В одних нормах Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141), сказано, что руководитель организации вправе понизить нормы расхода топлива (п. 5 Инструкции № 141). В других говорится, что норма расхода топлива понижается при определенных условиях.
Понижение норм расхода топлива в определенных условиях – это право или обязанность организации?
Право.
Пунктами 12 и 13 Инструкции № 141 установлено, что нормы расхода топлива понижаются при указанных в этих пунктах условиях.
Однако отметим, что в Инструкции № 141 не указано, что это является обязанностью организации, т.е. не предусмотрено, что организация (ее руководитель) обязана понизить норму расхода топлива.
В данном случае Инструкция № 141 говорит о том, что при разработке локального нормативного акта, регулирующего вопросы учета и контроля расходования топлива |*| в организации, нормы топлива могут устанавливаться с указанным понижением, но в любом случае такое решение принимает руководитель организации или иное уполномоченное лицо, которое принимает решение или утверждает локальный акт, с учетом всех обстоятельств и условий эксплуатации транспортного средства.
* МНС Беларуси – о нормируемых затратах, в т.ч. о нормах расхода топлива
Подтверждением этому могут служить нормы пп. 12, 13, 15 Инструкции № 141. Так, в пп. 12 и 13 Инструкции № 141 сказано, что норма расхода топлива понижается в определенных условиях не более чем на 15 % (5 %). То есть организация наделена правом самостоятельно выбирать величину понижения практически от нуля до 15 %. Норма же п. 15 Инструкции № 141 предусматривает, что при необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности. Как видим, в данном пункте говорится о возможной необходимости, а не об обязанности применения повышений (понижений). Соответственно не исключены ситуации, когда организация сочтет, что такая необходимость отсутствует и норма не должна понижаться даже на незначительную величину.
В заключение следует отметить, что само по себе нормирование в первую очередь предназначено для контроля расходования топлива механическими транспортными средствами, эксплуатируемыми организациями и индивидуальными предпринимателями. Списываться же топливо должно исходя из фактического его расходования.
От редакции:
в дополнение см. «ГБ», 2019, № 20, с. 7 (рубрика «Вопрос недели»).