– Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 Налогового кодекса РБ (далее – НК)). Перечень затрат, неучитываемых при налогообложении, определен в ст. 131 НК. В этом перечне расходы, связанные с приобретением и эксплуатацией как форменной, так фирменной одежды, не указаны. Следовательно, их можно включать в затраты, учитываемые при налогообложении.
Специалист МНС:
– Считаем, что в числе затрат, учитываемых при налогообложении, допустимо учитывать расходы по выдаче фирменной одежды (при обосновании такой выдачи). Расходы, связанные с эксплуатацией (износ, стирка, ремонт) такой одежды, также следует учитывать при налогообложении прибыли.
Олег Иванович, аудитор:
– Фирменная одежда – это одежда, свидетельствующая о принадлежности работника к данной организации, имеющая единый фасон, соответствующие знаки отличия и элементы корпоративной атрибутики, как правило, выдержанная в одной цветовой гамме. Использование такой одежды должно быть обусловлено требованиями локальных актов организации, например положением об обеспечении сотрудников фирменной одеждой. В нем следует указать перечень фирменной одежды, ее описание, нормы и порядок выдачи, порядок сдачи при увольнении и др. Соблюдение таких требований позволит организации относить понесенные расходы на приобретение на затраты по производству продукции (работ, услуг) в целях бухучета.
Анна Сергеевна, бухгалтер:
– В нашей организации практикуется выдача работникам так называемой фирменной одежды. Очень жаль, что нет четкого определения такой категории, как "фирменная одежда", и не регламентирована норма по включению расходов на ее приобретение в затраты, учитываемые при налогообложении. Полагаясь на свое суждение, мы оформили положение об обеспечении работников фирменной одежной, издали приказ о ее выдаче. Считаю, что стоимость фирменной одежды, выданной работникам организации, следует относить на затраты как в целях бухучета, так и при налогообложении. Такой подход, на мой взгляд, увязан с порядком заполнения формы государственной статистической отчетности 4-ф (затраты) "Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)", в разд. 2 которого следует показывать расходы на форменную и фирменную одежду как затраты на оплату труда.