В связи с принятием поправок в Налоговый Кодекс Республики Беларусь в 2013 году произошли некоторые изменения в порядке исчисления акцизов. Основным новшеством является переход на порядок определения момента фактической реализации подакцизных товаров методом "по отгрузке". Конкретизированы перечни документов, подтверждающих фактический вывоз за пределы Беларуси подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья. О том, какие еще изменения произошли в порядке исчисления акцизов, а также о мерах государственного регулирования производства и оборота подакцизных товаров на территории Беларуси расскажут во время оnline конференции начальник управления контроля подакцизных товаров МНС Галина Янушкевич и начальник управления косвенного налогообложения МНС Игорь Скринников.
ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Корр. БЕЛТА:
Как вы оцениваете эффективность государственного регулирования производства и оборота подакцизных товаров на территории Беларуси? Планируются ли какие-либо изменения в этой сфере в ближайшее время и на перспективу?
Галина Янушкевич: Принимаемые в Беларуси меры государственного регулирования в совокупности с обеспечением контроля за их соблюдением и применением жестких санкций за нарушение законодательства привели к значительному снижению теневого оборота подакцизных товаров. С 2006 по 2012 годы количество изымаемой из теневого оборота алкогольной и иной спиртосодержащей продукции сократилось в 11,3 раза, табачных изделий – в 1,5 раза, нефтепродуктов – в 1,8 раза, пива – в 8,5 раза.
Особое внимание уделяется государственному регулированию и контролю за производством и оборотом алкогольной продукции, которое имеет две основные составляющие - обеспечение поступления налогов в бюджет и сокращение поступления на рынок нелегальной, фальсифицированной алкогольной продукции.
Проводимая в стране политика по либерализации условий хозяйствования и стабильная ситуация на рынке алкогольной продукции позволяют пересмотреть меры государственного регулирования этой сферы с целью их совершенствования, сокращения и оптимизации административных процедур.
В этой связи подготовлен и уже принят в первом чтении законопроект о внесении изменений и дополнений в закон "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта".
Законопроектом, в частности, уточняется круг субъектов, имеющих право осуществлять деятельность по производству и обороту алкогольной и иной спиртосодержащей продукции. С учетом проводимой в стране либерализации совершенствуется порядок декларирования объемов производства и оборота такой продукции.
Для защиты отечественных производителей вводится запрет на производство алкогольной продукции из этилового спирта, получаемого из пищевого сырья, плодовых виноматериалов, сброженно-спиртованных и спиртованных соков иностранного производства.
В целях содействия экспорту алкогольной продукции квотирование объемов ее производства будет осуществляться только для поставки на внутренний рынок.
Для улучшения транзитной привлекательности республики предусматривается отмена обязательного сопровождения алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, перемещаемой по таможенной процедуре таможенного транзита.
Одновременно в целях унификации национального законодательства с российским вводится обязанность перевозки этилового спирта, перемещаемого транзитом, только железнодорожным транспортом при условии обязательного сопровождения в установленном порядке военизированной охраной Белорусской железной дороги.
Отменяются требования по обязательному сопровождению и маркировке сопроводительных документов контрольными знаками при ввозе и вывозе образцов и экспонатов алкогольной продукции на выставки (ярмарки), для проведения сертификационных испытаний, для проведения оценки качества и органолептических показателей планируемой к поставке алкогольной продукции.
Устанавливается возможность осуществления зачета стоимости возвращаемой отечественным производителям возвратной многооборотной тары в счет оплаты за отгруженные алкогольные напитки организациям розничной торговли.
Совершенствуются административные процедуры рассмотрения заявлений о выдаче нарядов на отпуск спирта.
Ряд изменений предусмотрен и в сфере розничной торговли. В частности, разрешается розничная торговля алкогольными напитками в автомагазинах, предназначенных для обслуживания жителей в сельских населенных пунктах, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, в магазинах с входом для покупателей, расположенных на автозаправочных станциях, а также в санаторно-курортных учреждениях – в специально предусмотренных для этого помещениях.
Запрещается розничная торговля алкогольными напитками по образцам вне торгового объекта, а также оказание услуг по доставке алкогольных напитков физическим лицам. Эта мера предусмотрена, чтобы исключить возможность продажи алкогольных напитков несовершеннолетним, а также с целью пресечения серых схем и продажи фальсифицированной либо незаконно произведенной алкогольной продукции
Кроме того, местные исполнительные и распорядительные органы наделяются правом принимать решения об ограничении на территории соответствующей административно-территориальной единицы времени продажи алкогольных напитков в дни проведения выпускных вечеров, мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, профилактику пьянства и алкоголизма.
Ожидается, что законопроект будет принят парламентом на весенней сессии.
В условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства требуют решения задачи по унификации мер госрегулирования на территории Таможенного союза при сохранении действенного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, достигнутого нашей страной за последние шесть лет. В этой связи в Евразийской экономической комиссии разрабатывается проект Соглашения о производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции на единой таможенной территории Таможенного союза и Едином экономическом пространстве.
Корр. БЕЛТА:
Планируется ли ужесточить ответственность за нарушения в алкогольной отрасли?
Галина Янушкевич: Следует отметить, что в Беларуси Декретом от №11 от 9 сентября 2005 года "О совершенствовании государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта" установлены достаточно жесткие санкции за нарушение законодательства в алкогольной отрасли. Например, некоторые правонарушения влекут наложение штрафов на должностных лиц в размере до 5000 базовых величин, что в 10 раз превышает максимальный размер штрафа, предусмотренный КоАП.
