В период подъема заболеваемости инфекцией COVID-19 организации обязаны:
– соблюдать общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденные актами Президента Республики Беларусь;
– выполнять специфические санитарно-эпидемиологические требования и гигиенические нормативы, определенные Советом Министров Республики Беларусь;
– соблюдать иные санитарно-эпидемиологические требования при необеспечении в процессе экономической деятельности безопасности иным способом, исключающим причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;
– осуществлять в пределах своей компетенции санитарно-противо-эпидемические мероприятия (ст. 31 Закона № 340-З ).
Граждане в свою очередь обязаны (ст. 28 Закона № 340-З ):
– соблюдать законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
– проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия или участвовать в их проведении;
– заботиться о состоянии своего здоровья и здоровья своих детей.
Все субъекты хозяйствования обязательно должны соблюдать нормы СанПиН № 217 [2], предусматривающие санитарно-противоэпидемические мероприятия, которые субъекты хозяйствования должны реализовывать в период эпидемического подъема заболеваемости инфекцией COVID-19. В частности, они предписывают предприятиям, учреждениям и организациям обеспечивать работников средствами защиты |*| органов дыхания от вирусов (подп. 42.1.6, 42.2.2, 42.3.5, 42.3.6.2, 42.3.7.2 п. 42 СанПиН № 217 ).
* Обязанности нанимателей и права работников по обеспечению средствами индивидуальной защиты
Кроме мероприятий, рекомендованных Минздравом Республики Беларусь*, к ним также относятся мероприятия, содержащиеся в комплексных планах по профилактике инфекции COVID-19, утвержденные решениями местных исполнительных и распорядительных органов и разработанные в соответствии с п. 40 СанПиН № 217 .
__________________
* Письма от 13.03.2020 № 7-19/4568 «О профилактике коронавирусной инфекции», от 04.04.2020 № 7-19/6000 «О проведении мероприятий по профилактике инфекции COVID-19».
Так, для жителей г. Минска подобный план был утвержден решением Мингорисполкома от 07.04.2020 № 1069.
Ситуация
В организации разработаны правила поведения сотрудников в целях профилактики заражения COVID-19
Наниматель разработал и утвердил приказом правила поведения сотрудников организации в целях профилактики заражения COVID-19. В частности, работники обязаны ежедневно утром измерять температуру и фиксировать ее в журнале, не появляться на работе с признаками ОРВИ, обратиться к врачу в случае недомогания, надевать маски при общении и т.п.
Можно ли отстранить работника с признаками ОРВИ от работы в связи с состоянием, связанным с болезнью, препятствующим выполнению работы? Можно ли привлекать работников за неисполнение приказа о профилактике к дисциплинарной ответственности?
Издание нанимателем приказа о соблюдении санитарно-эпидемиологических правил поведения работников является правомерным, поскольку направлено на реализацию нанимателем его обязанностей, установленных в ст. 31 Закона № 340-З , а также на реализацию предусмотренных в ст. 28 Закона № 340-З обязанностей граждан. Неисполнение указанных обязанностей может повлечь привлечение к ответственности.
Это обусловлено нормой ст. 4 Закона № 340-З , согласно которой за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения виновные несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.
Работник обязан, в частности, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным правовым актам (далее – ЛПА) (п. 2 части первой ст. 53 ТК [3]). За противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) устанавливается дисциплинарная ответственность (ст. 197 ТК ).
На основании приведенных норм при отказе работников соблюдать санитарно-эпидемиологические правила |*| поведения в порядке, установленном приказом нанимателя, они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за несоблюдение ЛПА.
Основания для отстранения нанимателем работников регулирует ст. 49 ТК .
Так, помимо случаев, предусмотренных законодательством, наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, появившегося на работе в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы (п. 1 части пятой ст. 49 ТК ).
По информации Минздрава Республики Беларусь, при наличии симптомов респираторной инфекции работник должен остаться дома, вызвать врача на дом, сократить контакты с окружающими, следовать рекомендациям врача.
Если у работника явно выражены признаки респираторной инфекции (кашель, чихание, повышенная температура тела), наниматель обязан отстранить такого работника от работы в установленном законодательством порядке и рекомендовать обратиться в учреждение здравоохранения.
За период отстранения от работы заработная плата не начисляется
Отстранение от работы оформляется приказом (распоряжением) нанимателя либо уполномоченного им должностного лица с указанием причины отстранения от работы.
Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись не позднее следующего дня, являющегося для работника рабочим.
Отказ работника от ознакомления с приказом (распоряжением) оформляется актом с указанием присутствовавших при этом свидетелей.
Важно! За период отстранения от работы заработная плата не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных частью девятой ст. 49 ТК .
Наличие у работника справки учреждения здравоохранения о посещении врача в день отстранения от работы и отсутствие выданного листка нетрудоспособности могут являться основанием для издания приказа о допуске работника к работе.
Допуск к работе работника, отстраненного от работы, оформляется приказом (распоряжением) нанимателя либо уполномоченного им должностного лица.
При выявлении среди работников случаев инфекции COVID-19 |*| необходимо продолжить выполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий, рекомендованных Минздравом Республики Беларусь, а также обеспечить выполнение дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий, рекомендованных территориальным центром гигиены и эпидемиологии, с учетом складывающейся в организации (на объекте) эпидемиологической ситуации.
* Экспресс-тестирование на антитела COVID-19 – вопросы бухучета и налогообложения