В бухгалтерском учете предстоит еще много изменений


– Иван Степанович, сейчас много говорят и пишут про МСФО. Давайте поговорим на эту тему…
 
– Применяя принципы МСФО, бухгалтер любой организации должен руководствоваться действующим законодательством и своим профессиональным суждением по отношению к нему. И уровень бухгалтера при этом должен быть очень высоким. Говоря о международных стандартах бухгалтерского учета, отмечу, что их попросту не существует и быть не может. Бухгалтерский учет ведется по национальным стандартам, и он призван обслуживать национальную экономику. Есть единственный стандарт бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности – достоверность, т.е. доходы и расходы должны быть отражены реально. Это единое правило, которое существует во всем мире.
 
А вот для потребителей или инвесторов надо показать финансовую отчетность по определенным стандартам. Если инвестор у организации, скажем, из Северной Европы, следует учитывать их стандарты, а если из Южной Америки, то соответственно необходимо применять их стандарты.
 
Иными словами, единых стандартов бухгалтерской или финансовой отчетности в мире не существует. Другое дело, что в бухгалтерском учете у нас – так уж исторически сложилось – действуют стандарты, заложенные еще в советское время. Многие статьи бухгалтерского учета и отчетности были довольно подробно раскрыты. Теперь у нас разные формы собственности, разные инвесторы из разных стран. И далеко не каждый инвестор и собственник хочет, чтобы все его данные были раскрыты, поскольку существует еще и коммерческая тайна: ведь нельзя забывать про конкуренцию.

Поэтому МСФО, которые мы вводим, как раз и нацелены на то, чтобы, раскрывая финансовую отчетность, организация сохраняла коммерческую тайну, чтобы собственник мог раскрыть любую статью по его желанию.
 
Многие считают, что мы имеем довольно строгую систему бухгалтерского учета. Отмечу, что у нас сложилась система бухгалтерского учета, в которой имеются номера счетов и субсчетов и у каждого из них есть свои названия. Это создано для его упрощения и автоматизации, а также весьма удобно для пользователей. И в этом преимущество нашей системы бухгалтерского учета, что отмечают эксперты из других стран.
 
Что касается зарегулированности нашего бухгалтерского учета, то в какой-то части нам в наследство достались стандарты еще советского времени. В частности, все должны были понимать, что такое счета 50 и 51, и все могли видеть, сколько у тебя есть денег, и чтобы эти средства были подконтрольны государству.
 
В качестве примера могу напомнить про Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Плохие они были или хорошие, но они давали определенное направление: что бухгалтер должен относить в состав затрат. Это было не законодательство: основные положения служили определенной шпаргалкой, подсказкой бухгалтеру. Однако многие бухгалтера подвергали их критике.
 
Теперь же в связи с их отменой поступает множество звонков и писем от организаций с вопросами: куда же отнести те или иные расходы? Казалось бы, предоставлена свобода бухгалтерам, но… многие не знают, что с ней делать, ведь надо брать на себя ответственность! А вот это уже один из моментов МСФО – необходимость брать на себя ответственность и исходя из собственных профессиональных суждений принимать решения. Но, к сожалению, не все оказались к этому морально готовы…
 
Вспоминается недавний забавный вопрос о транспортных расходах. Как известно, расходы по доставке грузов относятся на себестоимость. Спрашивают: "А куда же отнести эти расходы, если машина обратно идет порожняком? Ведь нигде об этом не написано". И вот тут опять-таки подчеркну, что необходимо наличие профессионального суждения бухгалтера. Требования к нему в качестве профессионализма и грамотности будут возрастать по мере изменения бухгалтерского учета и введения МСФО. Да, бухгалтер должен быть вечным студентом и никуда от этого не деться, так как это заставляет делать сама жизнь.
 
Поэтому в Законе "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон) мы вводим понятие аттестации. Бухгалтер, начиная работать в этой профессии, должен понимать, что он обязан быть соответствующим образом подготовлен, чтобы его профессиональные суждения не навредили бизнесу. Чтобы носить это высокое звание, нужны знания и еще раз знания, иначе это не бухгалтер, а просто счетовод! Замечу, что в цивилизованном мире, для того чтобы стать бухгалтером, надо пройти одну, а в некоторых странах и 3 стадии подготовки…

– Мы все понимаем, что данный процесс не одномоментный и стать высококвалифицированным бухгалтером сразу невозможно. В этом направлении необходимо прилагать усилия не только Минфину. Хотелось бы уточнить, на какой стадии находится сейчас Закон и что предполагается в нем изменить?
 
– Вы правы, и хочется подчеркнуть, что в законотворческом процессе должны участвовать не только государственные органы, но и общественные объединения – Союз бухгалтеров и др. Что касается Закона, он подготовлен ко второму чтению Палатой представителей и даст нам возможность, во-первых, применять в нашей стране МСФО, а также те термины и понятия, которыесуществуют во всем мире. Во-вторых, он предоставляет возможность и вызывает необходимость вносить изменения в законодательные акты по бухгалтерскому учету с целью его дальнейшего совершенствования и упрощения.
 
Кстати, вы заметили, что в нашем законодательстве отсутствует понятие "капитал"? А ведь оно существует во всем мире. Значит, надо менять подходы в бухгалтерском учете, не бояться вводить новые, общепринятые во всем мире термины.
 
Следует также ставить вопросы о формировании себестоимости, чтобы она не была занижена, а также об определении уровня рентабельности. Поэтому стоит двигаться в том направлении, чтобы показатели были максимально приближены к реальности на основе принципов, принятых во всем мире. И бухгалтерский учет тоже нужно адаптировать и менять, ведь он не первичен, он вторичен, поскольку обслуживает все экономические законы.
 
К сожалению, бухгалтеры у нас зачастую бывают консервативными в восприятии новшеств…

– В оправдание бухгалтерам можно сказать, что они довольно щепетильны, поскольку на них лежит большая ответственность за их работу и поэтому они бывают консервативными. Да и административную и уголовную ответственность за многочисленные нарушения никто не отменял…
 
– Безусловно, эти факторы присутствуют. Но еще сказывается и тот факт, что система бухгалтерского учета у нас во многих случаях зарегулирована. А вот это тоже надо менять и необходимо учитывать мировые тенденции.
 
Возвращаясь к проекту Закона, отмечу, что мы движемся к мировой практике, в частности к отражению реализации по отгрузке. Это довольно нелегкий переход, но мы должны это сделать. Прежде всего следует понимать, что государство не должно ждать, пока произойдут расчеты и кто-то с кем-то договорится. Каждый бизнесмен должен понимать, что, если продукция или товар отгружены, налоги должны быть уплачены в бюджет независимо от того, получил ты деньги или нет. Фактически у товара появился новый собственник, а как получить от него деньги – уже твоя забота.
 
Если оглянуться на несколько десятилетий назад, то показатель реализованной продукции, т.е. когда она отгружена и за нее получены денежные средства, появился в 50-х годах прошлого века. А до этого показатель реализованной продукции определялся по отгрузке, как и во всем мире. В то время был практически один собственник – государство, и было необходимо улучшить расчеты в народном хозяйстве. Тогда же появились показатели "объем реализации продукции", "выручка от реализации продукции", "реализованная продукция". В общем – 3 показателя, хотя реализация должна быть одна!
 
Нам необходимо менять подходы и к начислению амортизации. И мы уже начали этот процесс – с этого года появилась амортизационная премия. Далее стоит задуматься, к примеру, над следующими вопросами: как быть с начислением амортизации по основным средствам, полученным за счет средств бюджета или безвозмездно? почему на себестоимость продукции (работ, услуг) должна относиться амортизация по таким объектам, если затраты по их приобретению не понесены?
 
Кроме того, у нас предприняты шаги к МСФО в части переноса убытков на следующие годы. В общем, в бухгалтерском учете предстоит еще много изменений. И как бы наши бухгалтеры не обижались на то, что законодательство постоянно меняется и приходится постоянно учиться, от этого никуда не деться. Оно не может не меняться – сама жизнь заставляет.

– В Налоговом кодексе с нынешнего года введен механизм применения трансфертных цен в отношении товаров. Предполагается ли в перспективе распространить его на работы и услуги?
 
– Пока не предполагается. Прежде всего, должен быть отработан механизм его применения по товарам. Кроме того, необходима законодательная база о трансфертном ценообразовании, которой у нас пока нет, к сожалению. Ведь не секрет, что без такой базы будет легко уходить от налогов и поэтому в данном направлении нам необходимо развиваться.

– Иван Степанович, как развивается налоговое законодательство Таможенного союза?
 
– Отмечу, что по основным налогам: НДС, акцизам, налогу на прибыль – у нас согласованная политика по подходам в их исчислении. При этом одинаковое налоговое законодательство в странах Таможенного союза не может быть вообще: ведь у всех существуют разные условия.
 
Что касается ставок, то это дело каждой страны. И их отличие у одной страны от другой ничему не противоречит. Но дело в том, что большого отличия быть не может, поскольку экономики стран, как и сама жизнь, этого не позволят.
 
Еще раз подчеркну, что все налоговые принципы в Таможенном союзе одинаковые. Но есть и специфические отличия. Например, в части налога на добычу полезных ископаемых. Здесь мы не можем сравниться с той же Россией ни по объемам, ни по условиям их добычи: ведь даже в разных регионах России ставки налога на добычу полезных ископаемых разнятся. Поэтому что касается специфичных налогов, то они одинаковыми быть не могут.
 
В отношении процедурных вопросов замечу, что как в Таможенном союзе, так и в Едином экономическом пространстве у нас в Беларуси самые выгодные, скажем, процедуры. Например, условия для получения нулевой ставки по НДС для плательщиков в Беларуси более удобные, чем в России и Казахстане, в т.ч. и по срокам. Что касается подтверждения факта экспорта товаров в другую страну, то его можно получить как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
 
Часто говорят, что в Европе нет необходимости в получении подтверждений. Да, но там есть таможенное оформление. Мы пошли немного дальше – заменили его декларациями в условиях отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля в рамках Таможенного союза.

– Спасибо за беседу!
 
Материал подготовил Михаил Щербаков, редактор журнала "Главный Бухгалтер"

 
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup