Организации и индивидуальные предприниматели предоставляют безвозмездную (спонсорскую) помощь в т.ч. в целях поддержки олимпийского и паралимпийского движений Беларуси, игровых видов спорта, проведения организациями физической культуры и спорта, профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы, спортивных мероприятий и участия в них, в т.ч. подготовки спортсменов (их команд), строительства и содержания физкультурно-спортивных сооружений (п. 2 Указа Президента РБ от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи").
Определение перечисленных выше видов организаций дано в ст. 11 Закона РБ от 18.06.1993 № 2445-XII "О физической культуре и спорте". Так, организацией физической культуры и спорта признают юридическое лицо, предметом деятельности (в т.ч. предпринимательской) которого в соответствии с учредительными документами являются:
1) развитие физической культуры и (или) спорта (вида спорта);
2) подготовка спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса;
3) физкультурно-оздоровительная и (или) спортивно-массовая работа с гражданами;
4) проведение спортивных мероприятий и (или) участие в них, в т.ч. подготовка спортсменов (команд спортсменов) и представление спортсменов (команд спортсменов) от своего имени на спортивных соревнованиях;
5) учебно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта.
Льготы для предприятий, оказывающих безвозмездную (спонсорскую) помощь спортивным организациям
Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы оказания предприятиями спортивным организациям безвозмездной (спонсорской) помощи, является Указ Президента РБ от 01.03.2010 № 116 "О дополнительных мерах государственной поддержки отдельных видов спорта" (далее – Указ № 116). Им предусмотрено, что республиканские федерации (союзы, ассоциации), а также клубы, перечень которых утвержден постановлением Совета Министров РБ от 30.03.2010 № 470 (далее – постановление № 470), получают поддержку в виде безвозмездной передачи спортивным организациям денежных средств, безвозмездного оказания услуг (выполнения работ) и (или) безвозмездной передачи имущества:
1) юридическими лицами, перечень которых утвержден постановлением № 470;
2) юридическими лицами, импортирующими в установленном законодательством порядке на территорию Республики Беларусь табачные изделия (за исключением сигар, сигарилл и курительного табака), произведенные на территории Российской Федерации, и направляющими спортивным организациям не менее 5 % от выручки, полученной ими от реализации указанных табачных изделий;
3) другими организациями и физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, в соответствии с законодательством.
В первом и втором случаях сумма помощи предоставляется, в частности, на следующих условиях:
– спортивным организациям первой лиги по футболу – по согласованным этими организациями и юридическими лицами, оказывающими такую поддержку, графикам и не может составлять более 1 млрд. руб. в год для спортивной организации;
– иным спортивным организациям – по согласованным этими организациями и юридическими лицами, оказывающими такую поддержку, графикам и не может составлять для юридического лица менее 5 % от финансовых и иных средств (за исключением средств республиканского и местных бюджетов, международных и иностранных спортивных организаций), полученных соответствующей спортивной организацией в предшествующем году.
В первом и втором случаях организации-спонсоры вправе включать в состав внереализационных расходов для целей налогообложения и учитывать при ценообразовании суммы денежных средств, безвозмездно перечисленных спортивным организациям, стоимость безвозмездно оказанных им услуг (выполненных работ) и безвозмездно переданного имущества, в т.ч. имущественных прав.
Кроме того, в первых двух случаях спонсоры имеют право:
а) на основании договора безвозмездной (спонсорской) помощи предоставлять помощь без ограничения ее размера и согласования в установленном порядке с руководителями соответствующих республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству;
б) при предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в виде денежных средств не указывать в договоре виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены спортивными организациями (выполнены, оказаны для них) на эти средства (п. 4 Указа № 116, п. 2 Указа № 300).
При оказании помощи в третьем случае организации облагаемую налогом прибыль уменьшают на сумму денежных средств, перечисленных спортивным организациям или направленных на оплату товаров (работ, услуг) для них по договорам о переводе долга, а также на стоимость безвозмездно переданных (выполненных, оказанных) спортивным организациям товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Льготы для спонсоров различаются в зависимости от статуса последних. Возможны 3 варианта:
1) федерации (клубы) и организации-спонсоры включены в Перечень;
2) федерации (клубы) включены в Перечень, организации-спонсоры – нет;
3) федерации (клубы) не включены в Перечень.
Спонсорскую помощь федерации (клубу), которая не включена в Перечень, оказывают на общих основаниях. Однако и здесь есть налоговая льгота, предусмотренная подп. 1.2 п. 1 ст. 140 Налогового кодекса РБ: от обложения налогом на прибыль освобождают прибыль организаций (в размере не более 5 % валовой прибыли), переданную зарегистрированным на территории Республики Беларусь бюджетным организациям здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, физкультуры и спорта или использованную на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права.
Особенности налогообложения у спортивных организаций при получении спонсорской помощи
Безвозмездно полученные средства и имущество спортивные организации не учитывают при налогообложении, но при этом не менее 25 % от полученных в течение календарного года средств направляют на развитие детско-юношеского спорта, инфраструктуры соответствующих видов спорта, включая строительство (реконструкцию, ремонт) физкультурно-спортивных сооружений и коммуникаций к ним (п. 3 Указа № 116).
Кроме того, не следует облагать:
– налогом на прибыль – суммы прибыли, полученной спортивными организациями от размещения рекламы;
– подоходным налогом с физических лиц – выплачиваемые спортивными организациями спортсменам (спортсменам-инструкторам, спортсменам-стажерам) и тренерам спортивных организаций, специализированных учебно-спортивных учреждений вознаграждения (призы) за участие в спортивных соревнованиях в размере до 100 % их годовой заработной платы по основному месту работы, а также доплаты на питание сверх установленных норм во время учебно-тренировочных сборов и спортивных соревнований;
– НДС – при ввозе на территорию Республики Беларусь республиканскими федерациями (союзами, ассоциациями) по виду (видам) спорта спортивной одежды и обуви общего и специального назначения, спортивного оборудования, инвентаря, снаряжения для собственных нужд, а также для проведения на территории Республики Беларусь международных спортивных соревнований (чемпионатов, первенств, розыгрышей кубков мира и Европы).