Главный бухгалтер явился по вызову в ДФР.
Сотрудник данного органа попросил бухгалтера рассказать о «незаконных» сделках предприятия по поставке товара в Россию и предупредил, что если она это не сделает, то ДФР самостоятельно, без обращения в суд и без составления акта проверки, произведет корректировку налоговой базы, вследствие чего предприятию доначислят налоги.
Может ли сотрудник ДФР «пугать» бухгалтера проверками и доначислением налогов?
Нет, не может.
Деятельность органов финансовых расследований осуществляется на принципах законности, уважения и соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь»; далее – Закон № 414-З).
Работник органов финансовых расследований во всех случаях ограничения прав гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности (ст. 12 Закона № 414-З).
Бухгалтер отказался дать пояснения на вопросы, задаваемые сотрудником ДФР.
Могут ли органы ДФР корректировать налоговую базу и сумму налогов без проведения проверки?
Да, могут.
Надо отметить, что органы ДФР имеют право корректировать налоговую базу и сумму налогов без проведения проверки |*| независимо от того, «сотрудничает» с ними бухгалтер или нет.
Такое право предоставлено органам ДФР постановлением КГК Республики Беларусь от 09.07.2019 № 3, которым утверждена Инструкция о порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации (далее – Инструкция № 3).
Инструкция № 3 определяет порядок составления и направления ДФР КГК организациям (ИП):
– заключений об установлении оснований, указанных в п. 4 ст. 33 НК, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) (далее – заключение). Форма заключения содержится в приложении 1 к Инструкции № 3;
– информации о выявленных фактах совершения ими хозяйственных операций с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение (далее – информация).
Так как органы ДФР имеют право производить корректировку налоговой базы и без проведения проверки, получается, что они могут проводить ее по любым сделкам на свое усмотрение.
Означает ли это, что органы ДФР в данном случае бесконтрольны?
Нет, корректировка налоговой базы органами ДФР производится не по их усмотрению, бесконтрольно, а строго в рамках требований Инструкции № 3.
Для проведения корректировки органы ДФР должны иметь в совокупности основания, факты, доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств.
Основания указаны в п. 4 ст. 33 НК:
– установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);
– основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);
– отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).
Факты – это документальное подтверждение совершения предприятием правонарушения в экономической сфере. Например, протоколы опросов, допросов; акты осмотра, выемки; полученные сведения из различных органов, учреждений и т.д.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств:
1) на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях поступала выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и при этом при наличии соответствующих объектов налогообложения в налоговые органы представлены налоговые декларации (расчеты) по налогам и сборам, уплачиваемым из выручки (валовой выручки), данные которых свидетельствуют об отсутствии этих объектов налогообложения, либо такие налоговые декларации (расчеты) не представлены в течение двух отчетных периодов подряд;
2) сумма денежных средств, поступившая на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях за месяц, превысила 5 000 базовых величин (на момент поступления денежных средств) и при этом представитель субъекта предпринимательской деятельности не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства;
3) фактически от имени субъекта предпринимательской деятельности действует не уполномоченное в установленном порядке лицо или печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты субъекта предпринимательской деятельности переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому этих печатей, бланков и платежных инструментов не допускается в соответствии с законодательством.
Как органы ДФР устанавливают факты и собирают доказательства для составления заключения?
Основания, факты и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств для корректировки налоговой базы, как указано в п. 3 Инструкции № 3, устанавливаются органами ДФР по результатам проверки и (или) в ходе расследования уголовного дела.
Обращаю внимание, что основания, факты и доказательства могут быть установлены при проведении проверок и расследований уголовных дел не только в отношении предприятия, которому предложат откорректировать налоговую базу, но и в отношении любых иных субъектов.
ДФР может сделать вывод о наличии оснований, фактов и доказательств для составления заключения исходя из информации, сведений, содержащихся, например, в протоколах опросов, допросов директоров, водителей, работников предприятия; в актах осмотра помещений, компьютеров; в протоколах изъятия документов, техники; в полученных сведениях из органов связи, пограничных, таможенных служб и т.д. |*|
* Действия, которые может предпринять организация на стадии до вынесения решения по акту проверки
При этом, каков должен быть объем информации для того, чтобы сделать вывод о достаточности оснований, фактов и доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств для корректировки налоговой базы, – это личное понимание и оценка сотрудника ДФР.
Предположим, что ДФР имеет все основания для корректировки налоговой базы. При опросе главного бухгалтера сотрудник ДФР предлагает к определенному сроку произвести корректировку по конкретной хозяйственной операции и доплатить налоги.
Законны ли требования сотрудника?
Нет, незаконны.
Основанием для проведения субъектом корректировки налоговой базы является составленное органом ДФР заключение, которое должно содержать:
– наименование (фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется)) субъекта предпринимательской деятельности;
– учетный номер плательщика;
– предусмотренное п. 4 ст. 33 НК основание, об установлении которого составлено заключение;
– ссылку на документы (информацию, материалы), подтверждающие наличие одного или нескольких оснований, указанных в п. 4 ст. 33 НК, а также фактов и обстоятельств, указанных в п. 3 Инструкции № 3;
– подтвержденный документами (информацией, материалами) период, в течение которого установленное заключением основание влечет корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) |*|.
* Допускаемые организациями искажения данных бухгалтерского учета и отчетности и их последствия
При этом заключение составляется в 2 экземплярах, подписывается заместителем Председателя КГК – директором ДФР или его заместителем и скрепляется печатью.
Заключение вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) субъекту предпринимательской деятельности или его представителю в течение 3 рабочих дней с момента его составления.
Организация по объективным причинам временно не находится по юридическому адресу, поэтому не получает почту.
Что будет, если в адрес организации направят заключение, а она его не исполнит по причине, указанной в ситуации?
Заключение должно быть исполнено.
Как указано в Инструкции № 3, при отсутствии субъекта предпринимательской деятельности, а также представителя субъекта предпринимательской деятельности по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему месту нахождения (месту жительства), известному ДФР, заключение направляется по последнему известному ДФР месту нахождения (месту жительства) такого субъекта предпринимательской деятельности или его представителя.
В этом случае субъект предпринимательской деятельности считается надлежащим образом ознакомленным с ним, а заключение – полученным по истечении 3 рабочих дней со дня направления.
При работе с тем или иным субъектом хозяйствования предполагаешь, что партнер по сделке является добросовестным. Однако на практике иногда бывает по-иному.
Как можно узнать, выносилось ли органами ДФР в отношении партнера по сделке заключение?
Информация о составленных заключениях размещается на официальном сайте КГК не позднее 5 рабочих дней с момента их составления и включает следующие сведения:
– наименование (фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется)) субъекта предпринимательской деятельности;
– учетный номер плательщика;
– предусмотренное п. 4 ст. 33 НК основание, об установлении которого составлено заключение;
– подтвержденный документами (информацией, материалами) период, в течение которого установленное заключением основание влечет корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора).
Сайт КГК: www.kgb.by/ru, раздел «Сведения о составленных ДФР КГК заключениях» |*|.