Специалист МНС:
– Закон о внесении изменений в Налоговый кодекс превышает 150 страниц. Так что времени на изучение изменений бухгалтерам потребуется немало.
Основные из них: в 2015 г. с 12 % до 13 % увеличится ставка подоходного налога, с 18 % до 25 % – ставка налога на прибыль для банков и страховых компаний.
Местные Советы депутатов получат право увеличивать ставки земельного налога и налога на недвижимость в 2,5 раза (сейчас в 2 раза); областные Советы депутатов – в 10 раз (сейчас в 5 раз) смогут увеличить ставки налога на недвижимость по неиспользуемым капитальным строениям. Вводится налог на добычу раков.
Радикальные изменения произойдут в торговле алкогольной продукцией и табачными изделиями. Стоимость лицензии на розничную торговлю этими товарами увеличится в 4,75 раза (с 8 до 38 базовых величин), а на оптовую торговлю – в 162,5 раза (с 8 до 1 300 базовых величин).
Специалист Нацбанка:
– В 2015 г. будут внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь.
Еще одно значимое событие: с 4 января 2015 г. вступает в силу Закон РБ от 30.06.2014 № 165-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения".
В связи с этим Нацбанк разработал требования к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь", лизинговых организаций в данной сфере. Вносятся изменения и дополнения в инструкции о банковском переводе, о переводах через частные платежные системы, о порядке осуществления кассовых операций, в правила осуществления операций с электронными деньгами и др., связанные с идентификацией клиентов и сопровождением требуемой информации об отправителе и получателе платежа.
Специалист Минэкономики:
– Хотим обратить внимание бухгалтеров на некоторые особенности проведения переоценки имущества на 1 января 2015 г.
1. В соответствии с Указом Президента РБ от 20.10.2006 № 622 обязательная переоценка зданий, сооружений и передаточных устройств предусмотрена только при достижении показателя уровня инфляции 100 % и более в ноябре текущего календарного года (2014 г.) за предшествующий ему период с даты проведения последней переоценки, осуществленной в обязательном порядке в соответствии с требованиями законодательства (к декабрю 2013 г.). По данным Белстата, размещенным на его официальном сайте, этот показатель составил 15,5 %.
Следовательно, переоценка на 1 января 2015 г. по всем видам переоцениваемого имущества, в т.ч. по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, будет производиться не в обязательном порядке, а по решению организации либо собственника имущества.
2. Из состава переоцениваемого имущества исключены объекты незавершенного строительства и объекты имущества, по которому принято решение о выбытии.
Специалист БРУСП "Белгосстрах":
– Серьезные изменения в системе страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний произошли в 2014 г.: это и новый порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, и изменение в определении базы для расчета страховых взносов. Но все же требуется упрощение расчета базы для определения размерастраховых взносов. Планируются изменения и в порядке расчета пособий по временной нетрудоспособности: предполагается, что их будут начислять все наниматели, у которых работник работает на момент наступления временной нетрудоспособности, а не только по основному месту работы, как сейчас.
Специалист Национального центра законодательства и правовых исследований:
– Наступивший год не стал исключением для традиционной комплексной корректировки налогового законодательства. Среди наиболее значимых изменений: основательное расширение прав налоговых органов по контролю за трансфертным ценообразованием и по доступу к банковской тайне физических лиц; возможность проведения внеплановой проверки обоснованности возврата НДС независимо от заявленной к возврату суммы; расширение случаев нормирования затрат в соответствии с правилом так называемой "тонкой" капитализации; увеличение пределов повышения местными властями ставок имущественных налогов; обязательная уплата земельного налога при применении УСН, а также сужение сферы ее применения.
Есть, конечно, и моменты, которые порадуют налогоплательщиков: долгожданное исключение из объектов обложения налогом на недвижимость зданий сборно-разборных и передвижных; индексация нормативов размера выручки для применения УСН, в т.ч. для ее применения без уплаты НДС; некоторое расширение сферы действия льготного налогового режима для резидентов СЭЗ.
Специалист ГУ "Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь":
– Безусловно, измененная редакция НК – одно из главных событий для плательщиков республики. В 2015 г. по выбору плательщика допускается уплата налогов, сборов (пошлин), пеней в белорусских рублях или иностранной валюте. Однако, если иное предусмотрено НК и иными законодательными актами, то уплата таких платежей должна производиться в указанных единицах.
Расширен перечень лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Например, к таковым отнесены микрофинансовые организации, унитарные предприятия, собственником имущества которых является юридическое лицо, а также коммерческие организации, более 25 % акций (долей) в уставном фонде которых принадлежат одной или в совокупности нескольким другим коммерческим и (или) некоммерческим организациям.
Специалист УП "Оператор":
– В 2015 г. будет прорабатываться вопрос об изменении размеров платы, вносимой производителями и поставщиками определенных товаров и тары, а также размеров компенсации за сбор отходов потребления. Завершается реализация Государственной программы сбора и переработки вторичного сырья на 2009–2015 гг.
Ожидается разработка следующей Госпрограммы – на 2016–2020 гг.
Специалист ГТК:
– Значимым нововведением 2015 г. является вступление в силу с 1 января Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.). В нем часть вторая "Таможенный союз" посвящена вопросам формирования Таможенного союза, в т.ч. таможенного регулирования, информационного взаимодействия и пр.
Однако данный документ не внесет существенных изменений в таможенные правила, которые определены Таможенным кодексом Таможенного союза и в основной массе уже сформированы. Иных серьезных изменений в 2015 г. не ожидается.