Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь", с учетом последних изменений от 31.01.2013 № 48
Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), включенные в перечень, определенный в п. 1 настоящего Указа, регулируют Совет Министров, государственные органы в порядке, установленном ими в соответствии с законодательными актами.
Организации обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен, на товары, включенные в перечень, определенный в п. 1 настоящего Указа, за исключением:
– организаций, применяющих УСН и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций;
– организаций, применяющих фиксированные цены, установленные в соответствии с законодательством;
– крестьянских (фермерских) хозяйств;
– организаций при реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции;
– организаций при реализации товаров на биржевых торгах открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа";
Не являются правонарушениями:
– превышение организацией установленных предельных индексов изменения отпускных цен на товары при их реализации без регистрации цен в определенном порядке;
– реализация товаров организацией с нарушением установленного порядка регистрации цен, за исключением цен на товары, включенные в перечень, содержащийся в п. 1 настоящего Указа;
– реализация товаров организацией при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары собственного производства, товары, произведенные из сырья, переданного резидентом или нерезидентом РБ на переработку на давальческих условиях, расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен, за исключением случаев, когда требование об обязательном составлении таких экономических расчетов установлено в соответствии с подп. 2.1-1 п. 2 настоящего Указа (п. 2).
Этим постановлением утверждены перечни социально значимых товаров, цены на которые регулируют Минэкономики, облисполкомы и Мингорисполком.
Отпускные цены на ввезенные в республику товары, предназначенные для дальнейшей продажи на территории республики, устанавливают импортеры исходя из контрактных цен, расходов по импорту (таможенные платежи, страхование груза, проценты по кредитам (займам, гарантиям), транспортные расходы, другие расходы в соответствии с законодательством), с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов).
Отпускные цены, устанавливаемые производителями, должны быть подтверждены экономическими расчетами (плановой калькуляцией с расшифровкой статей затрат: материальных, трудовых, накладных и др.).
Отпускные цены, устанавливаемые импортерами, должны быть подтверждены экономическими расчетами. Суммы расходов, перечисленных в части первой п. 5 Инструкции, включаемые в отпускные цены, должны быть подтверждены документально либо обосновываться расчетами, если уплата по ним отсрочена (п. 6).
Производители (импортеры) при реализации товаров могут предоставлять покупателям (заказчикам) скидки с отпускных цен. При предоставлении скидок экономические расчеты, обосновывающие уровень применяемых цен, не составляют.
Изменение фиксированных цен, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен, а также реализация товаров ниже предельных минимальных отпускных цен, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен, не допускаются (п. 10).
Розничные цены устанавливает руководитель (иное уполномоченное лицо) юридического лица. При их установлении должен быть составлен расчет с указанием размера применяемой торговой надбавки к отпускной цене производителя (импортера). Экономические расчеты по обоснованию уровня применяемых оптовых и торговых надбавок не составляют (п. 12).
В названном решении установлены:
– предельные нормативы рентабельности, используемые для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемые цены на товары (приложение 1);
– предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей или ценам, сформированным юридическими лицами, закупившими товар за пределами республики, на социально значимые товары (приложение 3);
– предельные максимальные оптовые надбавки, применяемые юридическими лицами при формировании отпускных цен на импортируемые социально значимые товары, предназначенные для дальнейшей реализации на территории республики (приложение 3-1).
Ответственность за правонарушения в области формирования и (или) применения цен
Кодекс РБ об административных правонарушениях, утвержденный Законом РБ от 21.04.2003 № 194-З, с учетом последних изменений от 12.07.2013 № 64-З
Нарушение должностным лицом юридического лица установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа в размере до 40 базовых величин.
Нарушение установленных соответствующими государственными органами фиксированных и (или) предельных цен, предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) влечет наложение штрафа на юридическое лицо в 2-кратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров, и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров по ценам, установленным в соответствии с законодательством.
Отсутствие решения органа (должностного лица) юридического лица об установлении цен на товары, производимые в республике, ввозимые на ее территорию в таможенном режиме "выпуск товаров для свободного обращения", ввозимые из России, влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере до 10 % стоимости реализованных товаров в части цен, по которым произведено нарушение.
