налогообложение
1 (311). Организация планирует предоставить целевой заем физическому лицу, которое не является ее сотрудником. Цель его предоставления – приобретение или строительство офисного помещения физическим лицом для осуществления предпринимательской деятельности.
Должна ли организация исчислить и уплатить в бюджет подоходный налог с физических лиц?
Должна.
При выдаче организацией займа подоходный налог с физических лиц исчисляет и уплачивает в бюджет организация как налоговый агент за счет собственных средств не позднее дня, следующего за днем выдачи займа. По мере погашения физическим лицом займа ранее уплаченная сумма налога в размере, пропорциональном погашенной задолженности по соответствующему договору, подлежит возврату уплатившему налог налоговому агенту. Возврат налоговый агент осуществляет самостоятельно за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату (п. 10 ст. 175 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
Напомним, что налоговые агенты подоходный налог не исчисляют с сумм:
– займов и кредитов, выданных белорусскими организациями и (или) белорусскими индивидуальными предпринимателями на строительство или приобретение индивидуальных жилых домов или квартир лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местных исполнительных и распорядительных органах, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае, если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами;
– займов и кредитов, выданных белорусскими организациями и (или) белорусскими индивидуальными предпринимателями на оплату стоимости обучения в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования физическим лицам, имеющим право на получение социального налогового вычета, предусмотренного подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК.
Таким образом, при выдаче физическому лицу займа на приобретение или строительство офисного помещения у организации как у налогового агента возникает обязанность по исчислению и уплате в бюджет подоходного налога с физических лиц.
2 (312). Организация направляет сотрудника в командировку в Польшу для участия в международной научной конференции, целью участия в которой является обмен опытом. Регистрационный взнос для участия в конференции можно оплатить 2 способами: организация оплачивает его по безналичному расчету либо сотрудник сам оплачивает взнос по приезде на конференцию, а организация затем возмещает ему понесенные расходы.
Подлежит ли обложению подоходным налогом с физических лиц регистрационный взнос для участия в конференции?
Не подлежит.
Освобождают от подоходного налога с физических лиц доходы, связанные с выполнением плательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов) (подп. 1.3 п. 1 ст. 163 НК).
При служебных командировках наниматель обязан выдать аванс и возместить работнику расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно, по найму жилого помещения, за проживание вне места постоянного жительства (суточные), иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы (ст. 95 Трудового кодекса РБ).
Регистрационный взнос за участие в международной научной конференции включают в состав иных расходов, которые наниматель должен возместить работнику при служебной командировке.
Таким образом, сумма оплаченного организацией либо возмещенного работнику взноса за участие в международной научной конференции обложению подоходным налогом с физических лиц не подлежит.
3 (313). Организация применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) без уплаты НДС и выполняет строительные работы. Часть строительных работ осуществляет индивидуальный предприниматель (ИП), с которым заключен договор субподряда на выполнение работ по отделке фасада здания.
Включает ли организация в налогооблагаемую базу при исчислении УСН выручку, которую затем перечисляет ИП за выполненные им работы?
Не включает, если с ИП заключен договор субподряда.
Отделочные работы классифицируют в соответствующих подклассах группы 454 разд. 45 "Строительство" (Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 "Виды экономической деятельности", утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65).
Налоговой базой налога при УСН признают валовую выручку, определяемую как сумму выручки, полученной за отчетный период организациями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализационных доходов.
При выполнении проектных и строительных работ в выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей определения налоговой базы и валовой выручки при УСН включают сумму, полученную за выполнение работ собственными силами (п. 2 ст. 288 НК).
Таким образом, если ИП выступает в роли субподрядчика, то причитающаяся ему сумма выручки за объем выполненных им отделочных работ не подлежит включению в налоговую базу у организации-подрядчика.
При привлечении ИП для выполнения строительных работ без заключения договора субподряда указанные работы включают в объем работ, выполняемых организацией, и налогообложение производят исходя из всего объема выручки.
