НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1 (251). Коммерческая организация зарегистрирована и располагается в г. Кобрине. Она арендует несколько помещений на 2-м этаже и одно помещение на 3-м этаже одного здания. В июне 2012 г. она приняла решение о выделении в ее составе обособленного подразделения (филиала) с отдельным счетом и отдельным балансом с тем, чтобы по его деятельности исчислять налоги отдельно от самой организации и при этом применять льготы, установленные подп. 1.2 п. 1 Декрета Президента РБ от 07.05.2012 № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности" (далее – Декрет № 6). Утверждено Положение о филиале, в котором местом его нахождения определено помещение, располагающееся на 3-м этаже здания. После открытия отдельного счета в банке и определения в учетной политике, что филиал выделяется на отдельный баланс, организация предприняла попытку поставить его на учет в налоговом органе с присвоением отдельного учетного номера плательщика (УНП). Однако в постановке филиала на учет налоговый орган отказал, указав, что для этого филиал должен находиться по отдельному адресу, а лучше всего – в другом населенном пункте.
Правомерен ли такой отказ?
Нет, если организацией выполнены определенные действия.
Действительно, Декрет № 6 предоставил коммерческим организациям республики право на применение ряда налоговых льгот в течение 7 календарных лет со дня принятия ими в установленном порядке решения о создании на территории средних, малых городских поселений, сельской местности обособленного подразделения (подп. 1.2 п. 1 Декрета № 6). Исходя из определения обособленного подразделения, данного в Декрете № 6, коммерческая организация:
– во-первых, должна иметь в наличии обособленное подразделение (филиал) как таковое;
– во-вторых, у ее обособленного подразделения (филиала) должны быть отдельные баланс и счет;
– в-третьих, обособленное подразделение (филиал) должно осуществлять деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Справочно: подразделения юридических лиц РБ, которые имеют отдельный баланс и которым для совершения операций головной организацией открыт банковский счет с предоставлением должностным лицам данных обособленных подразделений права распоряжаться денежными средствами на счете, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено Налоговым кодексом РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК) либо Президентом (п. 3 ст. 13 НК). При этом они подлежат постановке на учет в налоговом органе с присвоением им отдельного УНП (ст. 65 НК).
В данном вопросе ключевым является определение того, появляется ли обособленное подразделение как таковое.
Из НК следует, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей права, определенные в нем, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено НК (п. 2 ст. 1 НК). Так как в Декрете № 6 аналогичной нормы нет, обратимся к Гражданскому кодексу РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК), где содержится определение обособленно-го подразделения. В ст. 51 ГК предусмотрена возможность создания юридическим лицом 2 видов обособленных подразделений: филиалов и представительств. При этом:
– представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия;
– филиалом считается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства.
Теперь возникает следующий вопрос: что такое "место нахождения" юридического лица?
Данное определение содержат пп. 2 и 3 ст. 50 ГК. Так, место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. При этом место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах (как правило, в уставе).
Как видим, ГК позволяет определить место нахождения, "сузив" его не только до населенного пункта, но и до конкретного номера дома и даже помещения в доме (например, комната (офис) № …). Подразделение, находящееся территориально за пределами указанного в учредительных документах места нахождения юридического лица, находится вне места нахождения юридического лица и, следовательно, может рассматриваться в качестве обособленного.
Таким образом, если в учредительных документах юридического лица место его нахождения конкретизировано вплоть до определенного помещения в здании, то подразделение, находящееся вне этого помещения, может считаться обособленным.
Глеб Ростоцкий, юрист
2 (252). У работника предприятия жена с 2011 г. обучается платно в вузе РБ (получает первое высшее образование). С февраля 2012 г. она находится в декретном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Имеет ли право работник предприятия на получение социального налогового вычета по суммам оплаты за учебу супруги?
Имеет.
Физическое лицо, обучающееся в учреждении образования РБ и получающее, в частности, первое высшее образование, вправе получить социальный налоговый вычет на обучение в размере расходов, фактически направленных им на оплату своего обучения в таком учреждении образования (подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК).
