Организация розничной торговли получила от поставщика полуфабрикат – свеклу очищенную отечественного производства в вакуумной упаковке по отпускной цене 6 270 руб. за 1 кг (указана в гр. 4 ТТН-1). В гр. 11 "Примечание" ТТН-1 указана отпускная цена поставщика 6 600 руб. и скидка в размере 5 %.
Какой размер торговой надбавки можно применить при формировании розничных цен? От какой цены следует формировать розничную цену?
Свежие очищенные картофель, морковь, свекла в вакуумной упаковке являются полуфабрикатами, прошедшими одну или несколько стадий кулинарной обработки без доведения до готовности (СТБ 1210-2010 "Общественное питание. Термины и определения").
На полуфабрикаты предельные торговые надбавки не установлены, поэтому организация розничной торговли имеет право формировать розничные цены без ограничений размера торговой надбавки |*|, т.е. с учетом конъюнктуры рынка.
* Информация об уровне предельных максимальных торговых надбавок на социально значимые товары в 2015 г. доступна для подписчиков электронного "ГБ"
При формировании розничных цен с условием предоставления скидки с отпускной цены необходимо руководствоваться в т.ч. нормой п. 10 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 (далее – Инструкция № 111). Так, при предоставлении скидок оптовая и (или) торговая надбавки взимаются к отпускной цене, уменьшенной на размер скидки.
Рассмотрим порядок формирования розничных цен на полуфабрикат "свекла очищенная" в таблице.
Вправе ли оптовая организация при реализации на экспорт свежих картофеля и овощной продукции самостоятельно сформировать цену с учетом конъюнктуры рынка?
Такое право есть.
Юридические лица имеют право самостоятельно или по согласованию с покупателем сформировать цены с учетом конъюнктуры рынка на свежие картофель и овощную продукцию при реализации ее на экспорт.
Обоснуем такой вывод.
В перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.01.2014 № 35; далее – постановление № 35), входят свежие картофель, капуста белокочанная, свекла столовая, морковь столовая (за исключением картофеля, свеклы, моркови откалиброванных, мытых, расфасованных в перфорированные пакеты), лук репчатый, огурцы, помидоры, яблоки.
Действие Инструкции № 111 распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг на территории Республики Беларусь.
Поскольку в вопросе речь идет о формировании цен на картофель и овощную продукцию при реализации их на экспорт, а не на территории Республики Беларусь, то при формировании цен на данную продукцию применять нормы, установленные Инструкцией № 111, нет необходимости.
Рассмотрением вопросов реализации на экспорт зерна, продуктов его переработки, комбикормов, льноволокна, маслосемян рапса, масла рапсового, свекловичной мелассы и принятием соответствующих решений с учетом экономических интересов Республики Беларусь занимается Комиссия по регулированию рынка отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, созданная в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.08.2010 № 1205 "О некоторых мерах по регулированию рынка отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки" .
Свежие картофель, капуста белокочанная, морковь столовая, свекла столовая и лук репчатый в приведенном перечне сельскохозяйственной продукции не поименованы. Следовательно, уровень предельных минимальных цен |*| на картофель и овощную продукцию при реализации ее на экспорт действующим законодательством не установлен.
* Информация о предельных минимальных ценах на другие виды продукции доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Имеет ли право предприятие общественного питания частной формы собственности при формировании цен на покупные товары (соки, напитки, пиво в бутылке 0,5 л, шоколад, чипсы, фисташки, хлеб и т.д.) применять наценку общественного питания и в каком размере?
На товары, не являющиеся социально значимыми, можно применять любую наценку.
Все объекты общественного питания независимо от классов и типов (за исключением организаций общественного питания учреждений образования), а также объекты общественного питания, к которым относятся заготовочные цеха мясных полуфабрикатов, готовой кулинарной продукции, булочных, булочно-кондитерских изделий и т.п., получили право свободного формирования цен. Дадим необходимые пояснения.
В перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским городским исполнительным комитетом, утвержденный постановлением № 35, входит продукция общественного питания, реализуемая в учреждениях образования.
Облисполкомы и Мингорисполком приняли решения о порядке формирования цен на продукцию общественного питания, реализуемую в учреждениях образования. Регулирование цен принятыми решениями осуществляется через установление предельных максимальных торговых надбавок и наценок.
