Административный штраф может налагаться как на юридическое лицо, так и на должностное лицо организации
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершении контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», с учетом последних изменений от 31.12.2019 № 499
По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющий в пределах его компетенции может составить протокол об административном правонарушении и (или) вынести постановление по делу об административном правонарушении. При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту (п. 59) |*|.
* Когда организацию и ее должностных лиц могут привлечь к административной ответственности
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, с учетом последних изменений от 18.12.2019 № 276-З (далее – КоАП)
При определении лица, подлежащего ответственности, исходят из содержания статей Особенной части КоАП. Протокол составляется в отношении виновного лица. Ответственность может возлагаться непосредственно на организацию, на должностных лиц в установленных случаях. В КоАП прямо определено, что за указанное правонарушение к ответственности может быть привлечено должностное лицо.
Должностным признается лицо, выполняющее:
– организационно-распорядительные функции (руководство деятельностью организации, ее подразделениями, направлением работы и т.д.) (например, руководитель организации, его заместители, начальники отделов, главный бухгалтер);
– административно-хозяйственные функции (управление оборотом имущества, денежных средств, организация учета и контроль за отпуском и реализацией материальных ценностей и т.п.) (например, заведующий складом);
– юридически значимые действия (в результате их совершения наступают или могут наступить значимые последствия для иных лиц) (например, бухгалтер, который произвел расчет пособия) (абз. 3 ст. 1.3).
За совершение одного административного правонарушения к ответственности могут одновременно привлекаться и организация, и ее должностное лицо (ч. 7 ст. 4.8).
Виды и размеры взысканий
КоАП
К организации могут быть применены следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация или взыскание стоимости (ч. 2 ст. 6.2, ч. 3 ст. 6.3). Наиболее часто применяемым к субъектам хозяйствования видом административного взыскания является штраф.
Штраф – это денежное взыскание, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законо-дательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в определенных случаях – в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки (ч. 1 ст. 6.5).
Размер штрафа указывается в статье, по которой привлекается к ответственности субъект хозяйствования. В статье могут оговариваться минимальный и максимальный пределы штрафа.
При этом максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать 1 000 базовых величин (ч. 3 ст. 6.5) |*|.
* Что делать бухгалтеру, если не хватает денег на уплату налогов
Важно! Наложение административного взыскания не освобождает организацию от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание (ч. 4 ст. 7.1).
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, с учетом последних изменений от 18.12.2019 № 276-З
Штраф должен быть уплачен физическим лицом не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, юридическим лицом – не позднее 15 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления – не позднее 1 месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения (ч. 1 ст. 15.3).
При неуплате штрафа юридическим лицом в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 15.3 кодекса, копия постановления о наложении административного взыскания направляется в банк для взыскания суммы штрафа из денежных средств юридического лица (ч. 3 ст. 15.3).
При неуплате штрафа физическим лицом в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 15.3 кодекса, орган, ведущий административный процесс, вынесший постановление о наложении административного взыскания, вправе направить это постановление по известному месту получения таким лицом заработной платы (ч. 4 ст. 15.3).
Бухгалтерский учет административных штрафов, налогообложение
Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, с учетом последних изменений от 22.12.2018 № 74
Сумма административного штрафа, наложенного на организацию, учитывается в бухгалтерском учете в составе прочих расходов по текущей деятельности на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности») (абз. 15 п. 13).
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)
Суммы административных штрафов, наложенные на организацию, не учитывают-ся при налогообложении прибыли (подп. 1.6 п. 1 ст. 173).
Трудовой кодекс Республики Беларусь, с учетом последних изменений от 18.07.2019 № 219-З (далее – ТК)
Наниматель в случаях, предусмотренных законодательством, обязан производить удержания из заработной платы работника по его письменному заявлению для производства безналичных расчетов (ст. 107).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.09.2020 № 1282 «Об удержании из заработной платы работников денежных сумм для производства безналичных расчетов»
Удержания из заработной платы работников денежных сумм для производства безналичных расчетов осуществляются по их письменному заявлению в целях решения бытовых, социальных вопросов, в т.ч. связанных с выплатой по кредитному договору, коммунальных платежей, профсоюзных взносов (подп. 1.1 п. 1).
Следовательно, с учетом норм ст. 107 ТК и данного постановления оснований для удержания из заработной платы сумм административно-го штрафа, наложенного на должностное лицо, нет.
Инструкция о порядке применения типового плана счетов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50, с учетом последних изменений от 13.12.2019 № 74
Суммы платежей по исполнительным документам отражаются по дебету счета 70 и кредиту 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Исполнительное производство
Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Минюста Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67, с учетом последних изменений от 26.10.2018 № 198
Наниматель со дня получения исполнительного документа обязан производить удержание денежных средств в соответствии с предписанием судебного исполнителя и в 3-дневный срок со дня выплаты пере-числять удержанные денежные средства взыскателю за счет должника или на счет органа принудительного исполнения.
Принудительный сбор, расходы по исполнению исполнительного документа перечисляются нанимателем на счет органа принудительного исполнения.
Размер удержания из заработной платы и приравненных к ней доходов исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (п. 84) |*|.
* Правоприменительная практика привлечения к ответственности за налоговые нарушения
Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве», в редакции от 09.01.2019 № 169-З
Удержания из заработной платы и приравненных к ней доходов наниматель производит в соответствии с очередностью удовлетворения требований взыскателей, установленной ст. 122.