Камеральная проверка проводится без оформления предписания
Камеральная проверка осуществляется в налоговом органе, в котором организация – налоговый агент стоит на учете. Такая проверка:
– позволяет налоговым органам проверить, как организации исполняют налоговые обязательства, определенные НК [1] и иным законодательством;
– предоставляет плательщикам право самостоятельно устранить нарушения, выявленные налоговым органом, и доплатить налог.
Камеральная проверка включает предварительный или последующие этапы ее проведения (п. 2 ст. 73 НК).
Налоговый орган вправе получать от плательщика при проведении (п. 4 ст. 73 НК):
При выявлении ошибок в представлении и заполнении декларации по налогу на доходы:
– в ходе предварительного этапа камеральной проверки – налоговому агенту будет направлено сообщение с предложением не позднее 5 рабочих дней со дня получения сообщения внести в нее соответствующие исправления и (или) представить пояснения;
– в ходе последующего этапа камеральной проверки – налоговому агенту будет направлено уведомление с предложением не позднее 10 рабочих дней со дня его направления представить дополнительные документы, информацию и (или) пояснения, либо внести соответствующие исправления в декларацию и (или) документы, либо представить декларацию.
Сообщение или уведомление имеют установленную форму и направляются в электронном или письменном виде.
Что входит в обязанности организации – налогового агента?
Налоговый агент, выплачивающий доходы нерезидентам, не осуществляющим деятельность в нашей стране через постоянное представительство, обязан:
1) представить в налоговый орган декларацию по налогу на доходы |*|. Срок представления – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
* Четыре ситуации по заполнению декларации по налогу на доходы
2) исчислить из доходов нерезидента налог на доходы и перечислить в бюджет Республики Беларусь. Срок уплаты – не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Справочно: с 2019 г. налоговым периодом налога на доходы является календарный квартал, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы, если иное не установлено ст. 193 НК (п. 1 ст. 193 НК).
Обязанность по представлению декларации по налогу на доходы у налогового агента возникает в тех случаях, когда возникает объект обложения налогом на доходы.
Справочно:
подтверждение представляет нерезидент или его налоговый агент в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента.
Например, в случаях, если нерезидент:
1) не представил до срока сдачи декларации подтверждение о том, что он имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения (далее – подтверждение). Подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства (п. 1 ст. 194 НК);
2) представил подтверждение до срока сдачи декларации или после уплаты налога и международный договор Республики Беларусь со страной нерезидента предусматривает пониженные ставки налога на доходы.
В декларации указываются льготные ставки налогообложения со ссылкой на норму международного договора (соглашения);
3) представил подтверждение до или после уплаты налога и международный договор Республики Беларусь со страной нерезидента предусматривает полное освобождение от налогообложения.
Если подтверждение представлено после уплаты налога на доходы |*|, то в этом случае декларация представляется за период, в котором был начислен доход иностранной организации, с внесенными изменениями и дополнениями.
* Вопросы-ответы по налогообложению иностранных организаций в 2019 г.
Нарушения, допускаемые налоговыми агентами в декларациях по налогу на доходы
Рассмотрим нарушения, выявленные в ходе камеральных проверок.
Ситуация 1
Налоговый агент несвоевременно подал декларацию и уплатил налог
Белорусская организация (заказчик) заключила договор оказания аудиторских услуг с английской компанией, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (исполнитель).
Услуга оказывалась на протяжении II квартала 2019 г., и согласно акту оказанных услуг ее стоимость отражена в бухгалтерском учете белорусской организации 28.06.2019.
Услугу заказчик оплатил на условиях 100%-й предоплаты – 29.03.2019.
Налоговый агент представил декларацию 19.07.2019, а 22.07.2019 перечислил в бюджет налог на доходы.
Налоговая инспекция при камеральном контроле установила, что налоговый агент поступил неверно, и направила ему сообщение, которое он исполнил в течение 2 дней после получения сообщения: подал декларацию с уточненными сведениями и уплатил пени.
В данном случае днем начисления дохода и датой возникновения обязательства по уплате налога на доходы является дата отражения в бухгалтерском учете налогового агента факта осуществления предоплаты (29.03.2019), как наступившая ранее даты приемки аудиторских услуг. Белорусская организация должна была перечислить налог на доходы не позднее 22.04.2019 и подать декларацию за I квартал 2019 г. по сроку не позднее 22.04.2019 (20 и 21 апреля 2019 г. – нерабочие дни).
Данный вывод основан на следующих нормах НК.