Наценки с учетом конъюнктуры рынка применяются как при формировании цен на продукцию собственного производства, так и на покупные товары, реализуемые в розлив и порционно.
Необходимо отметить, что размер наценки на разные блюда зависит от спроса и предложения, поэтому при формировании розничных (продажных) цен на продукцию собственного производства, к примеру на холодные закуски, горячие блюда, размер применяемой наценки может быть разный.
При формировании розничных (продажных) цен на продукцию собственного производства, а именно на полуфабрикаты, кулинарные изделия, с целью реализации их через объекты розничной торговли размер наценки также не ограничен и зависит от спроса и предложения.
Определенный руководителем порядок формирования цен и документального оформления товарных операций должен быть закреплен в учетной политике организации и зависит от типа объекта общественного питания, от организации на предприятии бухгалтерского учета, наличия в юридическом лице структурных подразделений и т.д.
Следовательно, розничные цены на покупные товары (соки, напитки, пиво в бутылке расфасовкой 0,5 л, шоколад, чипсы, фисташки и др.), за исключением социально значимых товаров, формируются с учетом конъюнктуры рынка, т.е. с учетом спроса и предложения.
Хлеб входит в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулирует Минторг Республики Беларусь (постановление от 26.01.2015 № 6 "О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары"). Поэтому при формировании розничных цен на хлеб применяется предельная торговая надбавка в размере:
15 % – для организаций торговли и индивидуальных предпринимателей;
19 % – для организаций потребительской кооперации; отделов и управлений рабочего снабжения; организаций Минобороны Республики Беларусь; организаций Управления делами Президента Республики Беларусь, расположенных в сельской местности.
При реализации хлеба порционно применяют наценку общественного питания с учетом конъюнктуры рынка, за исключением организаций общественного питания учреждений образования.
Организация розничной торговли регулярно получает от поставщика один и тот же товар, цены на который формируются с учетом конъюнктуры рынка.
Можно ли при каждом поступлении товара применять различный уровень торговых надбавок?
Можно.
Можно, но розничная цена на один и тот же товар в торговом зале должна быть одинаковая.
Розничные цены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю, определяют путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) с учетом следующих особенностей.
Если осуществляется регулирование цен (тарифов), то размер торговых надбавок не должен превышать размер торговых надбавок, установленных государственными органами.
Если регулирование цен (тарифов) не установлено, то торговая надбавка устанавливается с учетом конъюнктуры рынка.
В розничную цену включается НДС в размере, установленном законодательством.
Применение различного уровня торговых надбавок на товары, цены на которые формируются с учетом конъюнктуры рынка, при каждом новом их поступлении возможно и осуществляется на усмотрение руководителя организации розничной торговли.
В то же время реализация одинаковых товаров организацией розничной торговли по разным ценам не допускается. В связи с этим при поступлении одинаковых товаров по разным ценам необходимо произвести дооценку товаров до цен последнего приобретения (постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 17.07.1995 № 375 "О дооценке товаров народного потребления в розничной торговле").
Необходимо ли составлять экономические расчеты по обоснованию уровня применяемых цен?
Такой необходимости нет.
Розничные цены устанавливает руководитель (иное уполномоченное лицо) юридического лица или индивидуальный предприниматель (п. 12 Инструкции № 111). При установлении розничных цен должен быть составлен расчет с указанием размера торговой надбавки, применяемой к отпускной цене производителя (импортера). Сформированные розничные цены вносят в реестр розничных цен |*|.
* Информация о проверках органами Комитета госконтроля порядка формирования розничных цен, в т.ч. и составления реестра розничных цен торговлю, доступна всем на портале GB.BY
Экономические расчеты по обоснованию уровня применяемых оптовых и торговых надбавок не составляют.
Реестр розничных цен в обязательном порядке подписывает руководитель организации розничной торговли или лицо, на то уполномоченное.
Необходимо обратить внимание, что применение торговых надбавок с учетом конъюнктуры рынка не должно приводить к росту цен, замедлению товарооборота, превышению допустимых сроков реализации продовольственных товаров.
Окончание см.: Гл. бухгалтер. – 2015. – № 43. – С. 16–20.