Изменение применяемых понятий и терминов
1. Понятие иностранной безвозмездной помощи кардинально поменялось. Иностранной безвозмездной помощью (далее – помощь) согласно Декрету № 3 являются:
– денежные средства и товары (имущество), безвозмездно передаваемые (предоставляемые) отправителями (а к таковым относятся иностранные государства в лице их государственных органов или дипломатических представительств, международные организации, межгосударственные образования, иностранные организации, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, а также иностранные анонимные жертвователи) получателям (а таковыми являются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, получившие помощь от отправителей, а также физические лица, получившие помощь от отправителей и обратившиеся за ее регистрацией) в собственность, пользование, владение и (или) распоряжение;
– товары (работы, услуги), приобретенные (оплаченные, выполненные, оказанные) на территории Республики Беларусь получателями за счет денежных средств отправителей и безвозмездно переданные (выполненные, оказанные) получателям (вторичным (последующим) получателям) в порядке, предусмотренном планом целевого использования помощи.
2. Вводится понятие «вторичные (последующие) получатели» – это физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получившие помощь от получателей (вторичных получателей) согласно плану целевого использования помощи (далее – план) в целях ее использования, а также для дальнейшей передачи помощи физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в целях ее использования.
3. Декрет № 3 вводит ряд новых терминов: «благотворительный счет», «денежные средства», «объекты социального назначения», «товар».
4. Расширено значение таких терминов, как «нецелевое использование помощи» и «физические лица».
Что необходимо знать о цели использования помощи
Помощь может быть использована:
– для обучения и повышения квалификации работников государственных учреждений (включая государственные органы);
– обеспечения организаций физической культуры и спорта, учреждений образования, научных организаций, организаций здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, спортивной одеждой и обувью, спортивным оборудованием, инвентарем, снаряжением, расходными материалами для их обслуживания, а также призами, медалями, дипломами, цветами, сувенирной продукцией и наградной атрибутикой, фармакологическими и восстановительными средствами, витаминными белково-глюкозными препаратами;
– подготовки и участия национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, спортивного резерва в спортивных мероприятиях на территории Республики Беларусь и (или) за ее пределами;
– установки очистных сооружений, создания объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения отходов, внедрения альтернативных источников энергии;
– проведения государственными учреждениями (включая государственные органы) международных и республиканских мероприятий (соревнований, конференций, семинаров, конгрессов);
– оплаты общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности, согласно перечню, определяемому Управлением делами Президента Республики Беларусь;
– иных целей при условии согласования данных целей использования помощи Межведомственной комиссией по вопросам иностранной безвозмездной помощи (далее – Межведомственная комиссия).
Расширен и дополнен ряд действующих целей. Так, помощь может быть предоставлена также:
– для оказания медицинской помощи, в т.ч. медико-социальной и паллиативной медицинской помощи, а также для приобретения лекарственных средств и медицинских изделий, расходных материалов для их обслуживания, оплаты медицинских услуг, санаторно-курортного лечения и оздоровления населения;
– оказания социальной помощи и социальных услуг малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, лицам без определенного места жительства, а также лицам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. в связи с вынужденной миграцией;
– предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
– укрепления материально-технической базы государственных учреждений (включая государственные органы).
Исключены следующие цели использования помощи:
– проведение научных исследований, разработок, обучение, а также реализация научно-исследовательских программ;
– содействие охране историко-культурного наследия, развитие кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей), проведение культурных мероприятий, а также развитие и поддержка народного творчества, народных промыслов (ремесел), развитие особо охраняемых природных территорий, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
– обеспечение исполнения наказаний, профилактика правонарушений и пропаганда законопослушного образа жизни;
– развитие физической культуры и спорта, детско-юношеского спорта, в т.ч. проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Запрет использования помощи
Запрещено использовать помощь не только для осуществления экстремистской деятельности, других деяний, запрещенных законодательством, либо финансирования политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий, но и для осуществления террористической деятельности.
Новое! Запрещено использование помощи для организации любых мероприятий, направленных на проведение политической и агитационно-массовой работы среди населения.