Вычету подлежат также суммы, уплаченные физическим лицом за обучение лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства. К таким лицам относятся, в частности, супруги.
Справочно: к лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в т.ч. усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги (подп. 2.1 п. 2 ст. 153 НК).
Следовательно, если работник оплачивает обучение своей супруги в учебном заведении РБ, то при подаче нанимателю по месту основной работы документов, установленных п. 3 ст. 165 НК, он вправе получить социальный налоговый вычет в размере таких расходов.
Справочно: такими документами являются:
1) копия договора, заключенного с учреждением образования РБ, об оказании образовательных услуг на платной основе;
2) справка (ее копия) учреждения образования РБ, подтверждающая, что супруга работника является либо являлась студентом данного учреждения образования и получает либо получала первое высшее образование, с указанием периода обучения;
3) документы, подтверждающие фактическую оплату образовательных услуг;
4) копия свидетельства о браке, подтверждающая степень близкого родства (п. 3 ст. 165 НК).
Николай Савельев, экономист
3 (253). Организация применяет упрощенную систему налогообложения (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – УСН). В связи с ликвидацией кредитора она списывает кредиторскую задолженность.
Следует ли включать в состав налоговой базы при исчислении налога при УСН сумму такой кредиторской задолженности?
Следует.
Суммы кредиторской задолженности при ликвидации кредитора включают в налоговую базу при исчислении налога при УСН. Поясним такой вывод.
Налоговую базу налога при УСН организации определяют как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой в целях применения УСН признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
К внереализационным доходам относят доходы, включаемые в соответствии с НК в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц, кроме указанных в подп. 3.17 п. 3 ст. 128, подп. 6.2 п. 6 ст. 176 НК (п. 2 ст. 288 НК).
Справочно: в подп. 3.17 п. 3 ст. 128 НК указаны положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, определяемые в порядке, установленном законодательством; в подп. 6.2 п. 6 ст. 176 НК – положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества, стоимость которого выражена в иностранной валюте, определяемые в порядке, установленном законодательством.
В состав внереализационных доходов, в частности, организации обязаны включить суммы кредиторской задолженности при ликвидации кредитора. Такие доходы необходимо отражать в том налоговом периоде, в котором плательщику стало известно об исключении кредитора из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) о факте смерти физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (подп. 3.10-2 п. 3 ст. 128 НК).
Следовательно, суммы кредиторской задолженности при ликвидации кредитора организация обязана включать в налоговую базу при исчислении налога при УСН.
4 (254). Организация применяет УСН без уплаты НДС. Она выполнила ремонтные работы в Российской Федерации. При оплате этих работ российский заказчик в качестве налогового агента удержал из суммы оплаты сумму НДС, так как местом реализации этих ремонтных работ признается территория Российской Федерации.
Следует ли организации включать в валовую выручку удержанные в Российской Федерации суммы НДС при исчислении налога при УСН?
Не следует.
Налоговую базу налога при УСН необходимо определять как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой в целях исчисления налога при УСН признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
В валовую выручку не включают суммы НДС, уплачиваемые из выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов в соответствии с НК организациями, применяющими УСН и уплачивающими НДС, а также суммы НДС, уплаченные (удержанные) в иностранных государствах по законодательству этих государств (п. 2 ст. 288 НК).
Таким образом у организаций, применяющих УСН без уплаты НДС, суммы НДС, уплаченные (удержанные) в иностранных государствах в соответствии с законодательством этих государств, также не включаются в валовую выручку.
5 (255). Белорусская организация приобретает консультационные услуги по монтажу оборудования у представительства чешской организации, состоящего на учете в налоговых органах РБ.
Следует ли белорусскому заказчику исчислять НДС при оплате этих услуг?
Применима ли в такой ситуации норма ст. 92 НК?
Заказчик не должен исчислять НДС и не должен применять ст. 92 НК.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).
Значит, в первую очередь надо определить место реализации указанных услуг. Для этого обратимся к норме подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК: местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь.
