты в промышленности.
Треть работников малых организаций также заняты в промышленном производстве. Где-то 25% - это торговля и ремонт автомобилей, бытовых изделий. Что касается микроорганизаций, индивидуальных предпринимателей, здесь действительно основной вид деятельности связан с торговлей, ремонтом автомобилей и бытовой техники. Сюда входят около 40% микроорганизаций, 50% предпринимателей. Вместе с тем 40% микроорганизаций и 30% ИП работают в строительстве, промышленности, транспорте и связи.
Проектом Директивы (о дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Беларуси. - Прим. БЕЛТА) предусмотрены меры по расширению поддержки субъектов МСП, которые занимаются производством. Это меры по предоставлению имущества, распределению квотируемых сырьевых ресурсов и т.д.
Министр экономики Беларуси Владимир Зиновский на итоговой коллегии ведомства заявил, что системе поддержки малого и среднего предпринимательства необходима структурная перестройка, необходим единый центр, который обеспечит согласованность инфраструктурной и финансовой поддержки. В первую очередь он предложил разделить функции регулятора и собственника имущества, расширить зону ответственности регулятора на все профильные организации независимо от формы собственности; кардинально усовершенствовать деятельность субъектов поддержки бизнеса. Есть ли уже практические наработки в этом направлении?
Ирина Бабаченок: Действительно, в данном направлении уже есть определенные наработки и результаты. В настоящее время Министерство экономики совместно с Банком развития и другими заинтересованными работает со Всемирным банком по подготовке концепции совместного проекта по повышению конкурентоспособности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Беларуси.
Предлагается реализовать ряд мероприятий. Они будут направлены на создание различных информационных систем и реестров, а также на совершенствование форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В настоящее время предполагается, что реализация финансовой и нефинансовой поддержки станет основной составляющей этого проекта. Причем система финансовой поддержки будет построена на основе программы Банка развития с возможным расширением тех или иных направлений. Основой нефинансовой поддержки станет создание специализированной структуры, которая будет оказывать содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Эта структура сосредоточится на оказании консультативных, правовых, информационных, образовательных, иных видов услуг для бизнеса.
Работа над этой концепцией все еще идет. Мы нарабатываем определенные материалы. В дальнейшем документ будет представлен общественности для того, чтобы по нему были высказаны мнения, предложения. Данный документ создается для бизнеса, мы хотим, чтобы он был максимально востребованным и практически применимым.
Что касается уже существующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, центров поддержки, инкубаторов, то создание специализированной организации ни в коей мере не исключает их дальнейшее функционирование. Они должны быть интегрированы в единую систему. Через них будут реализовываться программы, направленные на содействие инновационному предпринимательству.
Высокая стоимость кредитных ресурсов для бизнеса, особенно для малых и средних предприятий, тормозит развитие частного сектора и экономики в целом. И решать эту проблему нужно срочно, иначе малый бизнес просто не выживет. Каковы, на ваш взгляд, перспективы решения этого вопроса?
Ирина Бабаченок: Я соглашусь с тем, что высокая стоимость кредитных ресурсов является сегодня одной из насущных проблем для субъектов малого и среднего предпринимательства и действительно в значительной мере препятствует становлению и развитию бизнеса. В связи с этим программой поддержки малого и среднего предпринимательства предусмотрено выделение финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе, а также субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, предоставление льготных кредитов за счет средств местных бюджетов.
В 2014 году Банком развития начата программа по предоставлению кредитных ресурсов субъектам малого и среднего предпринимательства, которая осуществляется через 10 банков-партнеров. При этом размер процентной ставки по данной кредитной линии максимально приближен к ставке рефинансирования, что, разумеется, существенно ниже стандартной ставки по кредитам, предлагаемой субъектам малого и среднего предпринимательства другими коммерческими банками.
В 2014 году финансовая поддержка по линии Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства была оказана 47 субъектам малого предпринимательства на сумму порядка Br13 млрд. В целом банками по стране предоставлены льготные кредиты 36 субъектам малого предпринимательства, в том числе за счет средств местных бюджетов - на сумму Br39,5 млрд, за счет средств Банка развития - на сумму Br90 млрд. В первом квартале нынешнего года Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимательства профинансировано 12 проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, Банком развития - 35 проектов, общая сумма кредитных ресурсов составила около Br31 млрд. Работа в этом направлении будет продолжена.