Николай Савельев, экономист
4 (314). Иностранной организации (Австрия), не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Беларуси, принадлежит здание, расположенное на территории Республики Беларусь. Часть этого здания приобретает белорусская бюджетная организация. Источник финансирования этого приобретения – бюджетные средства.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
4.1. Обязана ли бюджетная организация удержать налог с доходов нерезидента и перечислить его в бюджет?
Обязана.
Налогообложение доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающих доходы из источников в Республике Беларусь, регулирует гл. 15 Налогового кодекса РБ (далее – НК).
Указанные иностранные организации признаны плательщиками налога на доходы (ст. 145 НК). Доходы, начисляемые (выплачиваемые) иностранной организации юридическим лицом РБ, в т.ч. от отчуждения недвижимого имущества, находящегося на территории Беларуси, законодательством отнесены к доходам от источников в республике (п. 3 ст. 146, подп. 1.11.1 п. 1 ст. 146 НК).
Бюджетную организацию признают юридическим лицом РБ (подп. 1.4 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса РБ (далее – БК), п. 2 ст. 13 НК).
Справочно: бюджетная организация – организация, созданная (образованная) Президентом, государственными органами, в т.ч. местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Такая организация:
– финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы;
– ведет бухгалтерский учет в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций (либо ведет учет активов и обязательств в соответствии с законодательством для государственных органов, имеющих воинские формирования, воинские части и организации, а также подчиненных этим органам воинских частей и организаций) (подп. 1.4 п. 1 ст. 2 БК).
Таким образом, доходы, начисляемые белорусской бюджетной организацией иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство, за приобретаемое у последней части здания, находящегося в Беларуси, признают доходами от источников в Республике Беларусь, и, следовательно, они подлежат налогообложению.
Бюджетная организация при начислении (выплате) доходов иностранной организации обязана исполнить обязанности налогового агента:
– исчислить налог на доходы, удержать его и перечислить в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог на доходы должен быть исчислен из средств иностранной компании. Ставка налогообложения этих доходов – 15 % (ст. 149 НК);
– представить налоговому органу по месту своей постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы в установленный срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 23, пп. 3, 5 ст. 150 НК).
4.2. Каков порядок уплаты налога на доходы?
Налоговый период налога на доходы – это календарный месяц, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы.
Дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы НК определена как приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации дохода (платежа) (ст. 148 НК).
Справочно: днем начисления дохода (платежа) иностранной организации признают наиболее раннюю из следующих дат:
– дату отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выполнения иностранной организацией работ, оказания услуг, приобретения у иностранной организации недвижимого имущества, приобретения предприятия как имущественного комплекса (его части), принадлежащего иностранной организации, приобретения доли (пая, акций), принадлежащей иностранной организации как участнику организации, либо ее части;
– дату отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) обязательств перед иностранной организацией по выплате доходов в виде дивидендов, доходов от долговых обязательств, роялти, операций по реализации (погашению) ценных бумаг (кроме акций), реализации товаров на условиях договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;
– дату отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации (факта осуществления платежа, передачи имущества, имущественных прав, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета).
Бюджетной организации по доходу, выплаченному иностранной организации за отчуждение недвижимого имущества, следует исходить из наиболее ранней даты:
– либо даты отражения в бухгалтерском учете факта приобретения у иностранной организации недвижимого имущества;
– либо даты отражения в бухгалтерском учете факта выплаты дохода иностранной организации.
Таким образом, бюджетной организации необходимо представить в налоговый орган по месту постановки этой организации на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы иностранной организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло начисление дохода нерезиденту, и не позднее 22-го числа этого же месяца перечислить налог в бюджет.
4.3. Как следует определить базу для расчета налога на доходы?
Налоговая база по налогу на доходы определена в ст. 147 НК как общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат.
При отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Беларуси, из полной суммы дохода вычитают сумму затрат, понесенных на приобретение, строительство недвижимого имущества, за вычетом амортизационных отчислений,произведенных в соответствии с законодательством, с учетом переоценки, проводимой согласно законодательству (подп. 1.1.4 п. 1 ст. 147 НК).
Если иностранная организация (Австрия) представит бюджетной организации документально подтвержденные данные о своих затратах по проданной части здания к дате начисления (выплаты) бюджетной организацией (в нашем случае она налоговый агент) доходов, то эти затраты будут учтены при исчислении налога на доходы (п. 2 ст. 147 НК).
4.4. Какими документами должны быть подтверждены расходы, понесенные иностранной организацией?
В существующих нормативных правовых актах по налогообложению не указаны конкретно те документы, в соответствии с которыми можно осуществить такие вычеты, так же, как и порядок оформления и представления таких документов в белорусский налоговый орган.
В более ранних нормативных правовых актах налоговых органов оговаривалось, что документами, подтверждающими затраты по сделке, признают:
– договоры (контракты), выражающие содержание сделки, по которой осуществлены затраты;
– первичные учетные документы, подтверждающие исполнение сделки и понесенные при этом затраты.
Ориентиром для определения состава документов, подтверждающих совершение сделки, может послужить постановление Совета Министров РБ от 02.11.2007 № 1578 (далее – постановление № 1578). Этим постановлением утвержден перечень административных процедур, осуществляемых Государственным комитетом по имуществу и подчиненными ему организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – Перечень). В настоящее время в Перечне перечислено 83 административные процедуры различного содержания. Перечень содержит графу "перечень документов и сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган для осуществления административной процедуры".
Так, например, в п. 13 Перечня перечислены необходимые документы и сведения при регистрации административной процедуры возникновения прав на эксплуатируемое капитальное строение, изолированное помещение, построенные юридическими лицами негосударственной формы собственности (включая иностранные юридические лица).
Среди них – справка о балансовой принадлежности и стоимости объекта недвижимого имущества; документ, подтверждающий, что строительство капитального строения либо изолированного помещения осуществлялось за счет собственных или заемных средств; выписка из торгового реестра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации и др.
Документы и сведения, требуемые при государственной регистрации договора купли-продажи капитального строения, либо изолированного помещения, либо незавершенного законсервированного капитального строения, перечислены в п. 50 Перечня.
В число перечисленных в п. 50 Перечня документов входят договор купли-продажи вышеназванных строений; передаточный акт или иной документ о передаче недвижимого имущества; регистрационное удостоверение на объект недвижимого имущества или письмо с указанием причины невозможности представления такого регистрационного удостоверения; документ, подтверждающий согласие собственника капитального строения на его отчуждение; выписка из торгового реестра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации и др.
В постановлении № 1578 есть ссылки на то, каким образом должны быть оформлены документы, представляемые в уполномоченный орган для осуществления той или иной административной процедуры.
Перечисленные в указанных пунктах Перечня документы содержат информацию о лицах, участвующих в сделках, их полномочия и идентификационные сведения о них, а также отражают содержание происходящих операций с недвижимым имуществом.
По мнению автора, к этим перечисленным документам и сведениям при совершении сделок купли-продажи капитальных строений для подтверждения понесеных затрат следует приложить платежные инструкции или иные документы, подтверждающие проведение расчетов между участниками сделки.
4.5. Предоставляет ли более льготный режим налогообложения таких доходов Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, подписанное в г. Минске 16 мая 2001 г.?
В изложенной ситуации – нет.
Если нормами международных договоров РБ установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены НК и иными законодательными актами РБ, то следует применять нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права (п. 2 ст. 5 НК). Обратимся к нормам Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, подписанного в г. Минске 16 мая 2001 г. (далее – Соглашение).
Доходы, которые получает резидент одного договаривающегося государства от отчуждения недвижимого имущества, о котором говорится в ст. 6 Соглашения и которое расположено в другом договаривающемся государстве, могут облагаться в этом другом договаривающемся государстве (п. 1 ст. 13 Соглашения).
В Соглашении термин "недвижимое имущество" имеет то значение, которое он имеет по законодательству договаривающегося государства, где расположено это имущество (п. 2 ст. 6).
Здание, расположенное в Беларуси, относят к недвижимому имуществу (ст. 130 Гражданского кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК)).
В контексте Соглашения фраза "может облагаться" означает, что первоначальное право налогообложения доходов от продажи недвижимого имущества, расположенного в Беларуси, принадлежит Республике Беларусь. Налогообложение происходит в соответствии с законодательством РБ.
