ЧТО ДЕЛАТЬ В 2010 ГОДУ ЗАКОНОПОСЛУШНЫМ БУХГАЛТЕРАМ, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛОГОВЫЕ ЗАТРАТЫ, КОТОРЫЕ НОРМИРОВАЛИСЬ В 2009 ГОДУ ПРИ РАСЧЕТЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ?
– Расходы на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги следует нормировать в пределах лимитов, установленных Указом № 398, а затраты на содержание служебного легкового автотранспорта – по постановлению № 638. Позже, когда законодательство изменится, данные расходы необходимо будет пересчитать нарастающим итогом и представить в инспекции уточненные декларации.
Специалист Минэкономики:
– Непонятно, чем продиктован этот вопрос. Можно подумать, что за январь лимиты, установленные Указом № 398, были полностью исчерпаны! Все 7,5 % от размера выручки (по расходам на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги)?! Если же бухгалтеры интересуются вопросом "в принципе", отвечу: законопослушные, как всегда, соблюдают действующее законодательство, иные ищут в нем несоответствия…
Специалист Минфина:
– Нами подготовлен и внесен на рассмотрение руководства республики проект указа, согласно которому для целей налогообложения устанавливаются только нормы представительских расходов. Иные расходы в проекте предложено не нормировать. Но в периоде, предшествующем подписанию нового указа, у организаций есть возможность определять налоговые затраты по нормам, установленным в 2009 г., которые действуют и сейчас.
Специалист Минюста:
– При решении подобных вопросов мы не являемся субъектом законодательной инициативы. Поэтому даже при очевидном несоответствии нормативных правовых актов можем только рекомендовать разработчикам привести их в соответствие. А пользователям – действовать строго по букве закона!
Наталья, аудитор:
– Вступление в силу Особенной части Налогового кодекса РБ – событие ожидаемое и предсказуемое, именно поэтому возникшая коллизия законодательства вызывает как минимум недоумение. Тем более что автором кодекса и Указа № 398 выступает одно и то же ведомство (а то и одни и те же специалисты). Остается только гадать, почему же необходимая синхронизация законодательства не была предпринята вовремя.
Елена Васильевна, главный бухгалтер:
– Раньше законодательством был определен ряд случаев, когда затраты учитывались при налогообложении. Сегодня с этим вопросом нет никакой ясности: никто не может сказать, что можно нормировать, а что нельзя. Как рассчитать рентабельность, сформировать цены, заплатить налоги? В налоговой говорят: в случае чего потом пересчитаете… А кто же тогда будет делать текущую работу, подготавливать и сдавать годовой отчет? Пора бы уже законодателям определиться!
Подготовила Лариса Некрасова, редактор "ГБ"