Что мешает применить аналогию налогового законодательства там, где она уместна?
Специалист МНС:
– В сфере налогового законодательства применение институтов аналогии закона и права невозможно. Это вытекает из особенностей налоговых правоотношений.
НК устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) (ст. 1 НК).
Властные отношения, складывающиеся в налоговой сфере, предполагают подчиненность одного субъекта другому, отсутствие независимости сторон налоговых отношений. Поэтому применение института аналогии закона неизбежно приведет к ущемлению прав плательщика, когда он в любом случае будет обязан уплатить налог или исполнить обязанность, что недопустимо.
Специалист инспекции МНС:
– Применение аналогии закона и права в налоговом законодательстве приведет к тому, что в любой спорной ситуации у сотрудников налоговых органов найдется возможность трактовать белые пятна законодательства в свою пользу.
Ирина Петровна, аудитор:
– Вопрос не праздный. Взять хотя бы налог на недвижимость или налог на землю. По этим налогам вообще вместо упрощения в последние годы такого наворотили… Вот и пишет МНС разъяснения. Но главное, что и в них не всё разъясняют либо разъясняют применительно к конкретной ситуации. Бухгалтеру невольно приходится применять правило аналогии, когда в организации возникает такая же ситуация, как и в разъяснении МНС. Понятно, что эти письма не являются нормативными документами. Но как поступить бухгалтеру, если в законодательстве многие вопросы не разъяснены?
Владимир Иванович, бухгалтер:
– НК – это основополагающий документ. Всем понятно, что разъяснить в нем все вопросы просто невозможно. А как порой поступать? Столкнулся с такой ситуацией: реализуем автомобиль, ввезенный ранее из Литвы. Законодательством (Указ Президента РБ от 24.11.2005 № 546) установлено, что при реализации таких автомобилей налоговую базу определяют так, как и при реализации товаров, на которые установлены регулируемые розничные цены. НДС, уплаченный при приобретении таких товаров, к вычету не принимают. Логично было бы так поступать и при реализации автомобиля. Однако ни в НК, ни в Указе № 546 это не прописано. Принимать НДС к вычету как-то страшновато, а не принимать – нет оснований. Было бы сказано в НК, что можно применить аналогию закона и права, – все бы стало на свои места.