* Материал на указанную тему доступен для всех читателей GB.BY
С 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА УТРАЧИВАЕТ СИЛУ СОГЛАШЕНИЕ ТС*
__________________________
* Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее – Соглашение ТС).
До 2015 г. порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в соответствии с отдельным протоколом, заключенным между cторонами Соглашения ТС.
Порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол ТС).
Поскольку с 1 января 2015 г. вступает в силу Договор Союза, с этой даты утрачивают силу Соглашение ТС и Протокол ТС (пп. 7, 22 разд. I приложения 33 к Договору Союза).
Как и ранее, взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их обложение косвенными налогами при импорте (п. 1 ст. 72 Договора Союза).
Взимание косвенных налогов и контроль за их уплатой при экспорте товаров осуществляются в порядке согласно приложению 18 к Договору Союза. В этом приложении приведен Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол Союза), в котором в отношении товаров содержатся разделы:
I "Общие положения";
II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров".
В положениях Протокола ТС и указанных разделов Протокола Союза значительных расхождений не имеется, но есть ряд дополнений, о которых пойдет речь ниже.
В ПРИМЕНЕНИИ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ ПРИ ЭКСПОРТЕ ТОВАРОВ ЕСТЬ НОВАЦИИ В ЧАСТИ…
…отнесения транспортных средств к товарам
Протоколом Союза (так же, как и Протоколом ТС) установлено, что при экспорте товаров с территории одного государства – члена Союза на территорию другого государства – члена Союза налогоплательщик государства – члена Союза, с территории которого вывезены товары, применяет нулевую ставку НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола Союза (п. 3 Протокола Союза).
Экспортом товаров является вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства – члена Союза на территорию другого государства – члена Союза.
В Протоколе Союза в отличие от Протокола ТС транспортные средства отнесены к товарам: товары – реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии (п. 2 разд. I Протокола Союза).
…установления места реализации, когда перевозка товара начата за пределами Союза и завершена в другом государстве – члене Союза
В отличие от Протокола ТС в Протоколе Союза предусмотрено установление места реализации при реализации товаров плательщиком государства – члена Союза плательщику другого государства – члена Союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами территории Союза и завершена в другом государстве – члене Союза.
В таких случаях местом реализации такого товара признают территорию государства – члена Союза, если на его территории этот товар помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Пример. На территории Беларуси товар помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления
Белорусская организация приобрела товары на территории Литовской Республики, которые были реализованы российской организации. Началась их транспортировка на территорию Российской Федерации с территории Литовской Республики. Эти товары были помещены на территории Республики Беларусь под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Местом реализации этих товаров признают территорию Республики Беларусь.
…налогового администрирования
1. В части документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от акцизов, четко оговорены договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства – члена Союза или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом Союза, а не просто договоры (контракты), как было предусмотрено Протоколом ТС.
2. В качестве документа, подтверждающего обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от акцизов, предусмотрена возможность представления в налоговый орган перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленных по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства – члена Союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее – заявление) (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика).
Справочно: налогоплательщик включает в перечень заявлений реквизиты и сведения из тех заявлений, информация о которых поступила в налоговый орган в форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором. Форма перечня заявлений, порядок ее заполнения и формат определяются нормативными правовыми актами налоговых органов государств – членов Союза либо иными нормативными правовыми актами государств – членов Союза.
Отметим, что в Протоколе ТС не было оговорок в отношении представления в налоговый орган перечня заявлений, его формы и порядка заполнения.
3. В случае реализации товаров, вывозимых с территории одного государства – члена Союза на территорию другого государства – члена Союза, и помещения их под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада на территории этого другого государства – члена Союза вместо заявления в налоговый орган первого государства – члена Союза представляется заверенная таможенным органом другого государства – члена Союза копия таможенной декларации, в соответствии с которой такие товары помещены под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада (подп. 3 п. 4 Протокола ТС).
Такого положения в Протоколе ТС предусмотрено не было. Однако в Налоговом кодексе РБ (далее – НК) указано, что одним из оснований для применения нулевой ставки НДС при реализации иностранным организациям и физическим лицам товаров, вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза и помещенных на территории государств – членов Таможенного союза под таможенную процедуру свободной таможенной зоны либо под таможенную процедуру свободного склада, является наличие у плательщика заверенной таможенным органом государства – члена Таможенного союза копии таможенной декларации, в соответствии с которой товары на территории государства – члена Таможенного союза помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны либо под таможенную процедуру свободного склада.
Такую таможенную декларацию плательщик представляет в налоговый орган по месту постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость (п. 7 ст. 102 НК).
4. В отличие от Протокола ТС Протоколом Союза установлено, что документы, являющиеся основанием для применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от акцизов, могут быть представлены в электронном виде в порядке, установленном нормативными правовыми актами налоговых органов государств – членов Союза либо иными нормативными правовыми актами государств – членов Союза.
Формат указанных документов определяется налоговыми органами государств – членов Союза либо иными нормативными правовыми актами государств – членов Союза (подп. 5 п. 4 Протокола ТС).
…корректировки налоговой базы по НДС в связи с возвратом товаров
В Протоколе Союза предусмотрена корректировка налоговой базы по НДС в связи с возвратом товаров.
Так, налоговая база по НДС при экспорте товаров при изменении ее в сторону увеличения (уменьшения) из-за увеличения (уменьшения) цены реализованных товаров либо уменьшения количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации корректируется в том налоговом (отчетном) периоде, в котором участники договора (контракта) изменили цену (согласовали возврат) экспортированных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства – члена Союза (п. 11 Протокола Союза).
В Протоколе ТС о возможности такой корректировки налоговой базы по НДС не упоминалось. Однако данная корректировка предусмотрена в НК.
Справочно: в случае возврата покупателем продавцу товаров или уменьшения (увеличения) стоимости товаров у продавцов на сумму оборота по реализации этих товаров уменьшаются (увеличиваются) обороты по реализации того отчетного периода, в котором произведен возврат товаров (уменьшение или увеличение стоимости товаров), а у покупателей в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка налоговых вычетов.
Данное положение не применяется в отношении товаров, возвращенных их продавцу для ремонта, если не изменяется их стоимость (п. 11 ст. 103 НК).