Таким образом, доходы от продажи части здания, принадлежащего австрийской организации и расположенного в Беларуси, следует облагать в республике по ставке 15 %. Иными словами, международное соглашение не предоставляет более льготного режима налогообложения таких доходов.
Татьяна Филатова, экономист
5 (315). Организация для осуществления деятельности передала своему филиалу здание. Филиал организации 20 января 2011 г. представил в налоговую инспекцию декларацию (расчет) по налогу на недвижимость за 2011 г. и 21 января 2011 г. уплатил в бюджет 1/4 годовой суммы налога на недвижимость.
30 января 2011 г. организация закрыла свой филиал, исполняющий налоговые обязательства юридического лица, в т.ч. по уплате налога на недвижимость.
Здание организация начала использовать со 2-го месяца I квартала 2011 г.
За какой период филиал должен был отнести налог на недвижимость себе на затраты, учитываемые при налогообложении?
За I квартал.
Хотя филиал не позднее 20 января 2011 г. исчислил сумму налога на недвижимость за весь 2011 г., на свои затраты он может отнести налог на недвижимость только за тот период, когда он исполнял обязанности по уплате налога*, т.е. за I квартал.
_____________________
* См. письмо МНС РБ от 14.05.2011 № 2-2-11/10257 "Об отдельных вопросах налогообложения по земельному налогу и налогу на недвижимость" (ГБ, 2011, № 22, с. 34–36).
Организация по этому зданию может включить в собственные затраты, учитываемые при налогообложении, налог на недвижимость за II–IV кварталы 2011 г.
Наталья Рощина, экономист
учет основных средств
6 (316). Какую информацию необходимо указывать в строке "Государственная регистрация права на недвижимое имущество" акта о приеме-передаче основных средств"?
Строку "Государственная регистрация права на недвижимое имущество" акта о приеме-передаче основных средств следует заполнять в случаях, когда объект основных средств является недвижимым имуществом (п. 4 Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 22.04.2011 № 23).
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относят земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения (ст. 130 ГК).
К недвижимым вещам также приравнивают предприятие в целом как имущественный комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания "река – море", космические объекты. Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признают движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев,определенных законодательством.
Закон РБ от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" устанавливает правила государственной регистрации в отношении следующих видов объектов недвижимого имущества:
– земельные участки;
– капитальные строения (здания, сооружения);
– незавершенные законсервированные капитальные строения;
– изолированные помещения, в т.ч. жилые;
– предприятия как имущественные комплексы;
– другие виды недвижимого имущества в случаях, установленных законодательными актами РБ.
Применительно к заполнению данной строки необходимо учитывать, что объект должен относиться к категории "недвижимое имущество" и соответствовать определению "основное средство". Рассматривая вышеперечисленный список,следует учитывать, что согласно п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.12.2001 № 118, земля не относится к категории "основные средства".
Таким образом, в данной строке указанию подлежит дата государственной регистрации при приеме-передаче капитальных строений (зданий, сооружений); незавершенных законсервированных капитальных строений и других видов недвижимого имущества в случаях, когда недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.
Наталья Канус, консультант главного управлениярегулирования бухгалтерского учета,отчетности и аудита Минфина РБ
Татьяна Сукристик, аудитор
валютное законодательство
7 (317). В учете коммерческой организации числится кредиторская задолженность по кредитам банков в иностранной валюте. В мае 2011 г. при изменении курса Нацбанка она переоценивалась на основании выписок банка с отражением по дебету счета 92 "Внереализационные доходы и расходы" в корреспонденции с кредитом счета 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам".
Имела ли право организация для переоценки кредиторской задолженности перед банками по кредитам применить постановление Совета Министров РБ от 03.06.2011 № 704 "О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – постановление № 704) в случаях погашения кредита 24 и 28 мая 2011 г. или непогашения кредита в течение мая?
Постановление № 704 можно применять с 27 мая 2011 г.
Коммерческие организации вправе относить разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте по кредиторской задолженности по кредитам, займам и процентам по ним на расходы (доходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы) в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г. (п. 2 постановления № 704).
Напомним, что переоценку имущества (денежные средства на валютных счетах в банках, в кассах организаций, в пути) и обязательств (дебиторская задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками за товары, работы, услуги; с работниками организации по подотчетным суммам; по расчетам с другими дебиторами; кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками за товары, работы, услуги; с работниками организации по подотчетным суммам; по кредитам банков; займам других организаций; по расчетам с другими кредиторами) в иностранной валюте организации производят при изменении Нацбанком курсов иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период (подп. 1.1 п. 1 Декрета Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Декрет № 15)).
Справочно:
– дата совершения хозяйственной операции – дата принятия к бухгалтерскому учету активов и обязательств, которые являются результатом этой операции в соответствии с законодательством РБ или договором;
– дата составления бухгалтерской отчетности за отчетный период – последний календарный день в отчетном периоде (см. Инструкцию по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденную постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199).
Пункт 2 постановления № 704 вступил в силу с 27 мая 2011 г., поэтому организация имеет право применить его нормы в следующих случаях:
– при погашении кредита 28 мая 2011 г. и на отчетную дату – 31 мая 2011 г. и в последующем при погашении кредита или на последующие отчетные даты;
– при проведении переоценки кредиторской задолженности перед банками на отчетную дату – 31 мая 2011 г. по кредитам банков, по которым в течение мая не происходило погашение задолженности с даты предыдущей переоценки на отчетную дату (30 апреля 2011 г.). Суммы переоценок, производимых в течение мая на основании выписок банка, организации необходимо сторнировать в соответствии с Инструкцией о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2005 № 83.
Если по кредиторской задолженности перед банками по кредитам в течение месяца задолженность погашалась до вступления в силу постановления № 704 (например, 24 мая 2011 г.), переоценку, произведенную на дату совершения хозяйственной операции – 24 мая – следовало производить в соответствии с нормами Декрета № 15.
8 (318). В связи с принятием постановления № 704 имеет ли право коммерческая организация списывать курсовые разницы по кредиторский задолженности перед поставщиками за сырье, материалы в состав расходов будущих периодов с дальнейшим списанием (не позднее 31 декабря 2014 г.) за счет средств фонда переоценки?
Не имеет.
Коммерческие организации вправе относить разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте (п. 2 постановления № 704):
– по дебиторской задолженности за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги, по авансам, выданным поставщикам и подрядчикам на приобретение сырья, материалов, товаров, работ, – на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы) в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.;
– по кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также по кредитам, займам и процентам по ним, авансам, полученным от покупателей и заказчиков, – на расходы (доходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы) в порядке и сроки, определенные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.
Таким образом, постановление № 704 не позволяет списывать курсовые разницы за счет средств фонда переоценки.
Справочно: возможность списывать курсовые разницы за счет средств фонда переоценки предусмотрена подп. 1.6 п. 1 Декрета № 15 в отношении остатков курсовых разниц, числящихся на 1 января 2010 г. в составе расходов будущих периодов.
9 (319). Организация получила аванс в иностранной валюте за продаваемую продукцию.
Имеет ли право организация применить постановление № 704 при проведении переоценки кредиторской задолженности по полученному авансу?
Коммерческие организации вправе относить разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте по кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также по кредитам, займам и процентам по ним, авансам, полученным от покупателей и заказчиков, на расходы (доходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы) в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г. (п. 2 постановления № 704).
Таким образом, организация имеет право применить постановление № 704 при проведении переоценки кредиторской задолженности по полученному авансу от покупателя.
В учете следует отразить:
Д-т (К-т) 97 – К-т (Д-т) 62
– на сумму курсовых разниц, полученных при переоценке аванса;
Д-т (К-т) 92 – К-т (Д-т) 97
– в порядке и сроки, определенные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.
Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
таможенное законодательство
10 (320). Белорусская организация на протяжении последних 5 лет активно участвует во внешнеэкономической деятельности. За период ее работы образовалась немалая сумма "переплат" таможенных платежей по платежным поручениям. Она намерена использовать их в счет уплаты будущих таможенных платежей.
Какие сроки и ограничения предусмотрены законодательством при осуществлении такого зачета?
