При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается в соответствии с п. 5 части второй ст. 35 ТК [1] (отказ от продолжения работы в связи с реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации) (часть третья ст. 36 ТК).
При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица либо их часть переходят к иным субъектам права.
Например, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (ст. 54 ГК [2]).
Обязан ли наниматель увольнять работников при реорганизации?
Трудовые отношения с работниками с их согласия продолжаются независимо от формы реорганизации юридического лица. При реорганизации организации трудовые отношения продолжаются на условиях, предусмотренных трудовым договором, что не предполагает процедуру увольнения. Следовательно, новый наниматель обязан сохранить работнику ту же трудовую функцию, которую работник выполнял у прежнего нанимателя, и ранее действовавшие условия трудового договора.
Поскольку реорганизация организации |*| не является изменением существенных условий труда, то применять в таком случае порядок, предусмотренный ст. 32 ТК (предупреждение об изменении существенных условий труда), не требуется.
Работников нужно предупредить о реорганизации
Предупреждая работников о реорганизации, наниматель должен получить в письменном виде согласие работника на продолжение (отказ от продолжения) трудовых отношений в связи с реорганизацией.
Несмотря на то что законодатель не устанавливает конкретного порядка истребования согласия работника на продолжение трудовых отношений, для его получения нанимателю необходимо уведомить работника о предстоящей реорганизации. Форма такого уведомления законодательством не урегулирована. На практике каждый наниматель выбирает один из возможных вариантов:
– проведение общего собрания коллектива;
– издание приказа (распоряжения, решения) о реорганизации организации и ознакомление с ним;
– вручение каждому работнику уведомления о предстоящей реорганизации организации.
Отказ работника от продолжения работы в связи с реорганизацией организации должен быть выражен в письменной форме. В заявлении работника должна быть указана просьба об увольнении его по основанию, предусмотренному п. 5 ст. 35 ТК (в связи с отказом от продолжения работы в связи с реорганизацией организации).
При реорганизации не нужно заключать новый трудовой договор
Законодательство не предусматривает заключение нового трудового договора (контракта) в связи с реорганизацией |*|. Вместе с тем в трудовой договор (контракт) вносятся изменения в части сведений о нанимателе путем подписания дополнительного соглашения.
Если работника не устраивают новые условия работы
Приказ (распоряжение) нанимателя об увольнении работника также должен содержать ссылку на п. 5 части второй ст. 35 ТК.
При прекращении трудового договора по указанному основанию работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка. Более высокий размер выходного пособия может быть предусмотрен коллективным договором, соглашением.
При невозможности продолжения трудовых отношений на прежних условиях стороны могут договориться о продолжении трудовых отношений на новых условиях. Также не исключается возможность прекращения трудовых отношений по иным предусмотренным законодательством о труде основаниям (например, по соглашению сторон, в порядке перевода к другому нанимателю).
Трудовой договор с работником в случае реорганизации организации может быть прекращен и по п. 1 ст. 42 ТК, если условия, предусмотренные трудовым договором по той же профессии, занимаемой должности, не могут быть сохранены. Увольнение работников в таком случае производит в связи с сокращением численности или штата работников после присоединения организаций реорганизованная организация (т.е. новый наниматель) с соблюдением порядка и условий, предусмотренных ст. 43 ТК |*|.
Вместе с тем также не исключена возможность сокращения штата работников организации до проведения процедуры реорганизации. В этом случае производится выплата выходного пособия в размере не менее 3 среднемесячных заработных плат.
Статья 36 ТК не содержит особенностей по продолжению трудовых отношений при проведении реорганизации в отношении руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров.
Оформление продолжения работы в новой организации
При продолжении трудовых отношений в реорганизованной организации запись в трудовую книжку вносит новый наниматель (п. 57 Инструкции № 40 [3]).
В гр. 4 трудовой книжки указываются номер и дата приказа (распоряжения) нанимателя, на основании которого данные изменения произведены.
Предлагаем пример записи в трудовую книжку работника, который выразил согласие работать у нового нанимателя в связи с реорганизацией организации в форме присоединения:
Если работник выразил согласие работать в новом юридическом лице в связи с реорганизацией, проведенной не с 1-го числа очередного месяца, начисление и выплату заработной платы в целом за этот месяц производит наниматель, с которым работник выразил желание продолжать трудовые отношения после реорганизации.