Практика показывает, что необходимо пересмотреть систему административной ответственности с тем, чтобы обеспечить соразмерность ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда.
В настоящее время подготовлен и рассматривается соответствующий законопроект, предусматривающий корректировку санкций в соответствии с требованиями Директивы №4 и принципами Общей части КоАП. Размеры штрафов за правонарушения в алкогольной отрасли в проекте закона приведены в соответствие с принципами Общей части КоАП. Предлагается изменение субъектного состава административной ответственности, поскольку практика свидетельствует о неэффективности применения высоких размеров административных штрафов только к должностным лицам юридических лиц.
Корр. БЕЛТА:
Сколько Беларусь получила в бюджет в 2012 году акцизов на табак, алкоголь, другие подакцизные товары? Какая тенденция определилась?
Игорь Скринников: За 2012 год от плательщиков налогов (сборов, пошлин) в консолидированный бюджет страны поступило акцизов, контролируемых налоговыми органами, на сумму 10 877,6 млрд. рублей. Удельный вес в общем объеме налоговых поступлений, контролируемых налоговыми органами, составил 10,7% и по отношению к уровню 2011 года увеличился на 0,5 процентного пункта.
Выполнение плановых назначений по данному доходному источнику обеспечено и составило 101,4%, сверх плана поступило 1 264,9 млрд. рублей.
Темп роста в сопоставимых ценах сложился в размере 113,2%, дополнительно поступило акцизов, контролируемых налоговыми органами, на сумму 151,1 млрд. рублей.
В разрезе основных видов акцизов за 2012 год наибольший объем поступлений отмечен по акцизам на автомобильное топливо (кроме импортированного) – 3 538,2 млрд. рублей. Удельный вес в общем объеме поступлений акцизов составил 32,5%, выполнение плановых назначений – 100,2%.
Значительны поступления акцизов:
- на спирт из пищевого сырья, водку, ликеро-водочные изделия, спиртосодержащие растворы (кроме импортированного) – 3 504,7 млрд. рублей. Удельный вес в общем объеме поступлений акцизов составил 32,2%, выполнение плановых назначений – 100,8%, темп роста в сопоставимых ценах – 136,4%.;
- на табачные изделия (кроме импортированного) – 1 440,5 млрд. рублей. Удельный вес в общем объеме поступлений акцизов составил 10,5%, выполнение плановых назначений – 104,6 %, темп роста в сопоставимых ценах – 193,7%.
Голуб Ирина, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр":
Начиная с 2013 года момент фактической реализации для целей исчисления акцизов определяется как приходящийся на налоговый период день отгрузки (передачи) подакцизных товаров. Как в переходный период будут исчислять акцизы организации, применявшие в 2012 году метод "по оплате"?
Игорь Скринников: Да, с 2013 года все плательщики акцизов момент фактической реализации определяют как день отгрузки (передачи) подакцизных товаров. Соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс Беларуси. Исходя из положений п.4 статьи 120 НК новый порядок исчисления акцизов будет применяться по подакцизным товарам, отгруженным (переданным) с момента изменения порядка.
Таким образом, по подакцизным товарам, отгруженным до 1 января 2013 года, применяется старый порядок определения момента фактической реализации, то есть те плательщики, которые применяли метод "по оплате", могут в отношении указанных отгрузок применять старый порядок. По всем отгрузкам, которые осуществляются с 1 января 2013 года, все субъекты хозяйствования должны определять момент фактической реализации "по отгрузке".
Жуковская Инга, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр":
Для целей исчисления акцизов дата отгрузки определена как дата отпуска подакцизных товаров со склада, осуществленного в установленном порядке. Для целей НДС дата отгрузки товаров зависит от того, осуществляет ли продавец доставку (транспортировку) товаров, несет ли он расходы по их доставке, какой порядок предусмотрен учетной политикой. Вправе ли плательщики акцизов в учетной политике определить дату отгрузки товаров в целях исчисления акцизов и НДС как дату составления товаросопроводительных документов?
Игорь Скринников: Действительно, большинство плательщиков на территории Беларуси определяют дату отгрузки по дате составления товаросопроводительных документов.
При рассмотрении вопроса определения момента фактической реализации в целях исчисления акцизов необходимо исходить из того, что согласно статье 118 Налогового кодекса этот момент определяется как приходящийся на налоговый период день отгрузки (передачи) подакцизных товаров.
Снятие с учета и передача товарно-материальных ценностей в связи с осуществлением реализации сопровождается составлением товаросопроводительных документов (ТТН-1, ТН-2), дату составления которых и возможно рассматривать как дату передачи подакцизных товаров, что соответствует положениям статьи 118 НК. В случае определения момента фактической реализации на основании дня отгрузки этот день возможно определять исходя из данных, указанных в ТТН-1 в графе 16 "Дата, время убытия с погрузки".
В этой части действительно может быть предусмотрен единый порядок определения даты отгрузки - как для целей исчисления налога на добавленную стоимость, так и для целей исчисления акцизов. Принятый вариант определения момента фактической реализации плательщик должен закрепить в учетной политике организации на очередной финансовый год.
Иван Сергеевич, Минск:
С 1 января 2013 года не признаются объектом налогообложения подакцизные товары при реализации в случаях, если при ввозе этих товаров применено освобождение от акцизов в соответствии с законодательством. В то же время в отношении отдельных подакцизных товаров, освобождаемых при ввозе, предусмотрено освобождение при их реализации (например, транспортные средства по перечню, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 24.11.2005 №546 "О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств"). Необходимо ли по таким товарам заполнять соответствующие строки в налоговой декларации по акцизам и подтверждать право на льготу?
