Организация в соответствии с соглашением, заключенным с работником в начале текущего года (для работника организация – основное место работы), использует в служебных целях его личный легковой автомобиль.
Помимо этого, автомобиль работник использует и в личных целях.
За использование автомобиля работнику выплачивается компенсация за его износ (амортизацию), ежемесячный размер которой – 380 руб.
Также по соглашению с этим работником текущий ремонт автомобиля производится за счет организации. В марте 2019 г. для ремонта автомобиля организация приобрела запчасти стоимостью 140 руб., которые были переданы работнику.
1.1. Подпадает ли компенсация за использование автомобиля под освобождение от уплаты подоходного налога?
Нет, не подпадает.
Работники организаций могут использовать свои автомобили для нужд нанимателя при выполнении своих служебных обязанностей.
За использование автомобиля в служебных целях работник вправе получить за его износ (амортизацию) компенсацию, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем (ст. 106 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).
От подоходного налога освобождаются все виды предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь компенсаций. Исключения из этого правила:
– компенсации за неиспользованный трудовой отпуск;
– компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих плательщику (п. 4 ст. 208 Налогового кодекса; далее – НК).
Как видим, компенсация |*| за износ (амортизацию) автомобиля, используемого работником в служебных целях, не подпадает под освобождение от уплаты подоходного налога.
1.2. Является ли стоимость запчастей доходом работника, облагаемым подоходным налогом?
Является.
Стоимость запчастей для автомобиля, переданных работнику, признается его доходом, полученным в натуральной форме и подлежащим обложению подоходным налогом.
Обоснуем наш вывод.
По договоренности между работником и нанимателем последний с учетом части третьей ст. 7 ТК может нести определенные расходы на содержание, обслуживание и эксплуатацию такого автомобиля.
В рассматриваемом случае стороны пришли к соглашению, что текущий ремонт автомобиля работника, используемого им как в служебных, так и в личных целях, производится за счет организации.
При этом следует учитывать, что в отличие от сделок по гражданско-правовым договорам (аренда, безвозмездное пользование) использование работником личного транспортного средства для нужд нанимателя предполагает также эксплуатацию транспортного средства в нерабочее время в личных целях.
Таким образом, расходы на ремонт автомобиля напрямую не связаны с использованием работником этого автомобиля для служебных целей (у работника такие расходы возникают независимо от того, использует он свой автомобиль для нужд нанимателя или нет). Кроме того, выплата компенсации за износ (амортизацию) автомобиля производится в целях возмещения работнику износа его транспортного средства, а именно предполагает покрытие эксплуатационных расходов работника на автомобиль. Поэтому, несмотря на то что отдельное возмещение данных расходов может быть предусмотрено договором, они облагаются подоходным налогом.
То есть стоимость переданных работнику запчастей для автомобиля признается его доходом, полученным в натуральной форме и подлежащим обложению подоходным налогом.
При налогообложении этого дохода организация вправе применить льготу, установленную п. 23 ст. 208 НК (в 2019 г. размер льготы составляет не более 1 984 бел. руб.).