У юридического лица отсутствуют денежные средства для уплаты налога на прибыль по установленному сроку.
Будет ли налогоплательщик в этой ситуации привлечен к административной ответственности, если у него отсутствует объективная возможность исполнить налоговое обязательство?
Не будет при условии представления платежных поручений к текущим (расчетным) банковским счетам.
Избежать административной ответственности налогоплательщик может, выполнив предписания, предусмотренные в п. 2 примечания к ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» (далее – КоАП): не будет административным правонарушением неуплата или несвоевременная уплата налога, если неисполнение произошло по причине отсутствия на текущих (расчетных) банковских счетах средств, достаточных для исполнения своевременно направленных плательщиками (иными обязанными лицами) поручений на перечисление сумм налогов, сборов (пошлин) в полном объеме. В связи с этим при отсутствии денежных средств на банковских счетах налогоплательщик может исключить применение к нему административной ответственности, если своевременно представит платежные поручения к текущим (расчетным) банковским счетам.
Обращаем внимание! Указанная норма будет применима, если платежные поручения будут выставлены ко всем имеющимся у плательщика текущим (расчетным) банковским счетам.
Юридическое лицо своевременно представило в обслуживающий банк платежные поручения на уплату налога, однако по причине отсутствия денежных средств налоговое обязательство не исполнено. В состав юридического лица входит подведомственный филиал, имеющий расчетный счет, однако головная организация не направила платежное поручение к данному счету. Налоговым органом принято решение о привлечении юридического лица к административной ответственности |*| за неуплату налога.
* О привлечении к административной ответственности бухгалтера и порядке защиты его деловой репутации
Правомерна ли позиция налогового органа?
Да, правомерна.
В рассматриваемой ситуации позиция налогового органа правомерна. Обоснуем данный вывод.
По договору текущего (расчетного) банковского счета одна сторона (банк или небанковская кредитно-финансовая организация) открывает другой стороне (владельцу счета) текущий (расчетный) банковский счет для хранения денежных средств владельца счета и зачисления на этот счет денежных средств, поступающих в пользу владельца счета, а также выполняет поручения владельца счета о перечислении и выдаче соответствующих денежных средств со счета. Владелец счета предоставляет банку или небанковской кредитно-финансовой организации право использовать временно свободные денежные средства, находящиеся на счете, с уплатой процентов, определенных законодательством Республики Беларусь или договором, и уплачивает банку или небанковской кредитно-финансовой организации вознаграждение (плату) за оказываемые ему услуги (ст. 197 Банковского кодекса Республики Беларусь).
Определение статуса «филиал» дано в п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь: филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства.
Филиал наделяется имуществом создавшим его юридическим лицом и действует на основании утвержденных им положений. Имущество филиала юридического лица следует учитывать отдельно на балансе создавшего его юридического лица (отдельно в книге учета доходов и расходов организаций, применяющих УСН).
С учетом вышеизложенного филиал в отношениях с банком не может выступать владельцем счета, поэтому банковский счет, используемый филиалом, является счетом юридического лица.
При отсутствии денежных средств, достаточных для исполнения налогового обязательства юридического лица, ответственность к нему не будет применена при условии, что платежные поручения представлены не только к расчетным (текущим) счетам, используемым самим юридическим лицом, но и к текущим (расчетным) банковским счетам, используемым его филиалом.
Организация имеет расчетный (текущий) счет и депозитный счет, открытые в разных банках.
Необходимо ли юридическому лицу выставлять платежные поручения к депозитному счету для уплаты причитающихся налогов с целью избежания административной ответственности?
Нет.
С 31.01.2018 не является административным правонарушением неуплата или неполная уплата налога, если не исполнено налоговое обязательство |*| и платежные поручения не представлены на иные счета, кроме текущего (расчетного) банковского счета. Поэтому ответственность к субъекту не будет применяться, если возникла неуплата налога, но на его текущих (расчетных) банковских счетах отсутствуют средства, достаточные для исполнения своевременно направленных плательщиком поручений на перечисление сумм налогов, сборов (пошлин) в полном объеме. Выставление поручения к депозитному счету для целей избежания ответственности не требуется.
