С 1 января 2025 г. Законом № 47-З [1] внесены изменения в порядок исчисления и уплаты экологического налога. Данная статья познакомит вас с наиболее значимыми изменениями.
Для уменьшения суммы экологического налога организации, осуществляющие возведение, а также реконструкцию природоохранных объектов, могут воспользоваться льготой: исчисленная сумма экологического налога уменьшается ежеквартально (в размере не более исчисленной суммы экологического налога в указанный период) на сумму произведенных расходов на финансирование капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в возведение и (или) реконструкцию природоохранных объектов (п. 5 ст. 251 НК).
Поможем разобраться, как правильно воспользоваться данной льготой, и проанализируем ошибки организаций, применивших ее неверно.
Ни у кого не возникает сомнения в том, что организации, осуществляющие деятельность с использованием грузового транспорта (далее – организации), оказывают вредное воздействие на окружающую среду. А надо ли им платить экологический налог? Разобраться в этом вопросе поможет наша статья.
Из статьи вы узнаете, в каких ситуациях организации становятся плательщиками экологического налога, а в каких – нет.
Производители и импортеры определенных товаров и упаковки обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и упаковки (далее – обязанность по обеспечению сбора отходов) (ст. 20 Закона об отходах [1]) |*|.
Постановлением № 388 [2] установлен перечень случаев освобождения от обязанности по обеспечению сбора отходов [3] (подп. 1.1–1.16 п. 1 приложения 11 к постановлению № 388).
При этом некоторые случаи (далее – льготы) относятся исключительно к производителям товаров и упаковки. Так, отечественные производители могут применить льготу:
– в отношении произведенных масел, стеклянной, полимерной, бумажной и картонной упаковок, изделий из пластмасс – при условии использования в процессе их производства отходов и вторсырья (подп. 1.7 и 1.8 п. 1 приложения 11 к постановлению № 388);
– в случае принятия обязательств по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами товаров и упаковки (подп. 1.9 п. 1 приложения 11 к постановлению № 388);
– в отношении произведенной из преформ полимерной упаковки (подп. 1.11 п. 1 приложения 11 к постановлению № 388).
Давайте рассмотрим условия применения вышеназванных льгот более подробно.
По различным причинам у организаций могут возникать переплаты по суммам платежей, которые были уплачены ими в связи с осуществлением природоохранной деятельности и деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду. Из статьи вы узнаете, как вернуть излишне уплаченные и излишне взысканные суммы экологического налога, платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.
Для бухгалтера всегда возникают дополнительные сложности, если отдельные расходы по-разному отражаются в бухгалтерском и налоговом учете, – имеется в виду временной период. В частности, такая сложность возникала при отражении платы |*| за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки. Поговорим сегодня о деталях произошедших изменений.
* Три ситуации по расчету платы за сбор отходов товаров и отходов упаковки
Экологический налог |*| в 2023 г. претерпел незначительные изменения. Они рассмотрены в комментарии.
* Практика исчисления и уплаты экологического налога в вопросах-ответах