Положения подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК применяют также в отношении оказания аудиторских, консультационных, маркетинговых, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых (включая предпроектные, проектные услуги, проектно-конструкторские разработки), рекламных услуг, услуг по обработке информации, предоставлению информации, дизайнерских услуг (включая услуги по разработке дизайн-макетов), выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ.
Консультационные услуги – это услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, по управленческим, экономическим, финансовым (в т.ч. налоговым и бухгалтерским) вопросам, а также по вопросам планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом (п. 3 ст. 33 НК).
Поскольку консультационные услуги по монтажу оборудования приобретает белорусская организация, то местом реализации этих услуг будет территория Республики Беларусь.
Норму ст. 92 НК в данном случае организация не должна применять. Эта норма гласит, что при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагается на состоящих на учете в налоговых органах РБ организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (ст. 92 НК).
Так как консультационные услуги по монтажу оборудования оказаны представительством чешской организации, состоящим на учете в налоговых органах РБ, то ст. 92 НК не может быть применена независимо от того, что местом реализации этих услуг признают территорию Беларуси.
При оказании консультационных услуг на территории Республики Беларусь представительством иностранной организации, состоящим на учете в налоговых органах РБ, такое представительство самостоятельно исчисляет сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.
6 (256). Организация самостоятельно выявила неполную уплату налога. Одновременно у нее имеется переплата по налогу.
Как в такой ситуации поступить правомерно и избежать ответственности?
Исходя из того, что неуплата налога выявлена до назначения проверки, предлагаем следующий порядок действий организации.
Ответственность за неполную уплату налога установлена ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП). Не являются административным правонарушением, предусмотренным ч. 1–6 указанной статьи, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если:
– ими внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной проверки, – до составления акта проверки);
– при отсутствии необходимости внесения в налоговую декларацию (расчет) изменений и (или) дополнений – уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до составления акта камеральной проверки (ч. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП).
Зачитывать излишне уплаченные или взысканные суммы налогов, сборов (пошлин), пеней и направлять их в счет погашения задолженности и (или) исполнения предстоящего налогового обязательства допускается в порядке, установленном НК (п. 6 НК). При этом днем уплаты налога, сбора (пошлины), пени плательщиком (иным обязанным лицом) признают день произведенного налоговым органом зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в счет задолженности и (или) в счет исполнения предстоящего налогового обязательства.
Решение о зачете либо об отказе в проведении зачета принимается не позднее 5 рабочих дней со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени (п. 6 ст. 60 НК).
Таким образом, организации необходимо:
– представить налоговую декларацию по налогу, по которому обнаружена его переплата (если такая переплата не отражена в налоговой декларации (расчете));
– обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет с заявлением о проведении зачета.
Форма заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней установлена в приложении 3 к постановлению МНС РБ от 31.01.2012 № 4 "Об установлении форм некоторых документов и внесении дополнений и изменения в постановление Министерства поналогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 99". После проведения налоговым органом зачета налог считается уплаченным. В этом случае неполная уплата налога не считается административным правонарушением и плательщик не подлежит административной ответственности.
Важно! На сумму недоплаченного налога подлежит начислению пеня за период, начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, и заканчивая днем проведения зачета.
Марина Лазарь, юрист
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
7 (257). Организация – резидент РБ заключила импортный внешнеторговый договор с нерезидентом на поставку товара. У резидента открыт с разрешения Нацбанка счет за пределами Республики Беларусь.
Вправе ли резидент заплатить нерезиденту со счета, открытого за пределами Республики Беларусь?
Распространяет ли свое действие на данные правоотношения Указ Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178)?
Резидент вправе заплатить нерезиденту, если разрешение Нацбанка допускает подобные расчеты.
Указ № 178 не распространяется на данную ситуацию.
