Организация направляет товар заказчику посредством почтовых отправлений наложенным платежом.
Должна ли организация в таких случаях использовать кассовое оборудование?
Нет, не должна.
Кассовое оборудование используется для проведения принятых кассиром сумм денежных средств, в т.ч. наличных, и выдачи покупателю (потребителю) платежного документа, подтверждающего оплату товара, т.е. когда расчеты покупателем производятся непосредственно с кассиром (п. 4 Положения № 924/16*).
_____________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16, постановление № 924/16).
В случае осуществления торговли с доставкой товаров посредством почтовых отправлений наложенным платежом наличные денежные средства организацией непосредственно от покупателя не принимаются. Следовательно, необходимость в использовании кассового оборудования у организации отсутствует.
Организация открывает ряд автозаправочных станций, которые будут осуществлять продажу нефтепродуктов.
Когда кассир должен выдать клиенту чек КСА: до заправки машины или после?
Это зависит от того, какую схему отпуска нефтепродуктов (заправки), оплаты и оформления платежного документа (чека) будет применять организация.
Давайте рассмотрим вопрос более детально.
По общему правилу при приеме денежных средств кассир обязан:
– провести с использованием кассового оборудования суммы принятых денежных средств;
– выдать покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара (работы, услуги);
– поместить полученные от покупателя наличные денежные средства в ящик для денег кассового оборудования (при его наличии) или иное место аналогичного назначения (п. 4 Положения № 924/16).
Используемое оборудование |*| должно быть включено в Государственный реестр* и применяться в соответствии со сферой применения, указанной в данном реестре (п. 11 Положения № 924/16).
_______________
* Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр).
Однако применение каждого правила имеет свои нюансы. Так и в нашем случае.
На автозаправочных станциях используются модели (модификации) КСА, включенные в Государственный реестр со сферой применения «Услуги автозаправочных станций по реализации нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов, товаров и услуг».
Одним из основных требований, предъявляемых к таким КСА, является обеспечение учета денежных сумм и оформление платежных документов (чеков) на кассовом оборудовании в едином цикле с отпуском нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов. При этом на платежном документе (чеке), помимо прочего, в обязательном порядке печатается информация о количестве и цене отпускаемых нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов, а также общая стоимость покупки. Данное требование определено в государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 1364.6 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Дополнительные требования к кассовым суммирующим аппаратам и специальным компьютерным системам, применяемым на автозаправочных станциях».
В основном организации при отпуске нефтепродуктов (заправке) на автозаправочных станциях в Республике Беларусь в своей деятельности практикуют следующие схемы отпуска нефтепродуктов (заправки), оплаты и оформления платежного документа (чека):
– «расчет – заправка – чек»;
– «расчет – чек – заправка – окончательный расчет с возвратом денег (в случае отпуска топлива меньше заказанного количества, например, с учетом емкости топливного бака)».
В целях оптимизации работы кассиров и обслуживания покупателей на автозаправочных станциях ряд организаций использует схему «расчет – заправка – чек», что позволяет в случае заправки топлива в количестве менее оплаченного, например с учетом емкости топливного бака, выдать (вернуть) покупателю денежные средства за недолитое топливо, не используя операцию регистрации факта возврата денежных средств. В то же время и в этих случаях по требованию покупателя кассир, проведя с использованием кассового оборудования суммы принятых денежных средств, может сформировать на кассовом оборудовании платежный документ, подтверждающий оплату товара (работы, услуги), и выдать его покупателю (потребителю) при проведении расчета.
Обязан ли визовый центр установить и использовать платежный терминал для оплаты услуг клиентами?
Организации обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в т.ч. прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности, указанных в приложении 1 к постановлению № 924/16 (подп. 2.8 п. 2 постановления № 924/16).
Данное приложение не содержит такой объект, как визовый центр. Поэтому визовый центр при оказании услуг вправе не устанавливать и не использовать для приема денежных средств платежный терминал |*|.