Реализация товаров организацией при отсутствии экономических расчетов (расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен, влечет наложение штрафа в размере до 30 % стоимости реализованных товаров (ст. 12.4).
Бухгалтерский учет движения товаров
Закон РБ от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности", с учетом последних изменений от 26.12.2007 № 302-З
Стоимость активов, приобретенных за иностранную валюту, определяют в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, установленному Нацбанком на дату принятия активов на бухгалтерский учет (ст. 11).
Счет 41 "Товары" предназначен для обобщения информации о наличии и движении товаров (в т.ч. при транзите) в организациях, осуществляющих торговую, торгово-производственную деятельность.
Принятие к бухгалтерскому учету поступивших в организацию товаров отражают по дебету счета 41 и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 42 "Торговая наценка" (при учете товаров по розничным ценам), 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 75 "Расчеты с учредителями", 98 "Доходы будущих периодов" и др.
Стоимость реализованных товаров при отражении в бухгалтерском учете выручки от их реализации отражают по дебету счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" и кредиту счета 41.
Аналитический учет по счету 41 ведут по наименованиям (сортам, партиям, кипам), при необходимости – по местам хранения товаров (п. 32).
Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133, с учетом последних изменений от 30.04.2012 № 26
В качестве запасов к бухгалтерскому учету принимают активы, учтенные в составе средств в обороте, приобретенные и (или) предназначенные для реализации, илинаходящиеся в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или находящиеся в виде сырья, материалов и других аналогичных активов, которые будут потребляться в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, или используемые для управленческих нужд организации (п. 3).
Фактическую себестоимость запасов, приобретенных за плату, определяют в сумме фактических затрат организации на приобретение (п. 6).
Справочно: к фактическим затратам на приобретение запасов относят стоимость запасов по ценам приобретения; таможенные сборы и пошлины; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы; затраты по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию; затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях; транспортно-заготовительные и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов (п. 7).
Письмо Минфина РБ от 06.01.2012 № 15-1-18/15-1
Затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров, включают в состав расходов на реализацию или на увеличение стоимости товаров. Применяемый порядок бухгалтерского учета затрат, связанных с приобретением товаров, закрепляют в учетной политике организации.
Разъяснение Минфина РБ от 12.03.2011 № 15-1-6/131 "Об определении даты принятия товаров к бухгалтерскому учету"
Датой принятия организацией активов на бухгалтерский учет может являться:
– дата их фактического получения, указанная в транспортных, коммерческих и иных документах (ТТН-1, CMR-накладной, счете-фактуре (инвойсе), акте приема-передачи, приходном ордере и др.), которые в соответствии с законодательством, соглашением сторон или обычаями делового оборота используют для подтверждения совершения сделок;
– дата помещения товаров под таможенные режимы (процедуры), предусмотренные таможенным законодательством;
– дата принятия активов к перевозке, если она осуществляется собственным транспортом организации;
– дата принятия активов к перевозке экспедитором (перевозчиком), если оплату их услуг производит организация – получатель активов.
Организация самостоятельно определяет дату принятия активов к бухгалтерскому учету. Порядок ее определения должен быть закреплен в учетной политике организации.
В организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность, в состав расходов на реализацию относят расходы на реализацию, учитываемые на счете 44 "Расходы на реализацию" (за вычетом управленческих расходов) и списываемые в полной сумме (за исключением транспортных затрат, связанных с приобретением товаров и относящихся к товарам, оставшимся на конец месяца нереализованными, если данные транспортные затраты не включают в стоимость приобретения товаров) в дебет счета 90 (субсчет 90-6 "Расходы на реализацию") (п. 12).
В состав доходов и расходов по финансовой деятельности, учитываемых на счете 91 "Прочие доходы и расходы", включают:
– курсовые разницы, возникающие от пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, за исключением случаев, установленных законодательством;
– разницы, возникающие при погашении обязательства в валюте, отличной от валюты обязательства, за исключением случаев, установленных законодательством (п. 15).