Игорь Скринников: В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 указа №546 от 24.11.2005 "О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств" реализуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями транспортные средства, ввезенные ими на территорию Республики Беларусь, не облагаются акцизами, в связи с чем отражение в налоговой декларации (расчете) по акцизам оборотов по реализации транспортных средств, осуществляемой в соответствии с нормами указа №546, не требуется.
Судмас Игорь, Минск:
Сколько правонарушений в сфере производства и оборота подакцизной продукции выявили налоговые органы в 2012 году?
Галина Янушкевич: В сфере производства и оборота подакцизной продукции налоговыми органами за 2012 год выявлено 4769 правонарушений, или 103,1% к 2011 году. При этом количество нарушений, выявленных у субъектов предпринимательской деятельности, увеличилось на 13,5 %.
Из теневого оборота изъято подакцизной продукции на 14,4 млрд. рублей, что в 1,3 раза превышает показатель 2011 года. Наложен арест на 12 единиц транспортных средств, являющихся средством совершения административного правонарушения либо средством обеспечения постановления о наложении административного взыскания, на общую сумму 678,8 млн. рублей. В доход государства (с учетом остатков, арестованных в прошлом году) обращено продукции на 11,6 млрд. рублей (темп роста – 153%), 2 единицы транспортных средств – 12 млн. рублей (в 2011 году случаи конфискации таких автотранспортных средств отсутствовали), выручки от реализации продукции – 15,5 млрд. рублей (темп роста – в 19,5 раза).
По результатам проверок субъектов хозяйствования, деятельность которых связана с производством и оборотом подакцизных товаров, доначислено 55,7 млрд. рублей налогов (сборов) и пеней.
В сфере производства и оборота алкогольной и иной спиртосодержащей продукции установлено 2296 нарушений, или 108,5% к уровню 2011 года. Арестовано 76,2 тыс. л (темп роста – 154,4%) продукции на 5,3 млрд. рублей (186,1%). При этом количество алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, арестованной у субъектов предпринимательской деятельности, увеличилось в 2,6 раза. В доход государства обращено 47,3 тыс. л (с учетом остатков имущества, арестованного в 2011 году) общей стоимостью 3,2 млрд. рублей (темп роста – 136,3%).
В сфере производства и оборота табачных изделий установлено 1421 нарушение, или 102,5% по отношению к уровню 2011 года. Арестовано 47,8 млн. штук табачных изделий (темп роста – 130,4%) на 7,8 млрд. рублей. В доход государства обращено 52,6 млн. штук (рост в 2,2 раза) общей стоимостью 7,8 млрд. рублей.
В сфере производства и оборота нефтепродуктов установлено 449 нарушений. Арестовано 143,6 тыс. л нефтепродуктов (рост в 2,8 раза) на 823,2 млн. рублей. В доход государства обращено 31,8 тыс. л нефтепродуктов (с учетом имущества, арестованного в 2011 году) общей стоимостью 386 млн. рублей.
В сфере производства и оборота пива солодового установлено 561 нарушение. Арестовано 19,4 тыс. л пива на 242,1 млн. рублей. В доход государства обращено 17,1 тыс. л пива солодового общей стоимостью 193,5 млн. рублей.
Кроме того, установлено 42 нарушения в сфере оборота иных подакцизных товаров. Арестовано 23,7 тыс. л таких товаров (рост почти в 10 раз) на 175 млн. рублей.
К административной ответственности судебными и налоговыми органами привлечено 4 165 лиц (105,4% к уровню 2011 года) на 8,3 млрд. рублей.
Голуб Ирина, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр":
Вправе ли организации розничной торговли проводить акции, сопровождающиеся снижением цен на алкогольные напитки? Если снижение розничной цены производится без проведения акции, это может рассматриваться как реклама алкогольной продукции?
Галина Янушкевич: Проведение акции, сопровождающейся снижением цен на алкогольные напитки, может рассматриваться как рекламное мероприятие, проводимое организацией розничной торговли в целях стимулирования реализации алкогольных напитков. Согласно пункту 2 статьи 17 закона "О рекламе" на территории Беларуси запрещается организация и проведение рекламных мероприятий в целях стимулирования реализации алкогольных напитков. Таким образом, организации розничной торговли не вправе проводить направленные на стимулирование реализации алкогольных напитков акции, сопровождающиеся снижением цен на алкогольные напитки. При этом снижение розничной цены без проведения акции может рассматриваться как реклама алкогольной продукции.
В статье 17 Закона "О рекламе" установлен ряд запретов на размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков. При этом в пункте 1 данной статьи предусмотрена возможность размещения (распространения) рекламы алкогольных напитков, содержащей информацию об их физических, химических и иных потребительских свойствах, цене, изображение алкогольных напитков и их потребительской тары (упаковки), наименование видов указанных напитков, при условии, что такая реклама размещается (распространяется) в местах продажи алкогольных напитков и на сайтах их производителей в сети Интернет.
Отмечу, что с 1 октября 2012 года контроль за соблюдением законодательства, регулирующего рекламу алкогольных напитков и табачных изделий, не является сферой контроля налоговых органов. Государственную политику в сфере рекламы проводит Министерство торговли. Контроль в области рекламной деятельности возложен на Минторг и областные, городские (включая Минский городской), районные исполкомы.
Логвин Андрей, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр":
По общему правилу расчеты при оптовой торговле алкогольными напитками должны осуществляться только на основании двусторонних договоров и только через счета участников сделки. Имеется ли сегодня возможность произвести зачет стоимости возвратной многооборотной тары в счет оплаты за полученную алкогольную продукцию?