Запрет на предоставление в качестве помощи
Декретом № 3 сокращен перечень товаров, которые не допускается предоставлять в качестве помощи. Из данного перечня исключены ограниченные к ввозу товары без наличия разрешения на ввоз, выданного в соответствии с законодательством, и изделия медицинского назначения с остаточным сроком службы менее 1 года, медицинская техника – менее 5 лет.
Плата за регистрацию помощи
Декретом № 3 за регистрацию помощи с получателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вводится плата в размере 0,5 % от суммы (стоимости) полученной помощи, не освобожденной от налогов, сборов (пошлин).
За регистрацию помощи, освобожденной от налогов, сборов (пошлин) в полном объеме, плата взиматься не будет.
До получения удостоверения помощью пользоваться нельзя
Декрет № 3 запретил использование помощи, подлежащей регистрации, до получения удостоверения, а в отношении имущества – также до осуществления в территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на данное имущество (под имуществом понимается недвижимое имущество, за исключением перемещаемых вещей, приравненных в соответствии с гражданским законодательством к недвижимому имуществу, и недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь).
Освобождение помощи от налогов, сборов (пошлин)
1. Помощь, подлежащая регистрации, может быть освобождена от налогов, сборов (пошлин) в порядке и на условиях, установленных Декретом № 3 .
2. Помощь, направляемая на оплату общехозяйственных расходов, не освобождается от налогов, сборов (пошлин).
3. Решение об освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин) принимается в зависимости от целей использования:
– Управлением делами Президента Республики Беларусь;
– Межведомственной комиссией.
Важно! Помощь может освобождаться от НДС; подоходного налога с физических лиц; налога на прибыль; налога при УСН; единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции; таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин (кроме подакцизных товаров), таможенного НДС в случаях, предусмотренных Декретом № 3 .
Использование помощи и изменение ее целевого назначения
Все получатели помощи (вторичные (последующие) получатели) направляют и используют помощь на указанные в плане цели, для реализации которых зарегистрирована помощь, а также представляют отчет о ее использовании. В плане также отражаются виды и размер расходов, перечень вторичных (последующих) получателей.
По заявлениям получателей цели использования помощи, виды и размер расходов, перечень вторичных (последующих) получателей могут быть изменены в порядке, установленном для регистрации помощи. При рассмотрении вопроса об изменении целей использования помощи Межведомственная комиссия вправе принять решение об отказе в освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин).
О благотворительных счетах
Лица, получающие помощь в виде денежных средств, обязаны открыть благотворительный счет в банке или небанковской кредитнофинансовой организации (далее – банк).
Денежные средства, поступающие в их адрес в качестве помощи, зачисляются на счета этих лиц в течение 3 банковских дней со дня получения данных средств или их ввоза в Республику Беларусь.
Банки могут отказать в перечислении (выдаче) денежных средств с благотворительных счетов в случае, если получателями (вторичными (последующими) получателями) не представлено документов, предусмотренных законодательством, а также в случае отсутствия (несоответствия) в платежных инструкциях на перечисление денежных средств, заявлениях на акцепт, заявлениях на получение наличных денежных средств номера и даты удостоверения, целей использования помощи, видов и размера расходов.
С 01.01.2021 банки будут ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, на безвозмездной основе представлять в Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь информацию, поименованную в п. 17 Декрета № 3 .
На сегодняшний день банки представляют отчетность в соответствии с постановлением № 46 [2].
Обращение взыскания на денежные средства, зарегистрированные в качестве помощи
Обращение взыскания по исполнительным и иным документам, являющимся основанием для списания денежных средств со счетов в бесспорном порядке, на денежные средства, зарегистрированные в качестве помощи, находящиеся на благотворительном счете, не производится, арест на указанные денежные средства не налагается, приостановление операций по благотворительным счетам в отношении данных денежных средств не осуществляется.
Однако обратить взыскание на благотворительный счет можно:
– когда обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на благотворительном счете, производится на основании исполнительного или иного документа, вид взыскания по которому соответствует целевому назначению средств, находящихся на данном благотворительном счете;
– в случаях, предусмотренных законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.