Одной из форм уплаты таможенных платежей является зачет в счет предстоящих таможенных платежей излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей (ст. 84 ТК ТС и ст. 254 ТК). При применении этой формы уплаты необходимо учитывать следующее.
Во-первых, рассматриваемый зачет может быть произведен не позднее 3 лет со дня уплаты сумм таможенных платежей, которые плательщик намерен зачесть. Данное ограничение предусмотрено ст. 60 и 61 НК.
Для целей исчисления такого срока датой уплаты таможенных платежей в безналичном порядке признают:
– день сдачи плательщиком платежного поручения банку на перечисление причитающихся сумм таможенных платежей при наличии на его счете средств, достаточных для исполнения этого платежного поручения в полном объеме;
– день исполнения банком платежного поручения плательщика на перечисление причитающихся сумм таможенных платежей, ранее не исполненного по причине отсутствия на счете плательщика средств, достаточных для исполнения данного платежного поручения в полном объеме (ст. 254 ТК).
При уплате таможенных платежей путем зачета излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей в качестве заявления плательщика на зачет рассматривают таможенную декларацию или иной таможенный документ, используемый для отражения сумм таможенных платежей, процентов (постановление ГТК РБ от 24.01.2007 № 11 "О некоторых вопросах, связанных со взиманием таможенных платежей, процентов"). Соответственно дату принятия таможенным органом декларации на товары или иного документа, отражающего намерение плательщика произвести зачет излишне уплаченных сумм таможенных платежей, нужно считать датой подачи заявления на рассматриваемый зачет. Исходя из такой даты надо учитывать вышеуказанный 3-летний срок.
Например, излишняя уплата таможенной пошлины произведена 25 мая 2009 г. Для зачета суммы такой пошлины декларация на товары (с отражением сведений о зачете) должна быть принята таможенным органом не позднее 25 мая 2012 г.
Во-вторых, не допускается зачет ввозных таможенных пошлин в счет уплаты иных видов таможенных платежей, т.е. вывозных таможенных пошлин, акцизов, НДС и таможенных сборов. Такое ограничение распространяется на суммы ввозных таможенных пошлин, обязанность уплаты которых наступила с 1 сентября 2010 г.
К примеру, организация не сможет зачесть в счет уплаты НДС суммы ввозных таможенных пошлин, излишне уплаченные по таможенным декларациям, принятым таможенными органами 1 сентября 2010 г. и позже.
В-третьих, не допускается зачет в счет ввозных таможенных пошлин сумм таможенных сборов, вывозных таможенных пошлин, НДС и акцизов, уплаченных по платежным документам с 1 марта 2011 г.
К примеру, организация не сможет зачесть в счет уплаты ввозной таможенной пошлины сумму НДС, излишне уплаченную с 1 марта 2011 г. Суммы НДС, уплаченные до указанной даты, такому зачету подлежат.
Второе и третье из вышерассмотренных ограничений установлены Соглашением об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010.
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела
11 (321). Организация, занимающаяся международными перевозками, хотела бы приобрести статус таможенного перевозчика.
Какие требования к данной категории лиц предъявляет законодательство таможенного союза?
Таможенным перевозчиком может быть только юридическое лицо, отвечающее условиям, установленным Таможенным кодексом таможенного союза (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК ТС), и только после включения в реестр таможенных перевозчиков (а не после выдачи соответствующей лицензии, как это было до вступления в силу ТК ТС).
Организация, которая хочет приобрести статус таможенного перевозчика, должна:
1) осуществлять деятельность по перевозке грузов не менее 2 лет на день обращения в таможенный орган;
2) иметь специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в области автомобильного транспорта (если для соответствующих перевозок такое разрешение нужно);
3) иметь в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемые для перевозки товаров транспортные средства, в т.ч. транспортные средства, пригодные для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;
4) не иметь на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
5) не иметь фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств – членов таможенного союза;
6) соответствовать иным требованиям и соблюдать иные условия, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза;
7) предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 200 000 евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, на день внесения такого обеспечения.
