Если организация приняла решение о самоликвидации…
Субъект хозяйствования, принявший решение о самоликвидации, вправе для проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет заключить договор оказания аудиторских услуг (подп. 2.8 п. 2 Декрета № 1 [1]). Такая проверка имеет множество плюсов: экономия времени на проведение проверки, сокращение времени на ликвидацию организации, отсутствие штрафных санкций в случае выявления ошибок в расчете налогов и т.д. При этом организации вправе самостоятельно выбрать аудиторскую организацию (аудитора) для оказания аудиторских услуг (ст. 17 Закона № 56-З [2]).
Заявление о ликвидации представляется по форме, установленной Минюстом. В нем наравне с указанием сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора указывают и информацию о заключении договора оказания аудиторских услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц при их ликвидации (прекращении деятельности), если такой договор заключается (абз. 2 части второй п. 7 Положения № 1 [3]).
Важно! Как видим, договор на оказание аудиторских услуг следует заключить до подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации, поскольку в самом заявлении о ликвидации необходимо указывать информацию о наличии такого договора.
Юридическое лицо, заключившее договор на оказание аудиторских услуг, обязано в течение 20 рабочих дней со дня представления в установленном законодательством порядке в регистрирующий орган заявления о ликвидации юридического лица представить составленные аудиторской организацией, аудитором-ИП аудиторское заключение и отчет по результатам оказания услуг по независимой оценке налоговому органу по месту постановки на учет, таможенному органу, в регионе деятельности которого находится юридическое лицо, а также Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» |*| по месту регистрации (п. 8 Положения № 500 [4]).
Аудиторское заключение и отчет позволяют налоговым и таможенным органам, Белгосстраху представить регистрирующему органу сведения, необходимые для ликвидации юридического лица без проведения дополнительных проверок. Но проведение аудиторской проверки не всегда означает, что после ее проведения проверка со стороны государственных органов будет отсутствовать.
Обращаем внимание! Аудиторы не обязаны проверять правильность расчетов с ФСЗН (исходя из нормы подп. 2.8 п. 2 Декрета № 1). Поэтому проведение проверки ФСЗН не зависит от проведения аудиторской проверки.
Налоговая проверка |*| не проводится в отношении:
– организаций, если они не вели деятельность со дня их государственной регистрации либо после проведения налоговой проверки (когда по ее результатам не выявлено нарушений);
– организаций, у которых не было движения денег по банковским счетам (электронным кошелькам) и (или) отсутствуют указанные счета (электронные кошельки) в течение 36 месяцев подряд, предшествующих дню внесения в ЕГР записи о начале процедуры ликвидации (п. 3 ст. 72 НК [5]).
Период, за который проводится проверка
При оказании аудиторскими организациями, аудиторами-ИП услуг по независимой оценке правильность исчисления, своевременность и полнота уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты которых возложен на налоговые органы, а также наличие (отсутствие) у юридического лица непрекращенных обязательств перед таможенными органами должны быть проверены за период, установленный законодательством для проведения проверки юридических лиц при их ликвидации налоговыми и таможенными органами. Исполнение обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний проверяется за 3 календарных года, предшествующих году, в котором принято решение о ликвидации, а также за период с начала текущего календарного года до даты принятия решения о ликвидации, но не более чем за период с даты государственной регистрации юридического лица до даты принятия им решения о ликвидации (п. 5 Положения № 500).
Справочно: по общему правилу проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, проверка соблюдения налогового законодательства – за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п. 4 ст. 74 НК [5]; п. 16 Указа № 510 [6]).
Основания проведения налоговой проверки после проведенной аудиторской оценки
Перечень оснований, при наличии которых проводятся дополнительные налоговые проверки, несмотря на осуществление аудиторской оценки (п. 2 постановления № 500):
1) имеется информация, не соответствующая данным, содержащимся в аудиторском заключении, которая может оказать влияние на исполнение проверяемым юридическим лицом обязательств перед бюджетом;
2) в аудиторском заключении указаны выявленные нарушения и в течение 30 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации юридического лица данные нарушения не устранены и не внесены соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет доходов и расходов, применяемый при УСН, и (или) налоговые декларации (расчеты);
3) налоговым органом принимались решения без проведения выездной проверки о зачете и (или) возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, на общую сумму более 3 000 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на дату представления в установленном законодательством порядке в регистрирующий орган заявления о ликвидации юридического лица |*|;
4) услуги по независимой оценке оказаны аудиторской организацией, аудитором-ИП, не соответствующими определенным требованиям.
Требования к аудиторской организации (ИП) для проведения аудиторской проверки при ликвидации
Организации при самоликвидации вправе самостоятельно выбрать аудиторскую организацию или аудитора-ИП для составления аудиторской оценки. При этом необходимо учесть требования к аудиторским организациям (ИП), установленные в части первой п. 2 Положения № 500:
– наличие договора страхования гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности;
– аудиторские организации должны иметь в штате как минимум одного аудитора со стажем работы не менее 3 лет;
– аудитор-ИП должен осуществлять аудиторскую деятельность не менее 3 лет.
Справочно: сведения о праве аудиторских организаций, аудиторов-ИП оказывать услуги по независимой оценке деятельности юридических лиц при их ликвидации содержатся в реестре аудиторов, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций и размещаются на официальном сайте Минфина (http://www.minfin.gov.by/ru/auditor_activities/registry/).