Состав представительских расходов целесообразно прописать в учетной политике. И вот почему.
Еще в 2011 г. письмом Минфина [1] было разъяснено, что «организации вправе самостоятельно определять перечень расходов на представительские цели, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Документом, определяющим такой перечень, по нашему мнению, может быть локальный нормативный акт, принятие которого осуществляется в рамках учетной политики организации».
Вопросы бухгалтерского и налогового учета представительских расходов были дополнительно разъяснены в письме МНС-2017 [2] и письме Минфина-2017 [3].
Письмо МНС-2017 разъясняет, что к представительским расходам целесообразно относить расходы организации на официальный прием представителей других организаций, отдельных лиц в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (наблюдательного совета), иного органа управления плательщика, кроме исполнительных органов, и приводит возможный перечень представительских расходов:
– проживание в гостиницах;
– питание (завтрак, обед, ужин, кофе-паузы);
– транспортные услуги;
– проведение официального приема лиц, участвующих в представительских мероприятиях;
– культурные мероприятия;
– оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации;
– приобретение и (или) изготовление сувениров, продукции с символикой своего предприятия, цветов для лиц, участвующих в представительских мероприятиях;
– аренда помещения для проведения представительских мероприятий.
При этом обращено внимание, что указанный перечень представительских расходов |*| не является исчерпывающим и в их состав могут быть включены и иные обоснованные и документально подтвержденные расходы.
* Как затраты на представительские мероприятия отразить в учете
При рассмотрении вопроса об отнесении расходов по проведенному представительскому мероприятию в состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, следует исходить из их необходимости в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Проведение таких мероприятий должно быть направлено на развитие, расширение, сохранение стабильности осуществляемой предпринимательской деятельности, привлечение новых контрагентов. При этом не имеет значения, достигнуты ли в ходе проведения представительских мероприятий соглашения и заключены ли договоры.
В 2019 г. в налоговом учете к прочим нормируемым затратам относятся в т.ч. представительские расходы (подп. 2.5 п. 2 ст. 171 НК [4]).
Совокупный размер учитываемых при налогообложении прочих нормируемых затрат |*|*| не может превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имущества с учетом НДС (п. 3 ст. 171 НК ).
При этом перечень представительских расходов НК не определен, и его целесообразно закрепить в учетной политике.
Заметим, что от правильной классификации расходов зависят их бухгалтерский учет и во многих случаях – исчисление отдельных налогов и сборов (отчислений). Например, если отдельные расходы не будут признаны представительскими, то соответствующие хозяйственные операции могут быть расценены как вручение подарков (материальной помощи) с соответствующим налогообложением и т.п.