Из письма в редакцию:
«В нашей организации возникли следующие вопросы:
1. В результате реорганизации (в форме присоединения) мы получили холодильное оборудование. Нормативный срок его службы составляет 10 лет. Фактический срок службы оборудования у передающей организации – 6 лет. Оборудование передано на основании передаточного акта по стоимости, отраженной в балансе передающей стороны.
Можно ли по оборудованию, полученному в результате реорганизации, установить срок полезного использования за минусом срока фактической эксплуатации у передающей организации?
2. С августа 2018 г. производственная линия переведена на консервацию сроком на 1 год. Срок ее полезного использования составляет 6 лет (72 месяца). Производственная линия принята к учету и введена в эксплуатацию в мае 2016 г. До момента консервации (август 2018 г.) срок фактической эксплуатации составил 2 года и 3 месяца (27 месяцев).
Как рассчитать срок полезного использования линии после консервации (для расчета амортизации с сентября 2019 г.)? Как учесть период консервации в расчете? Следует ли увеличивать срок полезного использования на период консервации?
Владимир Сергеевич, бухгалтер»
Объекты получены в результате реорганизации (присоединения)
Вопросы определения нормативного срока службы и срока полезного использования основных средств в случае реорганизации не оговорены в Инструкции № 37/18/6 [1].
* О пересмотре нормативного срока службы
Существует общий порядок установления нормативного срока службы:
1) нормативный срок службы объектов основных средств, в т.ч. ранее находившихся в эксплуатации, определяет при приобретении каждый балансодержатель или собственник с даты принятия их к бухгалтерскому учету при вводе в эксплуатацию в годах (соответствующем им количестве месяцев);
2) по объектам, ранее находившимся в эксплуатации, комиссия организации по проведению амортизационной политики (далее – комиссия) вправе определить нормативные сроки службы вдвое ниже соответствующих значений, приведенных в классификации амортизируемых основных средств, но не ниже чем до 3 лет – по зданиям, сооружениям и пере-даточным устройствам и 2 лет – по другим объектам основных средств (п. 18 Инструкции № 37/18/6).
При реорганизации в форме присоединения юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 54 ГК [2] и ст. 17 Закона № 2020-XII [3]).
Порядок и форма составления бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации законодательством не оговариваются. В этом случае составляют бухгалтерскую отчетность путем объединения показателей отчетности реорганизуемой организации, в т.ч. стоимости объектов основных средств. Таким образом, в балансе организации отражаются остаточная стоимость основных средств присоединяемой организации и сумма амортизации, начисленной за весь период их эксплуатации.
Фактически приобретения основных средств новым балансодержателем или собственником не происходит, так как на момент поступления основных средств в организацию их стоимость формируется не на основании рыночной стоимости, а переносится из баланса присоединяемой организации.
На основании изложенного при определении срока полезного использования будет правомерно учесть срок фактической эксплуатации данных объектов до присоединения. Остаточный срок полезного использования составит 4 года (10 – 6).
Объект выведен из консервации
После передачи в эксплуатацию объекта основных средств, находившегося на консервации, амортизацию начисляют выбранным способом (применяемым до перевода на консервацию либо заново установленным в соответствии с Инструкцией № 37/18/6) начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем передачи в эксплуатацию (приложение 4 к Инструкции № 37/18/6). При этом надо исходить из недоамортизированной стоимости объекта на 1-е число месяца начисления амортизации и остаточного срока полезного использования.
* О праве не начислять амортизацию в 2019 г.
Остаточный срок полезного использования рассчитывают как разность установленного срока полезного использования и срока фактического начисления амортизации на 1-е число месяца, следующего за месяцем перевода на консервацию.
Таким образом, месяцы нахождения объекта на консервации не учитывают при расчете остаточного срока полезного использования.
В рассматриваемом случае учитывают срок фактической эксплуатации до августа 2018 г. включительно, т.е. 2 года и 3 месяца (27 месяцев). В итоге остаточный срок полезного использования составит 3 года и 9 месяцев (6 лет – 2 года и 3 месяца).
Законодательством установлены случаи пересмотра срока полезного использования. Однако дополнительный пересмотр срока полезного использования после завершения консервации в них не предусмотрен.
Справочно: комиссия вправе пересматривать сроки полезного использования основных средств (с обязательным отражением в учетной политике возможности их пересмотра) с начала отчетного года, а также в случаях завершения модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, проведенного технического диагностирования и освидетельствования, оформленных в качестве капитальных вложений актами сдачи-приемки выполненных работ, в случаях проведения переоценки с привлечением оценщика, в случаях, перечисленных в пп. 25, 45 и 46 Инструкции № 37/18/6 (п. 24 Инструкции № 37/18/6).
Вместе с тем общий срок полезного использования автоматически продлевается за счет того, что период консервации не включается в период начисления амортизации при расчете остаточного срока полезного использования.
* Нюансы начисления амортизации в учетной политике в 2019 г.
Искренне Ваша, Ольга Павловна