Галина Янушкевич: Да, такое правило по проведению расчетов заложено в законе "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта". Прекращение обязательств зачетом при осуществлении оптовой торговли алкогольными напитками запрещается.
В отношении оборотной тары в настоящее время разрешаются только сделки мены, которые осуществляются производителями алкогольных напитков в счет оплаты поставок оборотной тары.
Однако проблема осуществления зачета стоимости возвращаемой оборотной тары за поставленные производителями алкогольные напитки в настоящее время решается. МНС подготовлен законопроект, предусматривающий внесение ряда изменений в закон "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта", в том числе касающихся порядка расчетов при оптовой торговле алкогольными напитками.
В частности, устанавливается возможность зачета стоимости возвращаемой отечественным производителям возвратной многооборотной тары в счет оплаты за отгруженные алкогольные напитки организациям розничной торговли. Такой зачет возможен, если организация розничной торговли имеет пункт приема стеклянной тары или осуществляет ее прием в торговом зале либо автомагазинах. Это снимет обозначенную производителями алкогольных напитков проблему расчетов за многооборотную тару.
Голуб Ирина, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр":
Вправе ли переработчик применить освобождение от акцизов при (вывозе) экспорте подакцизных товаров, произведенных на давальческих условиях, в случае, когда вывоз производится не переработчиком, а собственником сырья?
Игорь Скринников: Да, вправе. Порядок подтверждения фактического вывоза установлен пунктами 2 и 3 статьи 114 НК, которыми установлены документы, обосновывающие правомерность применения освобождения от акцизов. Возможность применения такого освобождения от акцизов при вывозе подакцизных товаров за пределы Беларуси не зависит от того, кто вывозит этот товар - собственник или переработчик.
Исключение составляют табачные изделия. Так, согласно части 6 пункта 3 статьи 114 НК освобождение от акцизов в отношении оборотов по передаче табачных изделий, произведенных из давальческого сырья или при контрактном производстве, применяется при условии отгрузки табачных изделий за пределы Беларуси плательщиком акцизов, то есть непосредственно производителем. Этот порядок применяется и в отношении табачных изделий, реализуемых собственником-комитентом через комиссионера.
Жук Алексей, Минск:
Какие документы будут служить основанием для применения освобождения от акцизов в случае вывоза подакцизных товаров на территорию государств-членов Таможенного союза, а какие - при вывозе за пределы Таможенного союза?
Игорь Скринников: Документы, на основании которых применяется освобождение от акцизов, установлены пунктами 2 и 3 статьи 114 НК. Они определяют перечень документов, которые должны быть в наличии у плательщика в целях применения освобождения от акцизов, а также документы, которые необходимо представить непосредственно в налоговый орган.
При вывозе подакцизных товаров из Беларуси в третьи страны (кроме стран Таможенного союза) это реестр номеров электронных таможенных деклараций на товары, являющийся приложением к налоговой декларации (расчету) по акцизам и представляемый вместе с налоговой декларацией.
При вывозе в страны Таможенного союза основанием для применения освобождения от акцизов является представляемое контрагентом по сделке заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа страны ввоза, например России. Это заявление также представляется вместе с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам.
Логвин Андрей, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр":
Применяется ли освобождение от акцизов при вывозе подакцизных товаров в Российскую Федерацию при условии, что в Российской Федерации данные подакцизные товары при ввозе освобождаются от акцизов?
Игорь Скринников: Да, освобождение от акцизов применяется, если подтвержден факт вывоза подакцизных товаров в Россию. Факт вывоза подтверждается представлением в налоговый орган заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. При этом, если в соответствии с российским законодательством при ввозе на ее территорию применяется освобождение от акциза в отношении данной группы подакцизных товаров, то в заявлении указываются основания для применения такого освобождения и проставляется отметка налогового органа России. На основании этого документа белорусский плательщик применяет освобождение от акцизов.
Жуковская Инга, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр":
С 2013 года в НК предусмотрено право плательщиков суммы акцизов, уплаченные при приобретении (ввозе) подакцизных товаров, относить на увеличение стоимости этих товаров. Прокомментируйте, пожалуйста, является ли для налогового учета это новшеством, имели ли право плательщики в 2012 году относить уплаченный налог на увеличение стоимости приобретенных подакцизных товаров?
Игорь Скринников: Да, с 2013 года в статье 122 НК нормативно закреплено право плательщиков относить суммы акцизов, уплаченные при приобретении и (или) ввозе подакцизных товаров, на увеличение их стоимости. Следует отметить, что этот порядок применялся и ранее. Такая возможность предоставлялась на основании норм закона "О бухгалтерском учете и отчетности".
Жуковская Инга, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр":
Производитель алкогольной продукции использует произведенный спирт на технологические нужды. Принимаются ли к вычету суммы акцизов, исчисленные при отпуске спирта на технологические нужды, или их необходимо включить в затраты, учитываемые при налогообложении?
Игорь Скринников: В соответствии с пунктом 3 статьи 123 НК суммы акцизов по подакцизным товарам, использованным для производства других подакцизных товаров, определяются пропорционально стоимости подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, либо пропорционально объему подакцизных товаров, использованных в качестве сырья.
Учитывая, что при использовании произведенного спирта на технологические нужды возникает объект налогообложения в части использования на собственные нужды, но не осуществляется использования данного спирта для производства другой подакцизной продукции в качестве сырья, сумма акциза, исчисленная при использовании на собственные нужды, к вычету не принимается, а относится в состав затрат, учитываемых при налогообложении.