Насколько жесткие условия для получения такой поддержки? Насколько малый и средний бизнес информирован о том, что у него существует такая возможность?
Ирина Бабаченок: Что касается информированности субъектов хозяйствования, то мы регулярно сообщаем им о тех возможностях, которые они имеют в плане финансовой поддержки, о существующих центрах поддержки предпринимательства, инкубаторах. Однако я соглашусь, что сегодня субъектам хозяйствования не хватает определенных знаний, чтобы грамотно воспользоваться возможностью получения финансовой поддержки. Развитие консультационной поддержки подразумевает возможность создания сети кредитных консультантов, которые будут помогать субъектам хозяйствования правильно оформлять кредитные документы. Субъекты хозяйствования могут воспользоваться услугами, которые предоставляют ряд центров поддержки предпринимательства. Сегодня предоставление консультационных услуг адвокатскими, юридическими службами, консалтинговыми агентствами осуществляется на возмездной основе, и не каждый субъект хозяйствования может позволить платить за это определенную сумму.
Именно поэтому сегодня мы прорабатываем вопрос о модернизации системы поддержки малого и среднего предпринимательства. Предполагается, что будет определен пакет услуг, которые будут предоставляться на безвозмездной основе. Таким образом, определенный минимум услуг, которые наиболее востребованы, будет оказываться бесплатно. Адреса центров поддержки предпринимательства, инкубаторов можно найти на сайте Министерства экономики.
До сих пор не снята с повестки дня такая острая проблема, как высокая стоимость аренды для многих предприятий и предпринимательских структур. Как предполагается решать этот вопрос? Будет ли сохранено в итоговом проекте Директивы о стимулировании предпринимательской деятельности предложение об отчуждении субъектам хозяйствования арендуемого ими более трех лет государственного недвижимого имущества и упрощению процедуры передачи субъектам МСП неиспользуемого или неэффективно используемого госимущества на условиях пользования, выкупа, финансовой аренды, лизинга?
Ирина Бабаченок: Сейчас механизмы определения арендной платы определяются Указом №150. В соответствии с ним арендная плата уплачивается в белорусских рублях, исходя из размера базовой арендной величины, которая установлена на день оплаты. В зависимости от состояния, местоположения и спроса на объект недвижимости при определенной ставке арендной платы применяется механизм повышающего или понижающего коэффициента. Это касается госимущества.
Что касается частной собственности, то, учитывая гражданско-правовой принцип свободы договора, граждане и юрлица по взаимному согласию заключают договор аренды и определяют размер арендной платы. Когда-то при реализации Директивы №4 была закреплена норма, предусматривающая отмену регулирования арендных отношений на госуровне. Она была реализована.
По тем данным, которые у нас сегодня есть, около 40% субъектов МСП работают на арендных площадях. При этом в законодательстве закреплена норма, что субъекы хозяйствования, которые добросовестно арендуют имущество в течение трех лет подряд, имеют преимущественное право на приобретение этого имущества. Практика отчуждения такого имущества есть. Вместе с тем, по нашей информации, удовлетворяется только около половины заявок бизнеса на приобретение арендованного имущества. В связи с этим в проекте Директивы предусматривается норма, которая предполагает определенный перечень критериев. По ним субъекту хозяйствования могут отказать в продаже имущества, которое он арендует более трех лет. Если соответствия таким критериям нет, то отказать нельзя. В настоящее же время этот вопрос решают органы, к которым относится имущество: местные власти или республиканские органы.
Представители бизнес-сообщества выступили с инициативой о создании специальных институтов финансовой помощи по продвижению интересов малого и среднего бизнеса, который в условиях Единого экономического пространства не сможет полноценно сотрудничать с российским бизнесом, так как он в основном уже представлен крупными финансово-промышленными группами. Кроме того, нашему МСП нужна аналитика и информация о возможностях рынка. Чем в этом может помочь Минэкономики?