ТК ТС предусматривает следующие способы предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов:
– поручительство;
– залог имущества;
– банковская гарантия;
– внесение денежных средств на счет таможенного органа.
Отметим, что поручительство – наиболее привычная форма для транспортных организаций Беларуси.
В настоящее время на практике поручительство традиционно имеет форму договора между банком и таможенным органом, в зоне оперативной деятельности которого расположен таможенный перевозчик (зоны оперативной деятельности таможенных органов установлены постановлением Совета Министров РБ от 01.06.2007 № 742).
12 (322). Какие документы, куда и в каком порядке необходимо представить для получения статуса таможенного перевозчика?
ТК ТС содержит отсылочную норму о том, что порядок включения заинтересованных лиц в реестр таможенных перевозчиков должен быть закреплен в национальном законодательстве РБ.
В Республике Беларусь такой порядок содержит Положение об осуществлении деятельности в сфере таможенного дела, утвержденное Указом Президента РБ от 18.07.2011 № 319 (далее – Положение).
Для включения в реестр таможенных перевозчиков заинтересованное лицо обязано представить следующие документы:
1) заявление по установленной форме (приложение 1 к Положению).
Заявление в обязательном порядке должно быть подписано руководителем юридического лица и заверено печатью;
2) копии учредительных документов заинтересованного лица и документов, подтверждающих государственную регистрацию заинтересованного лица, заверенные заинтересованным лицом (устав с имеющимися изменениями и дополнениями, учредительный договор – для заинтересованных лиц, действующих только на основании учредительных договоров, с имеющимися изменениями и дополнениями, свидетельство о государственной регистрации), а в случае реорганизации – заверенные заинтересованным лицом копии указанных документов, свидетельствующие о реорганизации ранее действовавшего лица.
Копии указанных документов должны быть заверены соискателем статуса таможенного перевозчика;
3) документы, подтверждающие осуществление деятельности по перевозке не менее 2 лет.
В качестве таких документов могут быть представлены выписка из лицевого счета, заверенная банком, в котором обслуживается заинтересованное лицо, с указанием услуг по перевозке или аудиторское заключение о финансово-хозяйственной деятельности и др.;
4) документы, подтверждающие нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в т.ч. транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;
5) список транспортных средств, которые предполагается использовать при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика, с указанием их регистрационных номеров и (или) номеров свидетельств о допущении транспортного средства к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами;
6) договор с разработчиками информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения на их сопровождение, а также документ, подтверждающий соответствие программного обеспечения требованиям, установленным законодательством РБ.
Все вышеперечисленные документы по выбору заявителя должны быть представлены в виде:
– оригиналов;
– нотариально заверенных копий;
– копий, заверенных заинтересованным лицом.
Напомним, что только в отношении учредительных документов отдельно указано, что их представляют в виде копий, заверенных соискателем статуса таможенного перевозчика.
Все указанные документы подаются в ГТК и рассматриваются в месячный срок.
Марина Романова, специалист таможенного дела, юрист
организация деятельности субъектов хозяйствования
13 (323). В августе 2011 г. в организации состоится плановая налоговая проверка. В организации не было проверок более 7 лет, в июне 2011 г. проведена аудиторская проверка, в ходе которой выявлено, что частично утеряны бухгалтерские документы за 2007 г. Так, отсутствуют авансовые отчеты и документы, подтверждающие командировочные расходы. При этом в бухгалтерском и налоговом учете данные затраты учтены. С командированными работниками расчет в белорусских рублях произведен полностью.
Какие последствия для предприятия влечет указанная ситуация?
Необходимо сдать уточненные декларации и уплатить доначисленные налоги (сборы) и пени.
Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, установленных Законом РБ от 06.10.1994 № 3277-XII "О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь" (ст. 16 Закона). В данном случае организация должна была хранить первичные учетные документы за период деятельности, который не подвергался налоговой проверке. Отражение хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета производят на основании информации, содержащейся в первичных учетных документах. Первичный учетный документ – документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции, составленный в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения. При отсутствии первичного учетного документа произведенные в бухгалтерском учете записи являются необоснованными.