Анна Т., Минск:
В случае вывоза (экспорта) подакцизных товаров, произведенных с использованием других подакцизных товаров, когда применяется освобождение от акцизов, налоговые вычеты осуществляются в полном объеме. С 1 января 2013 года установлено, что не подлежат вычету суммы акцизов по подакцизному сырью в случае безвозвратной утери в процессе производства, хранения, перемещения и (или) последующей технологической обработки. Куда относятся суммы акцизов, не подлежащие вычету?
Игорь Скринников: Действительно, с 1 января 2013 года в Налоговом кодексе нормативно закреплена норма, согласно которой не полежат вычету суммы акцизов по подакцизному сырью в случае его безвозвратной утери в процессе производства, хранения, перемещения и (или) последующей технологической обработки. Дело в том, что в Беларуси законодательно не определены и не закреплены в нормативных актах нормы потерь подакцизного сырья при производстве готовой подакцизной продукции. У каждого субъекта хозяйствования эти потери могут быть разные, поэтому в целях избежания злоупотреблений в Налоговый кодекс включена норма, предусматривающая ограничение по вычету в этой части.
Списание сумм "входного" акциза в отношении указанных потерь осуществляется за счет тех источников, на которые будут списываться непосредственно сами потери. Исходя из практики применения и рассмотрения обращений плательщиков, осуществляющих переработку подакцизных товаров, такие потери, как правило, списываются в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении, при соблюдении установленных законодательством условий. Соответственно, и относящиеся к ним суммы акцизов также относятся за счет этого источника.
Жуковская Инга, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр":
Если продавец допустил ошибку и неправильно предъявил в ТТН-1 сумму акцизов, достаточно ли для исправления предъявленной суммы акцизов акта сверки расчетов между продавцом и покупателем или на основании акта сверки необходимо также внести исправления в ТТН-1?
Игорь Скринников: Порядок корректировки неправильно указанных сумм акцизов установлен пунктом 12 статьи 120 НК, в соответствии с которым суммы акцизов, излишне предъявленные в первичных учетных документах, подлежат исчислению, за исключением исправления излишне предъявленной суммы акцизов на основании акта сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем. В случае предъявления в первичных учетных документах акцизов в сумме, меньшей, чем установлено, исчисление акцизов производится плательщиком по установленным ставкам акцизов на соответствующие подакцизные товары.
Исправление неправильно предъявленной плательщиком суммы акцизов должно осуществляться посредством составления акта сверки расчетов между продавцом и покупателем. Внесение каких-либо корректировок в товаросопроводительные документы (ТТН-1 или ТТН-2) нормами пункта 12 статьи 120 НК не предусмотрено.
Глазунов Ярослав, Гомель:
Обязаны ли импортеры и производители алкогольных напитков предъявлять в первичных учетных документах суммы акцизов, уплаченные при ввозе и исчисленные при реализации в случае отгрузки алкогольных напитков торговым организациям?
Игорь Скринников: В соответствии с пунктом 5 статьи 120 НК производители алкогольных напитков при реализации и отгрузке подакцизных товаров должны предъявлять соответствующие суммы акцизов.
Импортеры при дальнейшей реализации подакцизных товаров, ранее ввезенных на территорию Беларуси с уплатой акциза либо с применением в соответствии с законодательством освобождения, исчисление акцизов не производят (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 113 НК), но при этом указывают покупателю суммы акцизов, уплаченные им при ввозе этих подакцизных товаров (часть 2 пункта 6 статьи 120 НК).
Жуковская Инга, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр":
Организация ввезла с территории Российской Федерации подакцизный товар, на который в пути был наложен арест правоохранительными органами. Если в дальнейшем по решению суда эти товары возвращены собственнику, то исходя из какой даты необходимо производить уплату акцизов по данному товару?
Игорь Скринников: Если при ввозе подакцизных товаров на территорию Беларуси из России правоохранительными органами на эти товары был наложен арест, импортер не сможет принять к учету данные товары непосредственно в момент ввоза на территорию Беларуси. Соответственно, исчисление акцизов не производится. В дальнейшем необходимость исчисления суммы акцизов будет зависеть от решения суда. Если суд примет решение о конфискации в доход бюджета арестованных правоохранительными органами подакцизных товаров, то в соответствии с статьей 116 Налогового кодекса будет применяться освобождение.
В случае принятия судом решения о неправомерности действий правоохранительных органов и возврате подакцизных товаров собственнику-импортеру последний должен будет уплатить акцизы не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных подакцизных товаров.
Шварцкопф Владимир:
При ввозе с территории государств-членов Таможенного союза алкогольных напитков, подлежащих маркировке акцизными марками, взимание акцизов производится таможенными органами. Указывается ли сумма "ввозного" акциза, взимаемого таможенными органами, в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов для применения поставщиком освобождения от уплаты акцизов в рамках Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе?
Игорь Скринников: Статьей 3 Соглашения о взимании косвенных налогов установлено, что при импорте товаров на территорию одного государства - члена Таможенного союза с территории другого государства - члена Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в отношении товаров, подлежащих маркировке акцизными марками.
Согласно подпункту 1.3 пункта 1 статьи 113 НК факт уплаты акцизов при ввозе подакцизных товаров на территорию Беларуси подтверждается либо налоговым органом: (в отношении подакцизных товаров, ввозимых из государств - членов Таможенного союза, за исключением ввоза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь), либо таможенным органом.(в отношении подакцизных товаров, ввозимых с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза, а также при ввозе с территории государств - членов ТС подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь).
