Из письма в редакцию:
«Наша организация является импортером продуктов питания. Мы заключили с нерезидентом контракт на поставку новой для рынка Республики Беларусь торговой марки соков и нектаров и планируем провести их дегустацию в белорусских торговых сетях.
Как правильно документально оформить проведение дегустации в торговых сетях?
Облагаются ли НДС товары, потребленные при проведении дегустации?
Вправе ли организация учесть в затратах товары, использованные при проведении дегустации?
Ольга Васильевна, бухгалтер»
Оформление дегустации
Дегустация представляет собой вид стимулирования покупателя с целью ознакомить целевую аудиторию со вкусом, свойствами товара, а также с целью инициации пробной покупки. Дегустация товаров дает возможность:
– привлечь внимание потребителя, отдающего предпочтение марке конкурента;
– почувствовать реальное преимущество дегустируемого товара (вкусовые качества, удобство и т.д.);
– изменить отношение потребителей (привить культуру потребления незнакомых товаров, разрушить нежелательные стереотипы).
Организация и порядок проведения дегустации зависят от вида товаров. В настоящее время регламентирован порядок проведения дегустации только алкогольных напитков |*| (постановление № 193 [1]).
Нормативных правовых актов, регламентирующих проведение дегустаций других продовольственных товаров, нет. Дегустация может проводиться работниками самой организации либо с привлечением сторонней организации (индивидуального предпринимателя). Возможно также заключение договора подряда с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем. В связи с этим организациям при проведении дегустации товаров целесообразно разработать и утвердить порядок (правила) проведения дегустаций, назначить ответственных лиц, определить перечень товаров (продукции) для дегустации, а также установить порядок ее документального оформления.
В случае привлечения для проведения дегустации сторонней организации с ней заключается договор оказания услуг, в котором указываются объем данных услуг, сроки их оказания, стоимость, порядок использования товаров, сроки представления отчета об их использовании и т.д.
По окончании проведения дегустации сторонняя организация представляет акт, подтверждающий выполнение обязательств по договору, и отчет об использовании полученных товаров, а также возвращает их остатки (если они имеются). На основании полученного отчета организация составляет первичный учетный документ на списание товаров, использованных при проведении дегустации, который подписывается комиссией и материально ответственными лицами организации.
Передача товаров со склада организации ответственным лицам для проведения дегустации осуществляется на основании накладной формы ТН либо иного первичного учетного документа, установленного в организации для таких целей. При перемещении товаров к месту их распространения с использованием автотранспортных средств в обязательном порядке заполняется накладная формы ТТН |*|.
По окончании проведения рекламной акции ответственные лица составляют отчет о ее проведении, в котором указывают в т.ч. количество и стоимость использованных при дегустации товаров. Неиспользованные товары возвращаются на склад по документам, аналогичным тем, по которым они выдавались.
Основанием для списания товаров, использованных при дегустации, может служить акт, содержащий реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные ст. 10 Закона № 57-З [2].
При дегустации товаров объект обложения НДС не возникает
По общему правилу объектом обложения НДС признают обороты по реализации товаров на территории Беларуси (подп. 1.1 п. 1 ст. 115 НК [3]).
Вместе с тем реализацией не признают передачу товаров потребителю рекламы при отсутствии оплаты или иного встречного исполнения обязательства, если такие товары являются объектами рекламирования и (или) содержат информацию об объектах рекламирования (подп. 2.5 п. 2 ст. 31 НК).
В ходе проведения дегустации реализация товаров не осуществляется, а имеет место их потребление с целью привлечения внимания потенциальных покупателей. При этом стоимость потребленных товаров представляет собой расходы организации на рекламу. Следовательно, использование товаров при проведении дегустации объектом обложения НДС не является.
Помимо продуктов, дегустация которых проводится, организации могут расходовать и иные продовольственные товары, обычно или зачастую употребляемые с ними. При исчислении НДС расходование указанных продуктов классифицируется как собственное потребление непроизводственного характера. Такая операция не является объектом обложения НДС (п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 115 НК [4]; письмо № 2-2-10/11937).
Налог на прибыль и бухгалтерский учет
Затраты на проведение дегустации (в т.ч. стоимость товаров, потребленных в ходе дегустации) связаны с процессом реализации товаров и соответственно включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли (п. 1 ст. 169 НК).
Иные продовольственные товары, потребляемые в ходе дегустации и не являющиеся предметом рекламирования |*|, по мнению специалистов налоговых органов, являются расходами на организацию питания при проведении рассматриваемого мероприятия (дегустации) и относятся к затратам, не учитываемым при налогообложении прибыли (подп. 1.4 п. 1 ст. 173 НК).
В бухгалтерском учете отражают следующие операции (см. таблицу):
Искренне Ваша, Ольга Павловна