* О выполнении налоговых обязательств и ответственности за их неисполнение
Юридическое лицо самостоятельно выявило ошибку по исчислению НДС и представило уточненную декларацию в налоговый орган. Уплата причитающейся суммы налога произведена до назначения налоговой проверки, в результате которой могут быть обнаружены факты недоплаты налога.
Будет ли к юридическому лицу применена административная ответственность в этой ситуации?
Нет, при определенных условиях.
Административная ответственность у юридического лица не наступит, если неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины) произведена до назначения проверки и внесены соответствующие изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет). При проведении камеральной проверки административное правонарушение не возникает, если отсутствует необходимость внесения в налоговую декларацию (расчет) изменений и дополнений и причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) уплачена до составления акта камеральной проверки. Приведенные нормы законодательства предусмотрены в п. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП.
С учетом вышеизложенного, если юридическое лицо самостоятельно выявит ошибку, представит (при необходимости) уточненную декларацию и уплатит причитающуюся сумму налогов до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены неуплата или неполная уплата налогов (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной проверки, – до составления акта проверки), то состав административного правонарушения у такого юридического лица отсутствует.
Налоговым органом проводится проверка финансово-хозяйственной деятельности организации. Решение по акту проверки еще не вынесено, но в ходе проверки налогоплательщик произвел доплату причитающихся сумм налогов за проверяемый период.
Позволит ли данный факт исключить применение административной ответственности к юридическому лицу?
Нет.
Уплата ранее не уплаченного налога в период проведения налоговой проверки не исключит применение мер административной ответственности |*| к налогоплательщику.
* Споры с налоговыми органами до вынесения решения по акту проверки
Важно! Налоговая декларация (расчет) по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и (или) дополнениями не представляется в период проведения проверки за налоговый либо отчетный период, подвергаемый проверке, а также не представляется за налоговый либо отчетный период, подвергнутый проверке, за исключением случаев, когда такие изменения и (или) дополнения связаны с отражением результатов проверки в бухгалтерском или налоговом учете либо с отражением в бухгалтерском или налоговом учете обстоятельств, которые наступили после начала проверки, но имеют отношение к периоду, подвергнутому проверке (п. 6 ст. 40 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Юридическим лицом причитающаяся сумма налога уплачена после составления налоговым органом протокола об административном правонарушении за неуплату указанного налога.
Наступит ли административная ответственность, если на дату рассмотрения налоговым органом материалов проверки об административном правонарушении налог будет уплачен?
Ответственность наступит, однако ее размер будет снижен в 2 раза.
Состав административного правонарушения установлен и зафиксирован протоколом об административном правонарушении. Поэтому последующая уплата налога не может выступать квалифицирующим признаком наличия или отсутствия состава правонарушения. В случае исполнения обязанности по уплате налогов, сборов после ее выявления налоговым органом, но до вынесения постановления по делу об административном правонарушении к субъекту будут применены нормы ст. 7.9 КоАП, устанавливающие обязательное уменьшение размера штрафа в 2 раза при наличии смягчающих обстоятельств.
Обращаем внимание! Возможность уменьшения в 2 раза размера штрафа предусмотрена в т.ч. и в случае частичного добровольного исполнения налогового обязательства (примечание 3 к ст. 13.6 КоАП). Уменьшенный размер штрафа в этих ситуациях применяется в части суммы налога, на которую налоговое обязательство исполнено.
Налогоплательщик допустил несвоевременное выставление электронного счета-фактуры по НДС на Портал налоговых органов.
Предусмотрена ли административная ответственность за данное нарушение?
Ответственность наступит, если просрочка составляет более одного рабочего дня.
Плательщик обязан в установленном порядке в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав выставить покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав ЭСЧФ либо направить его на Портал налоговых органов (ст. 131 НК).
КоАП установлена административная ответственность за непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством.
Обязанность представления ЭСЧФ установлена НК, поэтому за несвоевременно выставленные ЭСЧФ по НДС ответственность будет наступать по ст. 13.8 КоАП в виде предупреждения или штрафа от 2 до 20 БВ.
Важно! Не является административным правонарушением непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, если установленный срок превышает 2 рабочих или календарных дня, а просрочка представления документов и иных сведений составила не более 1 рабочего дня (примечание к ст. 13.8 КоАП).