Заявление плательщик-импортер товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, заполняет в соответствии с Правилами заполнения заявления, которые предусматривают, в том числе, указание сумм акцизов по данным подакцизным товарам. Данные, указанные белорусским плательщиком-импортером в заявлении, сверяются налоговым органом с информацией, содержащейся в Реестре подтверждения уплаты сумм акцизов при ввозе подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, который представляет в Министерство по налогам и сборам Государственный таможенный комитет. Если в заявлении, представленном в налоговый орган белорусским импортером маркируемой подакцизной продукции, в графе 19 раздела 1 указаны суммы по акцизам, взимание которых осуществляют таможенные органы, но при этом сведения об уплате акцизов отсутствуют в Реестре, заявление возвращается плательщику без проставления отметки налогового органа.
Логвин Андрей, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр":
Вправе ли производитель алкогольной продукции погасить свою задолженность по налогам за счет средств дебиторов, учитывая действующий запрет на совершение в отношении алкогольной продукции сделок, предусматривающих уступку требования, перевод долга и др.?
Галина Янушкевич: Погашение задолженности по налогам поставщика алкогольных напитков за счет средств дебиторов допускается только в том случае, если эти дебиторы имеют финансовые обязательства перед поставщиками алкогольных напитков, подлежащие оплате за счет средств бюджета.
Как уже говорилось ранее, при оптовой торговле алкогольными напитками расчеты осуществляются на основании двусторонних договоров только через счета участников сделок. Проведение зачетов по таким сделкам не допускается. Однако установлено исключение из общего правила расчетов. В частности, прекращение обязательств по оплате поставленной алкогольной продукции путем взаимозачета налогов, подлежащих уплате поставщиком этой продукции, возможно в случае наличия финансовых обязательств организаций перед этим поставщиком, подлежащих оплате за счет средств бюджета.
В отношении розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями установлен перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий (пункт 413 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного указом от 1 сентября 2010 года №450), за которые субъект хозяйствования может быть лишен лицензии. Указом от 27 декабря 2012 года №567, вступающим в силу с 30 марта 2013 года, этот перечень дополнен нормой, относящей к грубым нарушениям наличие у субъектов розничной торговли в течение календарного года двух и более фактов просроченной задолженности по расчетам за поставленные им алкогольные напитки. Ранее такая норма действовала только в отношении просроченной задолженности по расчетам за поставленные табачные изделия.
Логвин Андрей, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр":
В целях оптовой торговли алкогольными напитками организация планирует заключить с производителем алкогольных напитков договор комиссии. Необходимо ли комиссионеру получить специальное разрешение (лицензию) на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий?
Галина Янушкевич: При заключении такого договора комиссионер принимает на себя обязательство по оптовой торговле алкогольными напитками производителя-комитента. То есть фактически оптовую торговлю алкогольными напитками в данном случае будет осуществлять комиссионер, поскольку совершает сделки с третьими лицами от своего имени, приобретает права и становится обязанным по таким сделкам. А поскольку оптовая торговля алкогольными напитками является видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), комиссионер обязан получить соответствующую лицензию.
Илья С., Минск:
Вправе ли организация, не имея специального разрешения (лицензии) на производство, оптовую, розничную торговлю алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом, приобрести алкогольные напитки для собственных нужд, не связанных с производственной деятельностью (например, на представительские цели)?
Галина Янушкевич: Согласно статье 24 закона "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта" оптовая продажа алкогольных напитков производится только лицам, имеющим на основании соответствующих специальных разрешений (лицензий) право на производство либо оптовую или розничную торговлю этими напитками. Исходя из этого правила, организация, не имеющая соответствующего специального разрешения, может приобретать алкогольные напитки только в розничной торговле на основании договоров розничной купли-продажи. При этом в договоре и сопроводительных документах может указываться любая цель приобретения, не связанная с предпринимательской деятельностью.
Кныш Сергей, Могилев:
Законодательство предусматривает запрет на безвозмездную передачу алкогольных напитков в определенных случаях. Такой запрет имеет два аспекта: запрет на распространение алкогольной продукции в рекламных целях и запрет на оплату труда в натуральной форме алкогольными напитками. Вправе ли организация вручить своим работникам алкогольные напитки в качестве подарков к празднику?
Галина Янушкевич: На основании статьи 11 закона "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта" в Беларуси запрещается бесплатное (безвозмездное) распространение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями алкогольных напитков, за исключением дегустаций, проводимых в маркетинговых целях. Это значит, что, вручая работникам алкогольные напитки в качестве подарков, организация нарушает нормы закона.
Жуковская Инга, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр":
Организация ввозит из Российской Федерации моторные масла, подлежащие маркировке контрольными знаками. По правилам маркировка ввозимого масла должна осуществляется за пределами Республики Беларусь либо на территории уполномоченных складов. Приобретенные контрольные знаки нельзя передавать другим лицам, за исключением передачи их в установленном порядке для нанесения на товар. В каком порядке осуществляется передача марок поставщику для нанесения на товар? Какая ответственность предусмотрена в случае, если неиспользованные марки не возвращены поставщиком импортеру?
Галина Янушкевич: Порядок учета, хранения, использования контрольных (идентификационных) знаков (КИЗ) определен в Инструкции о порядке реализации, учета, хранения и уничтожения контрольных (идентификационных) знаков, утвержденной постановлением МНС от 9 сентября 2011 года №32. На основании пункта 12 этой инструкции приобретенные контрольные (идентификационные) знаки не подлежат отчуждению или иной передаче другим лицам, за исключением передачи их в установленном порядке для нанесения на товар, возврата неиспользованных КИЗ РУП "Издательство "Белбланкавыд".
