Является ли данная закупка оборудования государственной?
Данная закупка является государственной, и ее осуществление будет регламентировано нормативными правовыми актами в области государственных закупок.
При определении вида процедуры государственной закупки заказчику (организатору) необходимо исходить из 2 факторов:
1) ориентировочной стоимости годовой потребности в предмете государственной закупки;
2) включен ли предмет государственной закупки в перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов либо биржевых торгов.
Перечни товаров, закупаемых с применением электронных аукционов либо биржевых торгов, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 "О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" (далее – постановление № 778).
Пример
Заказчику необходимо выбрать подрядчика на проведение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту здания. Ориентировочная стоимость закупки составляет 210 000 000 руб.
Заказчик определил код ОКРБ предмета закупки как 74.20.22.800 "Услуги по архитектурному проектированию реконструкции зданий и сооружений, реставрации и восстановления памятников архитектуры, интерьера и дизайна". Так как данный код не входит в перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, заказчик может провести либо открытый конкурс, либо запрос ценовых предложений.
Постановлением № 778 предусмотрено, что процедура запроса ценовых предложений применяется при пороговом значении ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки работ (услуг) от 300 до 3 000 базовых величин. Поскольку 210 000 000 руб. составляет 1 615 базовых величин (1 БВ = 130 000 руб.), заказчик проводит процедуру запроса ценовых предложений.
Можно ли при покупке автомобиля через электронный аукцион указать его марку?
Технические показатели (характеристики) предмета государственной закупки не должны содержать ссылок на конкретные товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели, конкретный источник происхождения товара (работы, услуги) и его производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя). Данная норма предусмотрена п. 3 ст. 20 Закона № 419-З.
Если такие ссылки вызваны отсутствием конкретного способа описания требований к предмету государственной закупки, то технические показатели (характеристики) должны содержать слова "или аналог".
Можно ли указывать в документах к процедуре государственной закупки условие, что ПЭВМ должны быть белорусского производства?
Нет. Это недопустимо.
Участие юридических лиц в процедурах государственных закупок может быть ограничено только в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 14 Закона № 419-З. Так, участником не может быть:
– организатор в проводимой им процедуре государственной закупки;
– эксперт в процедуре государственной закупки, к организации или проведению которой он привлекается для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
– поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;
– юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали заказчику (организатору) услуги по организации проводимой процедуры государственной закупки, а также физическое лицо, которое оказывало заказчику (организатору) такие услуги;
– юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), и индивидуальный предприниматель, находящийся в стадии прекращения деятельности;
– юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, признанные в установленном законодательством порядке экономически несостоятельными (банкротами), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;
– поставщик (подрядчик, исполнитель), договор с которым расторгнут по соглашению сторон, – в процедуре государственной закупки товара (работы, услуги), являвшейся предметом расторгнутого договора;
– структурное подразделение заказчика (организатора).
Кроме того, ограничения по участию в проведении государственных закупок предусмотрены в ст. 5, 16 и пп. 11 и 12 приложения к Закону № 419-З.
Какие условия участия в данной закупке должны быть установлены для субъектов малого и среднего предпринимательства?
Указанный заказчиком код ОКРБ 007-2007 предмета закупки входит в перечень товаров, процедуры государственных закупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (см. постановление № 778). Участие данных субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 31 Закона № 419-З: если предмет государственной закупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам), формируются части (лоты), одна из которых должна составлять не более 10 % объема (количества) этого предмета государственной закупки. Участниками по такой части (лоту) могут выступать только субъекты малого и среднего предпринимательства, предлагающие товары (работы, услуги) собственного производства.
Какими документами можно подтвердить право на применение преференциальной поправки при участии в процедурах государственных закупок?
Документами, подтверждающими право на применение к участнику преференциальной поправки, являются:
– при поставке товаров – сертификат о происхождении товара формы СТ-1 или сертификат продукции собственного производства, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами, либо иные аналогичные документы, выданные компетентными органами Российской Федерации;
– при выполнении работ (оказании услуг) – свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо сертификат работ и услуг собственного производства, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами, иные аналогичные документы, выданные компетентными органами Российской Федерации, специальные разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности.
Данный порядок разъяснен в письме Минторга РБ от 18.09.2013 № 08-01-05/930К.
Как правильно применить преференциальную поправку?
Преференциальная поправка согласно постановлению № 778 применяется при проведении процедур государственных закупок в целях сравнения и оценки. При этом участники, в т.ч. в запросе ценовых предложений, обязаны заявить о своем праве на применение преференциальной поправки и подтвердить данное право соответствующими документами. Таким образом, заказчику необходимо при оценке предложений участников, поступивших на процедуру запроса ценовых предложений, цены предложений двух участников, заявивших о своем праве на преференциальную поправку и подтвердивших документами данное право, уменьшить на 15 % или 25 % соответственно от вида преференции. При этом договор с таким участником в случае признания его победителем будет заключаться по цене предложения данного участника.