Субъекты валютных операций – резиденты осуществляют операции по счету, открытому в банке-нерезиденте на основании разрешения Нацбанка в соответствии с режимом счета, определенным в самом разрешении. Сумма иностранной валюты на счете субъекта валютных операций – резидента, открытом в банке-нерезиденте на основании разрешения Нацбанка, превышающая размер, установленный разрешением Нацбанка, подлежит переводу в Республику Беларусь в установленные разрешением сроки (п. 411 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72).
Действие Указа № 178 не распространяется на внешнеторговые операции, расчеты по которым осуществляются через счета резидентов (банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями – через корреспондентские счета), открытые в банках-нерезидентах, в т.ч. счета, на которых отражаются обязательства резидентов перед банками-нерезидентами (подп. 1.2.3 п. 1 Указа № 178).
Денис Сафаревич, юрист
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
8 (258). Возможно ли хранение товара на складах на основании складских свидетельств, квитанций без оформления товарных накладных и иных документов первичного бухгалтерского учета?
Оформление документов первичного бухгалтерского учета необходимо.
Договор хранения, предусматривающий обязанность хранителя принять вещь на хранение, должен быть заключен в письменной форме независимо от состава участников этого договора и стоимости вещи, передаваемой на хранение (ст. 777 ГК). Простая письменная форма договора хранения считается соблюденной в случае выдачи хранителем поклажедателю:
1) сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем;
2) номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приема вещей на хранение предусмотрена законодательством либо обычна для данного вида хранения.
Эти требования к форме договора хранения установлены ГК.
Письменная форма договора складского хранения считается соблюденной, если его заключение и принятие товара на склад удостоверены складским документом (п. 2 ст. 797 ГК).
Перечень таких складских документов определен в ст. 802 ГК:
1) двойное складское свидетельство;
2) простое складское свидетельство;
3) складская квитанция.
Оформление указанных документов при заключении договора хранения не исключает выполнения требования, предусмотренного Законом РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности": при приеме товарно-материальных ценностей хозяйственная операция должна быть оформлена бухгалтерским первичным документом.
Двойное складское свидетельство, простое складское свидетельство, складская квитанция не относятся к таким первичным учетным документам. Основанием для списания товарно-материальных ценностей (далее – товары) у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета служат товарно-транспортная накладная (ТТН-1) и товарная накладная (ТН-2), формы которых утверждены постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192.
Таким образом, при приеме товаров на хранение должны быть оформлены как документы, подтверждающие наличие правоотношений между хранителем и поклажедателем в рамках договора хранения (двойное складское свидетельство, простое складское свидетельство, складская квитанция), так и документы, подтверждающие совершение хозяйственной операции, – в данном случае получение, выдачу товара со склада (первичные учетные документы – ТТН-1 и ТН-2).
Татьяна Сукристик, аудитор
9 (259). Уволился директор унитарного предприятия. Собственник намерен сам выполнять функции директора.
Кто должен подписать трудовой договор с директором в данном случае?
Трудовой договор в таком случае не заключают.
Директор является исполнительным органом унитарного предприятии (п. 4 ст. 113 ГК) и назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом. Собственник имущества унитарного предприятия – физическое лицо вправе непосредственно осуществлять функции руководителя.
Трудовой договор – соглашение между работником и нанимателем. Трудовой договор с руководителем организации заключает собственник имущества организации либо уполномоченный им орган на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами (ст. 254 Трудового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК)).
В ситуации, когда учредитель является одновременно и руководителем предприятия, отношения найма отсутствуют.
В данном случае, по мнению автора, наиболее верным представляется принятие решения учредителем о выполнении функций руководителя предприятия и издании приказа о вступлении в должность.
10 (260). Может ли директор унитарного предприятия, являющийся учредителем, выполнять работу по внутреннему совместительству: например, выполнять функции бухгалтера данного предприятия?
Может.
ТК в ст. 255 содержит общее требование: руководителю организации запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики.
Однако данная норма (требование) приведена в гл. 18 ТК.
Часть вторая ст. 252 ТК говорит о том, чтоположения гл. 18 ТК распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм, кроме случая, когда руководитель организации является единственным собственником имущества организации или индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, можно сделать вывод, что директор унитарного предприятия, являющийся собственником его имущества, имеет право работать по совместительству бухгалтером.