Доходы иностранной организации от оказания аудиторских услуг являются объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих свою деятельность через постоянное представительство в Республике Беларусь (подп. 1.12.1 п. 1 ст. 189 НК).
Ставка налога на доходы за этот вид услуг составляет 15 % (подп. 1.5 п. 1 ст. 192 НК).
Для белорусской организации (заказчика), которая ведет бухгалтерский учет, день начисления дохода (платежа) в пользу иностранной организации определяется по дате отражения в ее бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством):
– факта выполнения работы, оказания услуги (подп. 2.1 п. 2 ст. 191 НК);
– факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации (подп. 2.3 п. 2 ст. 191 НК).
День начисления дохода (платежа) иностранной организации определяется по наиболее ранней из этих дат (п. 2 ст. 191 НК). Аванс, перечисляемый белорусской организацией нерезиденту, признается доходом от источника в Республике Беларусь (п. 3 ст. 189 НК).
Ситуация 2
Декларация содержит неверные сведения и налог не уплачен
У белорусской организации (заказчик) заключен в январе 2019 г. с российской организацией договор на поставку оборудования, проектные работы и работы по установке оборудования. Поставка оборудования произошла в феврале 2019 г., проектные работы выполнены в феврале – марте 2019 г., акт выполненных проектных работ подписан 29.03.2019. Установка завершена в мае 2019 г. Расчеты по договору начаты в феврале 2019 г. и должны быть завершены не позднее 30.05.2019. Последний платеж по договору просрочен, российская организация выставила штрафные станции и пеню, которые заказчик исчислил и уплатил 20.09.2019.
Доходы в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров являются объектом обложения налогом на доходы (подп. 1.7 п. 1 ст. 189 НК). Ставка налога составляет 15 % (подп. 1.5 п. 1 ст. 192 НК).
Доходы иностранной организации, полученные от выполнения следующих работ и услуг, являются объектом обложения налогом на доходы:
– инжиниринговых услуг, среди которых проектные работы и услуги (подп. 2.10 п. 2 ст. 13; подп. 1.12.1 п. 1 ст. 189 НК) со ставкой налога на доходы – 15 % (подп. 1.5 п. 1 ст. 192 НК);
– услуг по установке, наладке оборудования, находящегося на территории Республики Беларусь (за исключением доходов, получаемых от оказания услуг по установке, наладке оборудования, которые являются неотъемлемым условием внешнеторгового договора на его приобретение в собственность или временное пользование) (подп. 1.12.11 п. 1 ст. 189 НК).
Обязательство по исчислению и уплате налога на доходы от оказания проектных работ и услуг возникло в марте 2019 г., так как акт выполненных работ подписан 29.03.2019, и дата отражения в бухгалтерском учете налогового агента факта оказания услуги предшествовала факту оплаты выполненных проектных работ. Но в налоговый орган было представлено в марте 2019 г. подтверждение о резидентстве российской организации в России, что позволило налоговому агенту представить декларацию по сроку не позднее 22.04.2019 (20 и 21 апреля 2019 г. – нерабочие дни) с показателями, указывающими на освобождение от налога на доходы по проектным работам. Налог на доходы правомерно не уплачивался, а основанием для этого являлась норма ст. 7 Соглашения с Россией [2] – у российской организации постоянного представительства в Беларуси нет.
Доходы от выполнения работ, оказания услуг по установке, наладке оборудования в описываемой ситуации не являются объектом обложения налогом на доходы, поскольку выполнялись в рамках внешнеторгового договора на его приобретение.
Налоговый агент 18.10.2019 подал в налоговый орган декларацию, в которой отразил доходы российской организации в виде неустоек (штрафов, пеней) за нарушение условий договоров, указал в ней на освобождение от налога и не уплатил налог на доходы по сроку не позднее 22.10.2019.
Выплаты штрафных санкций резидентам Российской Федерации подпадают под тот случай, когда налогообложение штрафных санкций производится на территории Республики Беларусь по ставке 15 % вне зависимости от наличия либо отсутствия справки о постоянном местонахождении на территории Российской Федерации.
Поэтому декларацию по налогу на доходы следовало представить не позднее 21.10.2019 (20.01.2019 – нерабочий день) со ставкой налога на доходы 15 % и уплатить его не позднее 22.10.2019.
Налоговый орган направил сообщение налоговому агенту о выявленной ошибке, который в течение 4 дней после получения сообщения подал декларацию с уточненными данными и уплатил пени.
Важно! К налоговым агентам по указанным в ситуациях нарушениям будет применена ответственность: