С 2 марта действуют новые формы справок, которые приравнены к административным решениям
Постановлением 99, в частности, установлены:
– формы принимаемых налоговыми органами административных решений;
Например, требования к информации, которую должно содержать заявление, к документам, которые необходимо представить дополнительно вместе с заявлением, и т.д.
В настоящем комментарии будут затронуты лишь вопросы, касающиеся осуществления административных процедур, связанных с уплатой подоходного налога с физических лиц.
Так, постановлением 99, в частности, установлены формы справок:
– об уплате подоходного налога с физических лиц, земельного налога и налога на недвижимость в отношении отчуждаемого объекта недвижимого имущества (приложение 2 к постановлению 99).
Справка об уплате подоходного налога с физических лиц, земельного налога и налога на недвижимость в отношении отчуждаемого объекта недвижимого имущества
Необходимость получения данной справки обусловлена требованием Закона РБ от 18.07.2004 305-З "О нотариате и нотариальной деятельности".
То есть справку могут выдать либо физическому лицу, либо юридическому лицу (если отчуждаемое недвижимое имущество принадлежит не находящемуся в Республике Беларусь иностранному или международному юридическому лицу). Если говорить о подоходном налоге, то справку выдают только физическому лицу, так как оно является плательщиком этого налога. При этом справку могут выдавать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю при приобретении ими у физического лица объекта недвижимого имущества.
Физическое лицо. К справке, выдаваемой физическому лицу, прилагают информационное сообщение с указанием сумм (за каждый последующий месяц года, в котором выдают справку), вида налога (налогов), подлежащего уплате за последующие месяцы, реквизитов счета, на который должен быть перечислен соответствующий налог (налоги). В случае если по имеющимся у налогового органа на дату выдачи справки сведениям подоходный налог с физических лиц, земельный налог и налог на недвижимость не подлежат уплате в связи с отсутствием объекта налогообложения или в связи с использованием льгот, установленных законодательными актами, такое сообщение к справке не прилагают.
Отметим, что физические лица, у которых при отчуждении объекта недвижимого имущества в соответствии с налоговым законодательством возникнет обязанность по уплате подоходного налога с физических лиц, уплачивают причитающиеся суммы этого налога до получения справки. Поря-док и сроки выдачи такой справки гражданам установлены п. 18.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 200.
Юридическое лицо. Основанием для выдачи справки юридическому лицу служит отсутствие задолженности по земельному налогу и налогу на недвижимость по данным учета налогового органа.
Порядок и сроки ее выдачи юридическим лицам установлены п. 38 перечня административных процедур, осуществляемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.10.2007 1399 (далее – перечень 1399).
Юридическое лицо для получения такой справки должно оформить заявление о ее выдаче. В этом заявлении следует указать:
– информацию, предусмотренную п. 3 ст. 14 Закона РБ от 28.10.2008 433-З "Об основах административных процедур":
наименование уполномоченного органа, в который подают заявление;
сведения о заинтересованном лице (фамилия, собственное имя, отчество, место жительства (место пребывания) – для гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем; фамилия, собственное имя, отчество, место жительства, учетный номер плательщика, наименование государственного органа, иной государственной организации, осуществивших государственную регистрацию, дата и номер решения о государственной регистрации, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – для индивидуального предпринимателя);
наименование и место нахождения, наименование государственного органа, иной государственной организации, осуществивших государственную регистрацию, дата и номер решения о государственной регистрации, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – для юридического лица;
наименование административной процедуры, за осуществлением которой обращается заинтересованное лицо;
представляемые вместе с заявлением документы и (или) сведения (при их наличии);
подпись гражданина, либо подпись руководителя юридического лица или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать заявление, заверенная печатью юридического лица, либо подпись представителя заинтересованного лица (электронная цифровая подпись таких лиц);
– сведения о виде сделки, виде отчуждаемого имущества, месте его нахождения (подп. 2.10 п. 2 постановления 99).
Справка о постоянном местопребывании физического лица в Республике Беларусь в налоговом периоде в целях избежания двойного налогообложения
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного праваи обеспечивает соответствие им налогового законодательства (ст. 5 Налогового кодекса РБ (далее – НК)). Необходимость в получении указанных справок вытекает из положений указанной статьи.
То есть если международным договором РБ, содержащим положения о налогообложении, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены НК и иными актами белорусского налогового законодательства, то применяют правила международного договора.
Так, отдельные международные договоры, заключенные Республикой Беларусь с другими иностранными государствами, предусматривают налогообложение ряда доходов в стране, для которой получатель дохода признается резидентом.
Факт подтверждения постоянного местопребывания физического лица в Республике Беларусь для целей применения международного договора РБпо вопросам налогообложения удостоверяют справкой (п. 3 ст. 182 НК). Ее форма утверждена постановлением 99 (приложение 5).