Ирина Бабаченок: В настоящее время микрофинансирование субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с указом от 30 июня 2014 года №325 "О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций". С начала этого года деятельность по регулярному предоставлению займов осуществляется только микрофинансовыми организациями, к которым относятся ломбарды, потребительские кооперативы финансовой взаимопомощи, общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства и фонды. В целях совершенствования деятельности обществ взаимного финансирования МСП Министерство экономики совместно с заинтересованными разработало изменения в закон о поддержке малого и среднего предпринимательства и в соответствующее постановление Совета Министров, которые направлены на формирование прозрачных механизмов создания этих обществ, состава, компетенции органов управления и контроля с целью наибольшего привлечения МСП.
Что касается той инициативы, о которой сказано в вопросе, действительно, в Министерство экономики в том числе был представлен проект, который был направлен на развитие микрофинансирования в Беларуси. В настоящее время его изучают. Также он был направлен в Национальный банк - в структуру, которая является компетентным экспертом в этой сфере деятельности. У заявителей есть информация о ситуации с рассмотрением этого проекта и его продвижением.
Хочу подчеркнуть, что в Минэкономики всегда приветствуют любую инициативу, которая поступает от бизнеса. При ее разумности и реальной воплотимости мы готовы оказывать всяческое содействие.
На последнем заседании Совета по развитию предпринимательства было предложено создать постоянные комиссии по вопросам предпринимательства. Получила ли эта идея развитие?
Ирина Бабаченок: Данное предложение поступило от общественных объединений предпринимателей, и оно не нашло отторжения, негатива как со стороны Совета по развитию предпринимательства, так и со стороны Министерства экономики. Вместе с тем, поскольку это предложение было инициировано общественными объединениями предпринимателей, то им же было предложено воплотить его в жизнь. Не могу сказать, на каком этапе находится реализация этой идеи. Вместе с тем могу подтвердить готовность Минэкономики активно участвовать в работе этих комиссий и содействовать их функционированию посредством того, что оказывать помощь в привлечении соответствующих специалистов органов госуправления при рассмотрении тех либо иных вопросов. Будут ли созданы эти комиссии и как скоро, насколько динамичной будет их деятельность - дело инициаторов этой идеи и людей, которые должны воплотить ее в жизнь.
Какие решения на уровне Минэкономики планируется принять для обеспечения первоочередного доступа к сырьевым ресурсам для отечественных предприятий?
Ирина Бабаченок: С точки зрения Минэкономики, и это отражено в проекте Директивы, необходимо действительно обеспечить возможность участия субъектов малого и среднего предпринимательства в распределении квотируемых сырьевых ресурсов на конкурсной основе, для чего должен быть введен конкурсный механизм их распределения, исходя из заранее установленных, четко оговоренных и известных всем критериев. К ним, например, могут быть отнесены эффективность производства, темпы наращивания экспорта, вопросы привлечения дополнительной занятости. Их выработка будет темой и предметом реализации положений Директивы.
Вместе с тем для решения этой задачи на первоначальном этапе представляется необходимым определить перечень ресурсов, доступ к которым у субъектов хозяйствования в настоящее время действительно затруднен. Думаю, что в этой связи незаменимым помощником нам будет сам бизнес. При начале этой работы мы обратимся к общественной мысли.
В Беларуси к малому и среднему бизнесу относят не по прибыли компании, а по численности работников (малый бизнес - до 100 человек, средний - до 250). Таким образом, к малому бизнесу у нас относится, например, Белорусская калийная компания, Белорусская нефтяная компания и Банк развития. Соответственно, и финансовые показатели по МСП больше зависят от таких компаний, чем от всех остальных представителей этого сегмента. Будут ли пересматриваться подходы к классификации? Например, внедрить в учет не только показатель по количеству занятых по штатной численности, но и по критерию выручки.
Ирина Бабаченок: С учетом процессов гармонизации национальных законодательств в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) предполагается внесение изменений в критерии отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу. Дело это непростое, потому что у всех стран-участниц свои критерии и подходы к определению, кто относится к субъектам МСП. При этом на сегодняшний день вопрос стоит гораздо шире, чем дополнение к численному критерию финансового. Должен еще появиться такой критерий, как зависимость от крупных компаний или государства, который будет определяться по доли участия крупной организации в уставном капитале субъекта либо доли участия государства. Когда общий для всех стран подход будет выработан, сказать сложно. Но работа в этом направлении ведется, и данная тема также обсуждается на межнациональном уровне.
При этом хочу отметить, что в Беларуси для понимания места и роли МСП существует дополнительная статистика, из которой мы исключаем по определенным показателям долю названных в вопросе компаний. Что касается финансовой поддержки МСП, то фильтр невозможности ее получения указанными компаниями стоит на законодательном уровне, где четко определен перечень тех организаций по видам деятельности, которые не могут претендовать на финансовую поддержку в силу того, что они по своей сути высокодоходны.
В свое время было принято решение создать льготные условия и 50-процентное снижение налогов для малых и средних предприятий в небольших городах. Как это изменило ситуацию?
Ирина Бабаченок: Насколько я понимаю, автор вопроса ведет речь о Декрете №6 о стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних и малых поселений, сельской местности. Этот документ действительно показал свою результативность. Так, по состоянию на 1 января 2015 года, то есть за два с половиной года действия документа, количество малых и средних предпринимателей, зарегистрированных на территории средних и малых поселений, сельской местности выросло на 40%. Но сюда мы включаем и индивидуальных предпринимателей. При этом на территории крупных городов рост составил всего 1,5%.
Николай Потеев: В январе-декабре 2014 года налоговые льготы в соответствии с Декретом №6 были предоставлены 1 тыс. 167 субъектам предпринимательской деятельности, в том числе 302 организациям и 865 ИП.
Вход в бизнес у нас действительно упрощен: дело можно открыть за 1-2 дня, а вот процедура закрытия может растянуться на 2 года. Планируется ли упрощать процедуры ликвидации бизнеса?
Ирина Бабаченок: На сегодняшний день в Беларуси один из самых простых порядков регистрации субъектов хозяйствования, который от года к году совершенствуется. В этом году данная система перешла на онлайн-режим, и зарегистрировать свой бизнес можно, не выходя из дома.
Определенные проблемы в ликвидации своего дела на сегодняшний день все-таки существуют. В частности, тот же бизнес выказывает нарекания на некоторую обременительность процедур и достаточную растянутость их по времени. Хотя справедливости ради стоит сказать, что в определенных случаях вопрос, насколько все пройдет быстро и эффективно, зависит от самого бизнеса. Проблему мы понимаем, проводится работа по ее решению.
Вопрос необходимости упрощения ликвидации субъекта хозяйствования отражен в проекте Директивы, о которой мы вели речь. Говорить о каких-то конкретных шагах, принятых в данном направлении, пока преждевременно. Думаю, что они будут выработаны и озвучены в рамках подготовки мероприятий по реализации Директивы.
В обосновании к Директиве о стимулировании предпринимательской деятельности указано, что интеграция малого и среднего предпринимательства и крупного бизнеса на основе современных форм организации бизнеса, таких как аутсорсинг, франчайзинг, субконтрактация, должна стать инструментом для снижения издержек и повышения конкурентоспособности белорусской экономики. По вашему мнению, что в настоящее время сдерживает эти процессы, и как их можно стимулировать?
Ирина Бабаченок: Развитие таких форм организации бизнеса в Беларуси на законодательном уровне не ограничено. У нас законодательно определено понятие франчайзинга. Этому посвящена целая глава Гражданского кодекса. Даже есть такой пример, как "Милавица". Но иногда есть некоторое недопонимание экономической целесообразности передачи каких-то бизнес- и производственных функций. Зачастую это обусловлено отсутствием достаточных знаний у менеджеров крупных предприятий. Мы пытаемся решить эту проблему через семинары и конференции. Все это проводится и заложено в качестве мер в программе господдержки малого и среднего предпринимательства на 2012-2015 годы.
В качестве примера по субконтрактации хочу привести традиционно проводимую в рамках Белорусского промышленного форума биржу субконтрактов. Была проведена уже четвертая по счету биржа, в которой приняли участие 18 контракторов и 55 субконтракторов. Между ними организовано более 70 деловых переговоров. С 12 по 15 мая в Минске планируется проведение Евразийской недели. Ее основой будет Белорусский промышленный форум, который будет включать и биржу, на которую уже подали заявки 35 контракторов и более 80 исполнителей. Интерес растет. Предполагаем, что может состояться более 200 переговоров.
Источник: БелТА