ФИРМЕННЫЙ МАГАЗИН НАХОДИТСЯ НА БАЛАНСЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОБСТВЕННЫХ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ НЕ ИМЕЕТ
Продукция собственного производства при передаче в фирменный магазин организации является, с одной стороны (для организации-производителя), продукцией собственного производства, а с другой стороны (для магазина) – товаром.
Обратимся к нормам Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее – План счетов). В ней сказано, что счет 43 "Готовая продукция" предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность. Стоимость готовой продукции, изготовленной для реализации, отражайте по дебету счета 43 и кредиту счетов учета затрат на производство. Стоимость реализованной продукции при отражении в бухгалтерском учете выручки от ее реализации отражайте по дебету счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" и кредиту счета 43. Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам, относящиеся к реализованной продукции, показывайте по дебету счета 90 и кредиту счета 43 дополнительной или сторнировочной записью.
В Плане счетов также установлено, что счет 41 "Товары" предназначен для обобщения информации о наличии и движении товаров в организациях, осуществляющих торговую, торгово-производственную деятельность (п. 32).
Передачу продукции отражайте с использованием счета 41 или счета 43
Для учета переданной в фирменный магазин продукции можно использовать либо отдельный субсчет счета 43, либо счет 41. Выбор варианта учета закрепляется в учетной политике организации. При этом на счете 41 можно предусмотреть субсчет (аналитический счет) "Продукция собственного производства, переданная в фирменный магазин".
При передаче продукции в фирменный магазин и отражении ее на отдельном субсчете счета 43 (41) для определения стоимостной оценки переданной продукции применяйте методику, установленную для расчета себестоимости продукции в учетной политике организации.
Если себестоимость произведенной продукции определяется по итогам отчетного месяца, то целесообразно передавать продукцию в фирменный магазин по учетным ценам (отпускным, плановой себестоимости и т.д.). Величину, принимаемую за учетную цену, закрепляйте в учетной политике организации. По итогам отчетного месяца рассчитывайте величину отклонений между стоимостью произведенной и переданной продукции по учетным ценам и ее себестоимостью. Величину таких отклонений отражайте по дебету отдельного субсчета счета 43 (41) дополнительной или сторнировочной записью. Сумма указанных отклонений изменяет величину торговой наценки за отчетный месяц и учитывается в расчете реализованной торговой наценки в отчетном месяце.
Налоги в целом уплачивает организация
Необходимые налоги (в частности, НДС и налог на прибыль) исчисляйте после реализации продукции в фирменном магазине в общеустановленном порядке, применяемом при реализации товаров. Так как фирменный магазин не является выделенным структурным подразделением, то налоги уплачивает организация в целом по своей деятельности (включая деятельность фирменного магазина).
Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в указанной ситуации на условном примере.
Пример 1
Организация в марте 2014 г. передала в фирменный магазин, не выделенный на отдельный баланс и не имеющий собственных банковских счетов, продукцию в количестве 100 шт. по учетной (отпускной) цене 250 тыс. руб. за 1 шт. на сумму 25 000 тыс. руб. Данная цена была указана в накладной при передаче продукции. При этом НДС в накладной не указан, так как операция не является объектом исчисления НДС. Фирменный магазин применил торговую наценку в размере 30 %. Продукция облагается НДС по ставке 20 %. Товары, реализуемые по иным ставкам, в фирменном магазине отсутствуют. В марте 2014 г. было реализовано по сформированной розничной цене 60 шт. продукции. Иной продукцией фирменный магазин не торгует, остатка продукции на начало месяца не было. Себестоимость продукции рассчитывает организация по итогам отчетного месяца. Фактическая себестоимость переданной продукции составила 15 000 тыс. руб. Согласно учетной политике организация учет продукции, переданной в магазин, ведет на счете 41.
В бухгалтерском учете операции будут отражены следующим образом (см. табл. 1):
ФИРМЕННЫЙ МАГАЗИН ВЫДЕЛЕН КАК ФИЛИАЛ, НО СОБСТВЕННЫХ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ НЕ ИМЕЕТ
В ситуации, когда фирменный магазин выделен в качестве филиала, но не имеет собственных банковских счетов, используйте в бухгалтерском учете счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты". Он предназначен для обобщения информации о расчетах, в т.ч. по передаче имущества, с филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями организации, имеющими отдельные балансы (п. 61 Плана счетов). Стоимость имущества, переданного организацией филиалам, представительствам и иным обособленным подразделениям, имеющим отдельный баланс, отражайте по дебету счета 79 и кредиту соответствующих счетов. Стоимость имущества, полученного от организации указанными обособленными подразделениями, отражайте по дебету соответствующего счета и кредиту счета 79.
Филиал самостоятельно налоги не платит
В приведенной ситуации такой филиал самостоятельным налогоплательщиком по своей деятельности не является. Необходимые налоги, в т.ч. возникающие по деятельности указанного филиала, уплачивает организация (совместно с налогами по своей деятельности).
Подтверждает этот вывод норма п. 3 ст. 13 Налогового кодекса РБ (далее – НК). Так, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц. Так как в рассматриваемом случае у филиала нет отдельного банковского счета, то отдельным налогоплательщиком по своей деятельности он не является и налоги по его деятельности уплачивает организация по совокупности с иной деятельностью, осуществляемой ею.
Для расчетов используйте счет 79
При передаче продукции в филиал (фирменный магазин) ее стоимость в передающем подразделении (организации) отражайте по дебету счета 79 и кредиту счета 43, а при отражении полученной продукции филиалом (фирменным магазином) – по дебету счета 41 и кредиту счета 79. При этом на счете 41 можно предусмотреть субсчет (аналитический счет) "Продукция собственного производства, переданная в фирменный магазин". Для определения стоимостной оценки переданной продукции применяйте методику, установленную для расчета себестоимости продукции в учетной политике организации.
Если себестоимость произведенной (отгруженной, переданной) продукции определяется по итогам отчетного месяца, то продукция передается в филиал (фирменный магазин) по учетным ценам (отпускным, плановой себестоимости и т.д.). Величину, принимаемую за учетную цену, определяйте в учетной политике организации.
Важно! Организация-производитель при передаче продукции в филиал (фирменный магазин) не может отражать выручку от реализации продукции (по отпускным ценам), а филиал (фирменный магазин) определять данную операцию как приобретение товаров у сторонних организаций.
Такой вывод следует из нормы п. 3 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102). Она предусматривает, что по хозяйственным операциям, совершаемым в пределах одного юридического лица, доходы не признаются. Законодательство не предусматривает вариант реализации "самому себе".
Таким образом, при передаче продукции филиалу (фирменному магазину) выручка появится только после реализации данной продукции филиалом (фирменным магазином) третьим лицам.
Продукцию учитывайте по фактической себестоимости
Продукция принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 6 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133). В связи с этим у передающего подразделения по дебету счета 79, а также у филиала (фирменного магазина) по кредиту счета 79 стоимость переданной (полученной) продукции должна быть отражена по себестоимости, а не по учетным ценам.
В случае, когда организация определяет себестоимость продукции по итогам отчетного месяца и передает ее в фирменный магазин по учетной цене, по итогам отчетного месяца рассчитайте величину отклонений между стоимостью переданной продукции по учетным ценам и ее фактической себестоимостью. Величину таких отклонений отражайте по дебету счета 79 и кредиту счета 43 у передающей стороны (организации), а также по дебету счета 41 "Товары" и кредиту счета 79 у филиала (фирменного магазина) дополнительной или сторнировочной записью. Сумма указанных отклонений изменяет величину торговой наценки за отчетный месяц и учитывается в расчете реализованной торговой наценки в отчетном месяце у филиала (фирменного магазина). Передачу отклонений оформите первичным учетным документом, установленным организацией самостоятельно (например, авизо, акт и т.п.).
Необходимые налоги (в частности, НДС и налог на прибыль) исчисляйте в целом по организации (включая обороты фирменного магазина) после реализации продукции в филиале (фирменном магазине) в общеустановленном порядке, применяемом при реализации товаров.
Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в указанной ситуации на условном примере.
Пример 2
Организация в марте 2014 г. передала в фирменный магазин, выделенный на отдельный баланс, но не имеющий собственных банковских счетов, продукцию в количестве 100 шт. по учетной (отпускной) цене 250 тыс. руб. за 1 шт. на сумму 25 000 тыс. руб. Данная цена была указана в накладной при передаче продукции. При этом сведений об НДС в накладной не было, так как данная операция не является объектом исчисления НДС. Фирменный магазин применил наценку в размере 30 %. Продукция облагается НДС по ставке 20 %. В марте 2014 г. было реализовано по сформированной розничной цене 60 шт. продукции. Иной продукцией фирменный магазин не торгует, остатка продукции на начало месяца не было. Себестоимость продукции организация рассчитывает по итогам отчетного месяца. Себестоимость переданной продукции составила 15 000 тыс. руб.
В бухгалтерском учете операции будут отражены следующим образом (см. табл. 2):
Передача вычетов по НДС нецелесообразна
Организация может передавать филиалу (фирменному магазину) налоговые вычеты по НДС, относящиеся к передаваемой продукции, бухгалтерской записью по дебету счета 79 и кредиту счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам". В этом случае филиал (фирменный магазин) отразит данный НДС по дебету счета 18 и кредиту счета 79.
Данный НДС необходимо указать в накладной на передачу продукции. Порядок определения суммы такого НДС установлен в п. 21 ст. 107 НК. Однако в связи с тем что в рассматриваемом случае филиал (фирменный магазин) самостоятельным налогоплательщиком не является, а необходимые налоговые обязательства исполняет организация (в т.ч. по деятельности филиала), данный вариант учета НДС видится нецелесообразным и в примере не рассматривается.