Пример 1
Гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на ее территории, заключил с украинской организацией договор на оказание ей услуг адвоката.
Доход, получаемый физическим лицом, которое является резидентом одного договаривающегося государства, за профессиональные услуги или иную деятельность независимого характера, облагают налогом только в этом государстве, за исключением случаев, когда оно имеет постоянную базу в другом договаривающемся государстве для осуществления этой деятельности. Если он имеет такую базу, доход могут облагать налогом в другом договаривающемся государстве, но только по доходу, который может быть отнесен к этой постоянной базе. При этом термин "профессиональные услуги" включает, в частности, независимую научную, литературную, артистическую, художественную, образовательную или преподавательскую деятельность так же, как и независимую деятельность врачей, адвокатов, инженеров, архитекторов, зубных врачей и бухгалтеров (ст. 14 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 24.12.1993).
Таким образом, если гражданин Республики Беларусь постоянно проживает на территории РБ и не располагает постоянной базой в Украине, то доходы, полученные им от украинской организации за оказанные профессиональные услуги, не облагают налогом в Украине. Украинской организации необходимо получить официальное подтверждение того, что гражданин, которому она выплатила доход, постоянно проживает на территории РБ.
Справка об уплате (удержании) подоходного налога с физических лиц в целях избежания двойного налогообложения
Практически во всех международных договорах, заключенных Республикой Беларусь с другими государствами по вопросам налогообложения, предусмотрен механизм устранения двойного налогообложения.
Так, если лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве получает доход или владеет имуществом в другом договаривающемся государстве, которые в соответствии с международным договором можно облагать налогом в другом государстве, сумма налога на этот доход или имущество, подлежащая уплате в этом другом государстве, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом или имуществом в первом упомянутом государстве.
Например, вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местожительством в одном договаривающемся государстве в отношении работы по найму, могут облагать налогом в другом договаривающемся государстве (ст. 14 "Доходы от работы по найму" Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее – Соглашение с Российской Федерацией)).
Основанием, позволяющим вышеназванные доходы граждан РФ с постоянным местожительством в Российской Федерации облагать подоходным налогом в стране источника начисления и выплаты дохода, т.е. в Республике Беларусь, может служить по крайней мере одно из нижеприведенных условий:
а) вознаграждение выплачивает наниматель или от имени нанимателя, являющегося лицом с постоянным местопребыванием в Республике Беларусь;
б) расходы по выплате вознаграждения несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель, будучи лицом с постоянным местопребыванием в Республике Беларусь, имеет в Российской Федерации.
В целях устранения двойного налогообложения доходов, получаемых физическими лицами, непризнаваемыми резидентами РБ, из источников в Республике Беларусь, налоговые органы выдают справку об уплате (удержании) подоходного налога по форме, установленной МНС РБ (п. 4 ст. 182 НК).
Пример 2
Общество с дополнительной ответственностью (резидент РБ) заключило с гражданином РФ, являющимся налоговым резидентом РФ, срочный трудовой договор.
В рассматриваемой ситуации доходы, получаемые в виде заработной платы физическим лицом – резидентом РФ, могут облагать подоходным налогом на территории Республики Беларусь (соблюдено вышеприведенное условие "а") по ставкам, предусмотренным законодательством страны получения дохода.
С учетом того что в данном случае термин "могут" не запрещает производить налогообложение полученных доходов в другом договаривающемся государстве, т.е. в Российской Федерации.
Для целей устранения двойного налогообложения (ст. 20 Соглашения с Российской Федерацией) гражданин России должен представить в налоговые органы РФ справку, выданную в Республике Беларусь. Форма такой справки приведена в приложении 4 к постановлению 99.
В этом случае российская сторона произведет уменьшение причитающейся к уплате в ее бюджет суммы подоходного налога на сумму уплаченного подоходного налога в Республике Беларусь. Однако такое уменьшение не будет превышать сумму налога, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством РФ.
Справка, подтверждающая право на осуществление банковского перевода денежных средств физическому лицу
Необходимость получения данной справки обусловлена требованием Указа Президента РБ от 07.02.2006 71 "О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов" (далее – Указ 71).
Банк вправе перевести со счета юридического лица (индивидуального предпринимателя) в пользу физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, денежные средства в белорусских рублях на сумму, превышающую 100 базовых величин (БВ) на дату совершения такой операции. Однако данная операция возможна только после представления банку этим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем справки, подтверждающей право на осуществление банковского перевода денежных средств физическому лицу, выдаваемой налоговым органом в целях налогообложения (подп. 1.4 п. 1 Указа 71).