Обязан. При проведении электронного аукциона и открытого конкурса предусмотрено обязательное размещение заказчиком на официальном сайте (сайте электронной торговой площадки) проекта договора. Также обязательным является размещение документов, содержащих все сведения согласно ст. 33 (открытый конкурс) или ст. 43 (электронный аукцион) Закона № 419-З.
Документы, представляемые участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, также должны содержать проект договора.
Если предмет государственной закупки разделен на части (лоты), заказчик должен во всех конкурентных процедурах размещать проект договора в отношении каждой части (лота).
Нужно. Заказчику до определения ориентировочной стоимости закупки необходимо провести исследование рынка (ст. 1 Закона № 419-З).
Можно. При проведении повторной процедуры государственной закупки неизменными в обязательном порядке должны оставаться: предмет закупки и его характеристики, квалификационные требования к участникам, требования к составу участников.
Можно ли закупать ПЭВМ и многофункциональные устройства (МФУ) отдельно, так как у них различные коды Общегосударственного классификатора РБ ОКРБ 007-2007 "Промышленная и сельскохозяйственная продукция" (далее – ОКРБ 007-2007)?
В рамках одной процедуры государственной закупки возможно выделение отдельных лотов либо проведение 2 различных процедур закупок в зависимости от ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки по каждому из кодов.
Подвид товара (работы, услуги) определяется по 9 знакам кода классификатора (п. 2 Общих положений ОКРБ).
В настоящее время закупка продуктов переработки нефти (класс 23.20 ОКРБ) должна осуществляться путем проведения запроса ценовых предложений либо электронного аукциона в соответствии с ориентировочной стоимостью годовой потребности государственной закупки. Закон № 419-З не содержит исключений по процедуре приобретения данного вида товара.
Справка о процедуре государственной закупки должна быть составлена заказчиком (организатором) в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся (ст. 29 Закона № 419-З).
Примерные формы справок утверждены постановлением Минторга РБ от 26.06.2013 № 14 "Об утверждении примерных форм документов по процедурам государственных закупок" (приложения 25 и 26).
Может ли участник прислать предложение на часть закупаемого согласно перечню инвентаря?
Участник обязан предоставить предложение на весь перечень закупаемого спортинвентаря в полном объеме. В случае направления участником предложения лишь на часть закупаемого товара заказчик обязан отклонить данное предложение как не соответствующее требованиям документов процедуры закупки, утвержденным заказчиком и представленным участнику для подготовки предложений.
Обязана ли комиссия отклонить данное предложение участника?
Обязана отклонить как не соответствующее требованиям документов процедуры закупки.
При проведении процедур государственных закупок до вступления в силу Закона № 419-З у организации была возможность признать любую процедуру государственной закупки экономически нецелесообразной в случаях, когда цена товара на рынке была значительно ниже, чем предложенная участником. В данном случае была предусмотрена возможность проведения переговоров по снижению цены предложения. В настоящее время указанные нормы Законом № 419-З не предусмотрены.
Каким образом следует поступать заказчику в этой ситуации?
Заказчик до проведения процедуры государственной закупки должен провести исследование рынка с целью выявления потенциальных поставщиков закупаемого товара (работы, услуги) и определения сложившегося на рынке уровня цен на данный товар (работу, услугу), что следует из ст. 1 Закона № 419-З. Исходя из этих исследований заказчик должен определить обоснованную ориентировочную стоимость закупки.
Закон № 419-З не содержит запрета по направлению заказчиком приглашений к участию в процедуре закупки производителям или иным потенциальным поставщикам закупаемого товара (работы, услуги) после опубликования информации о проводимой процедуре закупки на официальном сайте (сайте электронной торговой площадки).
Возможно ли проведение торгов в иностранной валюте (доллары, евро, российские рубли)?
Торги на электронных торговых площадках проводятся в белорусских рублях с целью недопущения ограничения прав резидентов РБ, для которых официальной денежной единицей является белорусский рубль.
Ответственность за нарушение законодательства о порядке проведения государственных закупок товаров (работ, услуг) предусмотрена в следующих размерах:
– наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (БВ) за незаконное получение юридическим лицом средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов;
– наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ за нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом средств бюджета, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов;
– наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ на юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) – до 100 % стоимости материальных ресурсов, приобретенных за счет указанных средств и использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением законодательства за нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства юридическим лицом материальных ресурсов, приобретенных за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов;
– наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ за не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в т.ч. посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, иное нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь либо изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено актами законодательства, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества, а равно уклонение руководителями государственных заказчиков от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд в случае, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным, если в этих деяниях нет состава преступления.
Вышеприведенные меры ответственности закреплены в ст. 11.16 Кодекса РБ об административных правонарушениях.