Переоценка имущества и обязательств в иностранной валюте
Декрет Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц", с учетом последних изменений от 28.01.2010 № 1
Возникающие при переоценке обязательств в иностранной валюте за импортированные товары разницы относят на внереализационные доходы или расходы и учитывают при налогообложении, если иное не установлено Президентом или Советом Министров по согласованию с Президентом (подп. 1.2.3 п. 1).
Расходы, связанные с покупкой иностранной валюты, в сумме разницы между курсом покупки и курсом Нацбанка на момент покупки коммерческие организации списывают для проведения расчетов за сырье, материалы, товары по использованным на их приобретение, а также выплату заработной платы займам, кредитам и уплате процентов по ним, по служебным командировкам за границу – на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и включают в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении (подп. 1.4.2 п. 1).
Коммерческие организации вправе расходы, связанные с покупкой иностранной валюты для проведения расчетов за сырье, материалы, товары, по использованным на их приобретение займам, кредитам и уплате процентов по ним в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Нацбанка на момент покупки относить на увеличение стоимости указанного сырья, материалов, товаров (п. 1).
Эти организации вправе относить разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте:
– по дебиторской задолженности за отгруженные товары, по авансам, выданным поставщикам и подрядчикам на приобретение сырья, материалов, товаров, – на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении, в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.;
– по кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары, а также по кредитам, займам и процентам по ним, авансам, полученным от покупателей и заказчиков, – на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении, в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г. (п. 2).
Налоговый учет
Налоговый кодекс РБ от 29.12.2009 № 71-З, с учетом последних изменений от 26.12.2012 № 431-З
При определении прибыли от реализации произведенных товаров, а также приобретенных товаров принимают затраты, приходящиеся на фактически реализованные товары, рассчитанные на основе данных бухгалтерского учета, если такое распределение предусмотрено законодательством о бухгалтерском учете и отчетности (подп. 2.3 п. 2 ст. 130).
При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, за исключением ввоза с территории государств – членов Таможенного союза (ТС), и наступлении иных обстоятельств, с наличием которых таможенное законодательство ТС, законы о таможенном регулировании в Республике Беларусь и (или) акты Президента связывают возникновение обязанности по уплате НДС, взимание НДС осуществляют таможенные органы в соответствии с названным кодексом, таможенным законодательством ТС, законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь и (или) актами Президента (п. 1 ст. 95).
При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов ТС взимание НДС осуществляют налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом и (или) актами Президента, международными договорами РБ, в т.ч. международными договорами РБ, формирующими договорно-правовую базу ТС.
Налоговая база НДС, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь (за исключением товаров, указанных в п. 3 ст. 99), определяется как сумма:
– их таможенной стоимости;
– подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, если иное не установлено частью второй п. 1 ст. 99;
– подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам) (п. 1 ст. 99).
Плательщики, реализующие приобретенные товары, обороты по реализации которых освобождены от налогообложения, суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию Беларуси, относят на увеличение стоимости товаров на дату принятия товаров на учет (п. 5 ст. 106).
Организации, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты НДС, суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров, относят на увеличение их стоимости. Данное положение распространяют также на организации, приобретающие (ввозящие) товары, при реализации (отгрузке) которых ими исчислен НДС в соответствии с п. 8 ст. 105 НК (п. 7 ст. 106).
Налоговые вычеты производят:
– при ввозе товаров на территорию республики (кроме ввоза товаров с территории государств – членов ТС) – на основании деклараций на товары с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой и документов (их копий), подтверждающих факт уплаты НДС при ввозе товаров на территорию республики;
– при ввозе товаров на территорию Беларуси с территории государств – членов ТС – на основании налоговых деклараций (расчетов) по НДС и документов, подтверждающих факт уплаты НДС при ввозе товаров с территории государств – членов ТС (п. 5 ст. 107).
Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства – члена ТС с территории другого государства – члена ТС, если иное не установлено настоящим Протоколом, осуществляют налоговые органы государства – члена ТС, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 1 ст. 2).
Суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированнымна территорию одного государства – члена ТС с территории другого государства – члена ТС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства – члена ТС, на территорию которого импортированы товары (п. 11 ст. 2).