Вопрос 1. Формирование розничных цен
Сеть организаций розничной торговли осуществляет реализацию алкогольных напитков.
Обязательно ли во всех торговых объектах сети при формировании розничных цен на алкогольные напитки, относящиеся к определенной классификационной группировке, устанавливать единый уровень торговых надбавок или для каждого отдельно взятого торгового объекта уровень единых торговых надбавок может быть установлен обособленно?
В рамках одного субъекта торговли и (или) торгового объекта применяется единый уровень торговой надбавки |*|:
* Предельные минимальные цены на алкогольные напитки крепостью свыше 28 %
– на все виды таких товаров всех производителей;
– независимо от форм собственности;
– в разрезе наименований классификационных группировок алкогольных напитков в соответствии с ОКРБ 007-2012 [1] (постановление № 80 [2]).
Важно! Уровень применяемой торговой надбавки определяется субъектом торговли самостоятельно.
Так, согласно разъяснению МАРТ [3] субъект торговли, осуществляющий торговлю в нескольких торговых объектах, вправе устанавливать единые торговые надбавки на алкогольные напитки в отношении отдельно взятого торгового объекта, т.е. в разных торговых объектах уровень единых торговых надбавок может отличаться.
Справочно: в настоящее время регулирование цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 % осуществляется путем установления предельных минимальных цен на алкогольные напитки крепостью свыше 28 %, производимые и (или) реализуемые на территории Республики Беларусь (постановление № 52 [4]).
Пример 1
Формирование розничной цены на водку
Организация розничной торговли получила от производителя водку емкостью 0,5 л, в стеклянной бутылке, крепостью 40 % по отпускной цене 4,96 руб. за 1 бут. В соответствии ОКРБ 007-2012 водка относится к секции С, подсекции СА «Продукты пищевые, включая напитки и табачные изделия», разд. 11 «Напитки», код 11.01.10.633 – водка.
Следовательно, при формировании розничных цен на водку в рамках одного субъекта торговли и (или) торгового объекта применяется единый уровень торговой надбавки на все виды таких товаров всех производителей независимо от форм собственности.
При формировании розничной цены на водку емкостью 0,5 л, ст./б, крепостью 40 % организацией розничной торговли применяется торговая надбавка в размере 35 %.
Розничная цена на водку может быть сформирована следующим образом:
В других торговых объектах этой же торговой сети уровень единых торговых надбавок на алкогольные напитки, относящиеся к данной классификационной группировке, может отличаться.
Вопрос 2. Округление цен
Может ли магазин розничной торговли округлить сформированные розничные цены на алкогольные напитки до рубля, т.е. без копеек?
Нет, не может.
В разъяснении МАРТ указано, что розничные цены на алкогольные напитки округляются до двух десятичных знаков после запятой (до 1 копейки) согласно арифметическим правилам. В дробной части второйдесятичный знак после запятой увеличивается на 1, если третий десятичный знак после запятой составляет 5 и более; второй десятичный знак после запятой не изменяется, если третий десятичный знак после запя-той составляет менее 5. Осуществление округлений по иным правилам, в т.ч. до «красивой цены» и т.п., не допускается.
Полагаем, что таким образом сохраняется уровень единых торговых надбавок на алкогольные напитки, относящиеся к определенной классификационной группировке.
Пример 2
Округление цены
Организация розничной торговли получила от производителя виски емкостью 0,5 л, ст./б, крепостью 40 % по отпускной цене 18,68 руб. за 1 бут.
При формировании розничной цены |*| на такой напиток организацией розничной торговли применяется торговая надбавка в разме-ре 55 %.
В соответствии с ОКРБ 007-2012 виски относятся к секции С, подсекции СА «Продукты пищевые, включая напитки и табачные изделия», разд. 11 «Напитки», код 11.01.10.300 – виски.
Следовательно, при формировании розничных цен на виски в рамках одного субъекта торговли и (или) торгового объекта применяется единый уровень торговой надбавки на все виды таких товаров всех производителей независимо от форм собственности.
Розничная цена на виски может быть сформирована следующим образом:
Сформированная розничная цена на виски указывается на ценнике. Округление до розничной цены 35 руб. 00 коп. не допускается.
Вопрос 3. Изменение уровня торговой надбавки
Может ли магазин розничной торговли изменить уровень ранее установленной торговой надбавки на алкогольные напитки, относящиеся к определенной классификационной группировке?
Да, может.
В разъяснении МАРТ сказано, что субъект торговли при необходимости вправе изменить уровень ранее установленной торговой надбавки. При этом розничные цены на остатки алкогольных напитков в торговом объекте подлежат приведению в соответствие с установленным размером торговой надбавки по всему ассортименту товара, относящегося к данной классификационной группировке. Периодичность изменения единой торговой надбавки определяется субъектом торговли самостоятельно.
Рассмотрим порядок проведения переоценки остатков товаров в связи с изменением уровня торговых надбавок на условной ситуации.
Ситуация
В организации изменен уровень торговой надбавки
В организации розничной торговли |*| имеется в наличии водка белая крепостью 40 % по отпускной цене 5,10 руб. за 1 бутылку, емкостью 0,5 л, в количестве 200 бут., на которую изменяется торговая надбавка с 30 % до 40 %.
* Цены на продукцию общественного питания в учреждении образования
Специально созданной комиссией по состоянию на 4 ноября 2020 г. произведена переоценка остатков водки белой в количестве 200 бут.
Результаты описи-акта представлены в таблице:
В учете следует отразить*:
Д-т 41-2 – К-т 42 (субсчет «Торговая надбавка») – 102 руб.
– отражено увеличение торговой надбавки в розничной цене;
Д-т 41-2 – К-т 42 (субсчет «НДС в розничной цене») – 20 руб.
– отражено увеличение НДС в розничной цене.
_____________
* Корреспонденция счетов составлена редакцией.