* Рекомендации специалиста МНС в части приема денежных средств с использованием КСА с СКНО
Справочно: по состоянию на 1 июля 2019 г. в Республике Беларусь используется 15 297 тыс. банковских платежных карточек. За 1-е полугодие 2019 г. доля безналичных платежей в розничном товарообороте составила 44,2 %, или более 8,9 трлн. бел. руб. Учитывая значительное количество держателей банковских платежных карточек в Республике Беларусь, целесообразно рекомендовать визовому центру предоставить потребителям возможность осуществления расчетов при оказании услуг визового центра с использованием банковских платежных карточек, для чего установить и использовать платежный терминал.
Организация осуществляет торговлю мясом и мясными полуфабрикатами на торговых местах на рынке. Всего торговых мест восемь. Наличные денежные средства за реализованные товары организация принимает без использования КСА с отражением общей суммы выручки в приходных кассовых ордерах. Для привлечения покупателей организация решила на одном из торговых мест на рынке установить КСА с платежным терминалом.
Вправе ли организация установить КСА только на одном торговом месте? Утратит ли она при этом право принимать наличные денежные средства без использования КСА на данном и остальных торговых местах?
Организация вправе установить на одном из торговых мест на рынке КСА с платежным терминалом. Прием денежных средств на нем должен осуществляться только с использованием КСА.
На остальных 7 торговых местах сохраняется старый порядок приема наличных денег.
Обоснуем наш ответ.
Прием денежных средств, в т.ч. наличных, при продаже товаров осуществляется организациями и ИП с использованием кассового оборудования. Исключения из этого правила предусмотрены в п. 35 Положения № 924/16.
Среди них случай, указанный в вопросе, – осуществление розничной торговли на торговых местах на рынках (за исключением продажи запасных частей к автомобилям) и ярмарках без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов (подп. 35.4 п. 35 Положения № 924/16).
Прием наличных денежных средств в случаях реализации продовольственных товаров на торговых местах на рынках осуществляется организациями (ИП):
– с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены), иного периода, определяемого организациями (ИП), но не реже чем 1 раз в 7 дней общей суммы выручки за рабочий день (смену), иной период, определяемый организациями (ИП), но не реже 1 раза в 7 дней (п. 38 Положения № 924/16);
– при условии, что ими не зарегистрирован в налоговом органе КСА или не используется КСА с установленным средством контроля налогового органа (СКНО) (п. 41 Положения № 924/16).
При этом согласно Инструкции № 44* регистрация в налоговом органе кассового оборудования осуществляется с указанием адреса установки кассового оборудования (за исключением оборудования, используемого на транспорте, при развозной торговле и осуществлении торговли по образцам с доставкой товаров на дом или иное оговоренное место).
_______________
* Инструкция о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, в том числе совмещенных с таксометрами, и билетопечатающих машин и снятия их с регистрации, утвержденная постановлением МНС Республики Беларусь от 05.09.2011 № 44.
Аналогично, в соответствии с п. 23 Инструкции № 9* РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» в отношении организаций (ИП), использующих КСА с установленным СКНО, вносит в центр обработки данных системы контроля кассового оборудования, помимо иной обязательной информации, информацию об адресе места нахождения КСА, типе (виде) объекта (при наличии), в котором используется КСА, наименовании модели (модификации) КСА, заводском номере аппарата.
_______________
* Инструкция о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных, утвержденная постановлением МНС Республики Беларусь от 02.03.2012 № 9.
Следовательно, при наличии у организации на одном торговом месте на рынке КСА, зарегистрированного в налоговом органе, или использовании КСА с установленным СКНО прием наличных денежных средств на таком торговом месте должен осуществляться только с использованием КСА.
При этом действующее законодательство не содержит требований по установке КСА и платежных терминалов на других торговых местах на рынке для осуществления организацией розничной торговли мясом и мясными полуфабрикатами |*|.
* Правила и особенности работы КСА в объектах бытового обслуживания