Контрольные (идентификационные) знаки при вывозе с территории Беларуси за пределы таможенной территории Таможенного союза для маркировки товаров должны помещаться под таможенную процедуру экспорта в соответствии с требованиями таможенного законодательства ТС.
Вывоз контрольных (идентификационных) знаков из Беларуси в государства - члены Таможенного союза для маркировки товаров осуществляется с оформлением товарно-транспортной накладной или товарной накладной.
В случае утери или хищения КИЗ составляется акт в произвольной форме с указанием даты и места выявления факта их утери или хищения, их количества, кодов видов, серий и номеров. Акт должен быть составлен в течение пяти дней со дня выявления факта утери или хищения КИЗ и подписан руководителем юридического лица или его заместителем, или индивидуальным предпринимателем и материально ответственным лицом. В течение трех дней со дня составления акта его копия представляется в налоговый орган, который затем передает информацию об утерянных или похищенных контрольных (идентификационных) знаках в электронную базу данных с признаком "Недействительно".
За несоблюдение порядка использования КИЗ, в том числе порядка хранения, учета, ответственность несет приобретший их субъект, а не его контрагент - поставщик товаров, подлежащих маркировке. В соответствии с частью 1 статьи 23.21 Кодекса об административных правонарушениях за такие нарушения предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин (в настоящее время одна базовая величина составляет Br100 тыс.). А за повторное такое же нарушение в течение одного года после наложения административного взыскания - от 20 до 50 базовых величин.
В соответствии со статьей 23.16 КоАП за непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление их с заведомо недостоверными сведениями налагается штраф в размере от 4 до 20 базовых величин.
Корр. БЕЛТА:
Сегодня самый распространенный вид контрабанды на границе с Евросоюзом – сигареты. Это происходит из-за того, что в Беларуси акцизы ниже, чем в других странах. Какие меры принимает Беларусь для предотвращения этого нелегального бизнеса?
Галина Янушкевич: Налоговые органы Беларуси совместно с правоохранительными и иными контролирующими органами постоянно проводят контрольные мероприятия по предотвращению теневого оборота табачных изделий. Надо отметить, что количество выявленных в 2012 году налоговыми органами нарушений в данной сфере увеличилось на 2,5%, при этом количество изъятых из теневого оборота табачных изделий возросло на 30,4%.
Анализ результатов контрольной работы свидетельствует об активизации противозаконной деятельности физических лиц, связанной с незаконным перемещением и хранением крупных партий табачных изделий. Причем речь идет как о гражданах Беларуси, так и об иностранных гражданах. На эту категорию правонарушителей приходится основная часть изъятых из теневого оборота табачных изделий. В отношении правонарушителей – граждан Беларуси налоговые органы в целях установления источника денежных средств, за которые могли быть приобретены изъятые из теневого оборота товары, проводят анализ полученных ими доходов. При установлении несоответствия доходов фактическим расходам им предлагается доплатить подоходный налог.
Напомню, что перевозка по территории Беларуси, хранение на ней (не для коммерческих целей) физическими лицами более 200 сигарет либо более 200 г табака или иных табачных изделий на одного человека, достигшего восемнадцатилетнего возраста, не маркированных в установленном порядке акцизными или специальными марками Республики Беларусь, а также более 1000 сигарет либо более 1000 г табака или иных табачных изделий без документов, подтверждающих легальность их приобретения, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 12.27 КоАП - штраф в размере до 50 базовых величин с конфискацией перевозимых, хранимых табачных изделий.
С целью выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения проводятся внеплановые тематические оперативные проверки - как в отношении субъектов предпринимательской деятельности, так и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Кроме того, для выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, проводится мониторинг деятельности субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих оптовую и розничную торговлю табачными изделиями. Схемы сокрытия объектов налогообложения в сфере оборота табачных изделий легко выявляемы, поскольку налоговые органы имеют достаточно широкий спектр информации о совершаемых в этой сфере операциях. Потенциальным нарушителям предлагается добровольно доплатить налоги, либо уже по результатам проверок к ним применяются штрафные санкции.
Цены на сигареты в Беларуси действительно ниже, чем в странах ЕС. При этом следует учитывать, что акцизная политика в Беларуси, в частности в отношении размеров ставок акцизов на табачные изделия, направлена не только на максимальное обеспечение поступлений в бюджет, но и увязана с программными документами, разработанными в развитие Глобальной стратегии Всемирной организации здравоохранения, утвержденной 19 мая 2010 года, и Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.
Действующие в Беларуси, других странах Таможенного союза, государствах ЕС размеры ставок акцизов, в том числе и на табачные изделия, устанавливаются с учетом уже сформированных национальных налоговых систем, уровня экономического развития, проводимой налоговой политики и реформ в этой сфере, покупательной способности населения, интересов национальной безопасности.
В дальнейшем (в 2014-2020 годах) подходы к акцизному налогообложению алкогольной и табачной продукции в Беларуси будут направлены на поэтапное повышение ставок акцизов в рамках работы по гармонизации акцизной политики в государствах-членах Таможенного союза и ЕЭП.
Шелег Татьяна, Минск:
Как определяется момент фактической реализации и кто признается плательщиком акцизов в случае, когда обособленное структурное подразделение организации, выделенное на отдельный баланс, и которому для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, осуществляет производство алкогольной продукции и передает ее для реализации головной организации?
Игорь Скринников: Исходя из положений статьи 109 и пункта 4 статьи 110 НК плательщиками, производящими подакцизные товары, признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство подакцизных товаров из любого вида сырья (давальческого или собственного) и (или) с использованием подакцизных товаров. При этом, согласно пункту 3 статьи 13 НК структурные подразделения исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц при соблюдении условий, обозначенных в вопросе.