Указанную справку не надо представлять при перечислении физическим лицам денежных средств:
– на которые в соответствии с законодательными актами начисляют взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ;
– для выплаты пенсий, пособий, стипендий, алиментов, а также при перечислении денежных средств по решениям судов;
– из бюджета Союзного государства, республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, а также в качестве страховых выплат;
– за сданную населением продукцию животно-водства (кроме пушного звероводства), пчеловодства и растениеводства, за исключением доходов от реализации цветов и их семян;
– в целях их возврата юридическими лицамиили индивидуальными предпринимателями граж-данам в случае неисполнения обязательств построительству (реконструкции) жилых домов, квартир, объектов жилищной инфраструктуры и гаражей, в т.ч. в связи с досрочным расторжением договоров, выходом (исключением) граждан из организации застройщиков, гаражно-строительного кооператива;
– для выплаты дивидендов;
– в качестве личного дохода индивидуальными предпринимателями на банковские вклады (депозиты), банковские счета (текущие (расчетные), карт-счета), открытые ими как физическими лицами;
– на благотворительные счета;
– банками при совершении банковских операций;
– полученных в качестве:
иностранной безвозмездной помощи согласно Декрету Президента РБ от 28.11.2003 24 "О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи";
международной технической помощи по проектам (программам) в соответствии с Указом Президента РБ от 22.10.2003 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь".
Пример 3
Организация арендует у физического лица офисное здание, которое принадлежит ему на праве собственности. Сумма арендной платы в месяц составляет 21 000 000 руб. Расчеты с физическим лицом организация производит ежедекадно по 7 000 000 руб. в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на счет арендодателя.
Организация должна представить банку справки налогового органа, так как:
– арендная плата отсутствует в перечне выплат, при которых не требуют представления указанной справки;
– сумма каждой выплаты превышает 100 БВ (3 500 000 руб.).
– информацию, предусмотренную п. 3 ст. 14 Закона РБ "Об основах административных процедур";
– информацию о назначении платежа, сумме денежных средств, подлежащей перечислению физическому лицу, наименовании банка, обслуживающего юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, а также сведения о наименовании банка, в который перечисляют денежные средства физическому лицу (подп. 2.5 п. 2 постановления 99).
В такой справке налоговый орган указывает, подлежит либо не подлежит налогообложению в соответствии с законодательством причитающаяся к выплате физическому лицу сумма дохода:
– если не подлежит – должна быть указана норма НК, которой предоставлена льгота по подоходному налогу в отношении этого дохода;
– если подлежит – должны быть указаны статья НК, по которой этот доход облагают налогом, и сумма подоходного налога, подлежащая удержанию у физического лица и перечислению налоговым агентом в бюджет, либо сумма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет за счет средств налогового агента (когда, например, физическому лицу предоставлен заем).
Налоговый орган может потребовать от налогового агента уплату подоходного налога, например:
– при возмездном отчуждении физическими лицами:
в течение 5 лет принадлежащих им на праве собственности более одного жилого дома (доли в праве собственности на жилой дом) с хозяйственными постройками (при их наличии), более одной квартиры (доли в праве собственности на квартиру), более одной дачи, более одного садового домика с хозяйственными постройками (при их наличии), более одного гаража, более одного земельного участка, а также в течение календарного года – более одного автомобиля, технически допустимая общая масса которого не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает 8, или другого механического транспортного средства;
автомобиля, технически допустимая общая масса которого превышает 3 500 кг и (или) число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, превышает 8 (например, грузовики, автобусы, иная спецтехника);
ценных бумаг и финансовых инструментов срочного рынка, объектов недвижимого имущества (за исключением жилых домов, квартир, дач, садовых домиков с хозяйственными постройками, гаражей, земельных участков), имущественных прав, долей, паев (части доли, пая) в организациях, а также имущества, ранее используемого в предпринимательской деятельности в качестве основных средств;
– при выплате доходов за вышеназванное имущество плательщикам, непризнаваемым налоговыми резидентами РБ;
– при выдаче физическим лицам займов, кредитов (за исключением займов, кредитов, указанных в части четвертой п. 10 ст. 175 НК).
Ответственность за нарушение, выраженное в совершении должностным лицом банка операции (перевод со счета юридического лица, индивидуального предпринимателя в пользу физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, денежных средств в белорусских рублях на сумму, превышающую 100 БВ на дату совершения такой операции) без представления ему этим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем справки налогового органа, подтверждающей право на осуществление банковского перевода денежных средств физическому лицу, когда представление такой справки обязательно, либо при ее наличии, но на сумму, превышающую указанную в справке, предусмотрена ст. 11.62 Кодекса РБ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере до 5 БВ.
Вышеназванные справки оформляют в 2 экземплярах:
– первый экземпляр выдают заинтересованному лицу (его представителю) (в соответствующем случае направляют уполномоченному органу или нотариусу);
– второй оставляют в налоговом органе, выдавшем справку.