Подтверждает этот вывод и норма ст. 7 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности": руководитель частного унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично, если это предусмотрено уставом предприятия.
Анна Шинкевич, юрист
11 (261). Белорусская организация заключила с российской компанией контракт на приобретение наручных часов.
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
11.1. Следует ли наносить на такой товар контрольные знаки?
Следует.
На территории Республики Беларусь запрещены приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных товаров без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка. Данная норма определена Указом Президента РБ от 10.06.2011 № 243 "О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками" (далее – Указ). Перечень маркируемых товаров утвержден постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2011 № 1030.
Так, часы, за исключением часов, бывших в употреблении, подпадающие под коды товара единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 9101, 9102, 9105, включены в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками.
Указом также установлено, что юридические лица, осуществляющие ввоз на территорию Республики Беларусь товаров, в отношении которых в соответствии с законодательством не совершаются таможенные операции и не осуществляется таможенный контроль, должны маркировать товары за пределами Республики Беларусь либо на территории уполномоченных складов.
С учетом того что часы будут ввозиться с территории Российской Федерации, белорусская организация должна для осуществления их маркировки передать поставщику необходимое количество контрольных знаков.
11.2. Как правильно произвести маркировку часов?
Порядок маркировки товаров определен постановлением МНС РБ от 09.08.2011 № 32 "О некоторых вопросах маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками" .
Так, в отношении часов, за исключением часов, бывших в употреблении, в потребительской таре (упаковке) установлена обязанность производить маркировку путем нанесения контрольного знака формата 17×18 мм с сокращенным наименованием товара "Часы" на любое место поверхности потребительской тары (упаковки). В случае двойной (тройной) упаковки – на наружную упаковку. При отсутствии потребительской тары (упаковки) – путем нанесения контрольного знака формата 17×18 мм с сокращенным наименованием товара "Часы" на изделие в местах, не ухудшающих потребительских качеств часов и обеспечивающих сохранность контрольного знака до момента их реализации потребителю.
Необходимо также соблюсти основные правила маркировки: контрольный знак должен быть нанесен таким образом, чтобы четко просматривались сокращенное наименование товара, серия и номер нанесенного контрольного знака, позволяющие его идентифицировать, а также не препятствовать доведению до сведения потребителей информации о потребительских свойствах товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками.
Все эти условия являются обязательными, поскольку их несоблюдение влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 12.35 КоАП. Так, приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка и реализация на территории Республики Беларусь юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка в случаях, когда в соответствии с законодательством маркировка товаров является обязательной, влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 20 базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации. Административная ответственность за нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками может быть применена на любом этапе движения подлежащих маркировке товаров: при приобретении, при хранении, при использовании в производстве, при транспортировке, при реализации их на территории Республики Беларусь.
Анна Уралова, экономист
12 (262). На складе организации – белорусского производителя алкогольных напитков произошел бой нескольких бутылок, промаркированных акцизными марками.
Каким образом надо отразить данные акцизные марки в представляемой в налоговый орган отчетности: как испорченные или как использованные?
Как использованные.
Акцизные марки считаются неиспользованными до момента их нанесения на товар (п. 36 Положения о порядке изготовления и реализации акцизных марок для маркировки алкогольных напитков, произведенных на территории Республики Беларусь, маркировки ими алкогольных напитков, учета, хранения, уничтожения этих марок, контроля за их использованием, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 28.04.2008 № 618 "О некоторых вопросах оборота алкогольных напитков").
В изложенной ситуации разбиты бутылки с уже нанесенными акцизными марками.
Следовательно, эти марки являются использованными. В отчете об использовании акцизных марок (приложение 5 к названному Положению) указанные акцизные марки следует отразить в графе "Нанесено акцизных марок на тару (упаковку) алкогольных напитков" (а не в графах "Испорчено акцизных марок" или "Уничтожено, возвращено акцизных марок").
Глеб Ростоцкий, экономист