Как уже отмечалось, момент фактической реализации для целей исчисления акцизов определяется как приходящийся на налоговый период день отгрузки (передачи) подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению плательщика. Учитывая тот факт, что иного порядка определения момента фактической реализации при реализации подакцизных товаров по схеме, указанной в вопросе, статьей 118 НК не предусмотрено, плательщик, которым будет выступать структурное подразделение, должен будет исчислить акциз за тот налоговый период, на который будет приходиться день отгрузки (передачи) подакцизных товаров.
Голуб Ирина, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр":
Организация ввезла в Республику Беларусь подакцизное сырье, уплатила акцизы при ввозе и предъявила сумму акциза при передаче ввезенного сырья в переработку на давальческих условиях для производства подакцизных товаров. Эта сумма подлежит вычету у плательщика, производящего подакцизные товары из давальческого сырья. Какую сумму акцизов должен предъявить переработчик при передаче готовой продукции собственнику сырья при условии, что продукт переработки используется собственником для производства других подакцизных товаров?
Игорь Скринников: Совершенно верно, суммы акциза, уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь собственником подакцизного сырья, которое передается в дальнейшем на давальческую переработку, могут быть переданы собственником заводу-переработчику, который при производстве нового вида подакцизной продукции вправе эту сумму акцизов принять к вычету и, таким образом, уменьшить исчисленную сумму акцизов. По общему правилу, при переработке давальческого подакцизного сырья в подакцизные товары завод-переработчик предъявляет собственнику давальческого сырья сумму акциза, определяемую как разница между суммой акциза, исчисленной при производстве и передаче готовой подакцизной продукции, и суммой акциза, уплаченной собственником при ввозе подакцизного сырья на территорию Беларуси. Исключение предусмотрено в тех случаях, когда собственник использует полученную из давальческого сырья продукцию для дальнейшей переработки. В этом случае завод-переработчик уплачивает в бюджет сумму акциза с учетом налоговых вычетов, а собственнику давальческого сырья предъявляет исчисленную сумму акциза, без учета налоговых вычетов (ч.2 п.9 статьи 120 НК). При последующей переработке полученной из давальческого сырья продукции в другой подакцизный товар эта сумма для плательщика-переработчика будет являться суммой налогового вычета.
Трофимович Г.А.:
Может ли переработчик применить освобождение от акцизов, если готовая продукция передана собственнику в феврале, при передаче переработчиком предъявлена соответствующая сумма акцизов, а собственник реализует эту продукцию на экспорт в марте?
Игорь Скринников: Отчетным периодом по акцизам является календарный месяц. Если подакцизная продукция передана собственнику в феврале, декларацию за февраль необходимо представить в налоговый орган не позднее 20 марта.
При экспорте подакцизных товаров в третьи страны отсчет срока подтверждения вывоза за пределы Беларуси (180 дней) начинается с даты оформления декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, при экспорте в страны Таможенного союза – с даты отгрузки.
В случае экспорта в третьи страны при наличии декларации на товары до срока сдачи налоговой декларации за февраль (не позднее 20 марта), но, возможно, при отсутствии факта вывоза за пределы таможенной территории Беларуси, плательщик вправе в декларации за февраль уже не отражать указанный оборот по реализации. В дальнейшем необходимо дождаться, когда собственник фактически вывезет товар за пределы Беларуси, и после представления в налоговый орган реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары отразить оборот по реализации в налоговой декларации (расчет) по акцизам с применением освобождения.
При экспорте в страны Таможенного союза в том случае, если собственник отгрузил подакцизную продукцию за пределы Беларуси (например, в Россию) до 20 марта и есть товаросопроводительные документы, подтверждающие эту отгрузку, то плательщик (завод-переработчик) вправе в налоговой декларации за февраль эти обороты по передаче подакцизной продукции не отражать. Собственник должен подтвердить факт уплаты контрагентом суммы акциза в России и представить документы, обосновывающие возможность применения освобождения от акцизов.
При неподтверждении в установленный срок факта вывоза и в одном, и в другом случае исчисление и уплата акцизов производится в установленном законодательством порядке.
Голуб Ирина, специалист ЦБА ООО "ЮрСпектр":
Означает ли это, что собственник дважды уплачивает акцизы: первый раз - при ввозе давальческого сырья, а второй - при возмещении суммы акцизов, предъявленной переработчиком, при этом к вычету принимает только сумму, возмещенную переработчику?
Игорь Скринников: Нет не означает, так как положениями части 2 пункта 9 статьи 120 НК предусмотрен порядок предъявления заводом-переработчиком собственнику подакцизного сырья соответствующей суммы акциза, который не регулирует порядок исчисления акцизов. С учетом того, что при ввозе на территорию РБ акциз был уплачен собственником, при передаче заводом-переработчиком собственнику произведенной готовой подакцизной продукции последнему для возмещения будет предъявляться только сумма акциза, подлежащая уплате заводом-переработчиком, то есть разница между суммой акциза, исчисленной при производстве и передаче готовой подакцизной продукции, и суммой акциза, уплаченной собственником при ввозе подакцизного сырья на территорию Беларуси. В целях осуществления последующего вычета в случае, когда в дальнейшем такие подакцизные товары используются собственником для производства других подакцизных товаров, завод-переработчик предъявит собственнику исчисленную сумму акциза, без учета налоговых вычетов, которая и будет подлежать вычету. При этом возместит собственник, как уже говорилось, только разницу.
Источник: БелТА