Напомним, что в 2007 г. затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, следовало определять на основании документов бухгалтерского и налогового учета (ст. 3 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" в редакции, действовавшей в 2007 г.).
Отсутствие таких документов означает, что при исчислении облагаемой налогом прибыли в 2007 г. организацией завышены затраты, учитываемые при налогообложении.
В случае если в состав налоговых вычетов по НДС со ссылкой на отсутствующие документы приняты суммы налога, то эти операции в бухгалтерском учете отражены также необоснованно. В 2007 г. налоговые вычеты производились также на основании первичных учетных и расчетных документов (ст. 16 Закона РБ от 19.12.1991 № 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" в редакции, действовавшей в 2007 г.).
Справочно: данная норма действует и в настоящее время. Так, налоговые вычеты производят на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 107 НК).
Кроме того, в данном случае имеет место получение дохода физическим лицом – работником, которому выплачивались наличные денежные средства в качестве возмещения командировочных расходов. При наличии первичных документов, подтверждающих такой характер расходов, данные доходы физического лица не облагают подоходным налогом. Однако, если указанные документы отсутствуют, полученные физическим лицом денежные средства нужно рассматривать на предмет возникновения дохода, облагаемого подоходным налогом.
Таким образом, в данном случае имеют место занижение облагаемой налогом прибыли и наличие дохода физического лица, завышение вычетов по НДС и соответственно недоначисление налога на прибыль, подоходного налога, НДС, целевых сборов, подлежащих уплате в бюджет.
По результатам аудиторской проверки предприятием до начала налоговой проверки могут быть сданы уточненные налоговые декларации по соответствующим налогам и налоговым периодам и произведена уплата налогов. Уточненные таким образом суммы налогов за 2007 г. будут учтены в ходе налоговой проверки. Поскольку налоги будут уплачены позже установленных налоговым законодательством сроков, организации необходимо уплатить пени.
Справочно: пени начисляют за каждый календарный день просрочки, включая день уплаты (взыскания), в течение всего срока исполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, сбора (п. 3 ст. 52 НК).
В указанном случае неуплата суммы налога, сбора не будет являться административным правонарушением, если организация произведет вышеуказанные действия до проверки (ч. 2ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
14 (324). Ситуация изложена в предыдущем вопросе.
Организация не представила до начала проверки в налоговый орган уточненные налоговые декларации.
Какие последствия для организации влечет указанная ситуация?
Необходимо доплатить доначисленные налоги и пени.
Если организация до начала налоговой проверки не сдала по каким-то причинам уточненные декларации и не уплатила причитающиеся суммы налогов и сборов, доначисленные суммы налогов и сборов будут предъявлены ей по результатам налоговой проверки.
Установленные в ходе налоговой проверки факты неуплаты (неполной уплаты) суммы налога, сбора влекут применение административной ответственности по ст. 13.6 КоАП к юридическим и должностным лицам. Причем размер штрафа для должностного лица определяют в зависимости от процента доначисленной суммы к общей сумме исчисленных налогов, сборов. Однако со дня совершения организацией административного правонарушения (неполной уплаты суммы налога, сбора) прошло более 3 лет. В этом случае ни к организации, ни к ее должностным лицам не будет применена административная ответственность по ст. 13.6 КоАП. Данная норма определена п. 4 ч. 1 ст. 7.6 КоАП.
Вопрос соблюдения законодательства о бухгалтерском учете в ходе налоговой проверки 2011 г. может быть рассмотрен только за период с 2008 г. (п. 13 Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь"). Соответственно за нарушение в 2007 г. порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, административная ответственность также не будет применена.
Справочно: уничтожение должностным лицом юридического лица бухгалтерских документов (документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, до истечения установленных сроков их хранения либо их сокрытие влекут наложение штрафа в размере от 10 до 100 базовых величин (БВ) (ч. 2 ст. 12.1 КоАП).
Нарушение должностным лицом юридического лица правил хранения бухгалтерских документов (документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 35 БВ (ч. 3 ст. 12.1 КоАП).
Также по результатам налоговой проверки организации будут предъявлены к уплате суммы пени, начисленной за исполнение налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством.
Светлана Новик, экономист